Коммунитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:17, доклад

Краткое описание

Коммунитаризм (от community - сообщество) - 1) идеология, ориентированная на доминирование в обществе коллективистских ценностей и выдвигающая в качестве системообразующего понятия «сообщество»; 2) социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в их отношениях с государством и бизнесом. Можно выделить три отдельных, иногда конфликтующих направления коммунитарной мысли. Одни коммунитаристы считают, что сообщество заменяет потребность в принципах справедливости. Другие рассматривают справедливость и сообщество как нечто совершенно совместимое, но думают, что должное понимание ценности сообщества требует изменений концепции справедливости.

Вложенные файлы: 1 файл

Коммунитаризм.docx

— 32.41 Кб (Скачать файл)

 

ДОКЛАД

По дисциплине: «Современные политические теории»

Тема: « Коммунитаризм  »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммунитаризм (от community - сообщество) - 1) идеология, ориентированная на доминирование в обществе коллективистских ценностей и выдвигающая в качестве системообразующего понятия «сообщество»; 2) социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в их отношениях с государством и бизнесом.

Можно выделить три отдельных, иногда конфликтующих направления коммунитарной мысли. Одни коммунитаристы считают, что сообщество заменяет потребность в принципах справедливости. Другие рассматривают справедливость и сообщество как нечто совершенно совместимое, но думают, что должное понимание ценности сообщества требует изменений концепции справедливости. Это последнее направление разделяется на два лагеря. В одном утверждают, что сообщество нужно рассматривать как источник принципов справедливости (то есть справедливость должна основываться на понимании, разделяемом всеми в этом обществе, не на универсальных, неисторичных принципах); в другом — чтосообщество должно играть большую роль в самом содержании принципов справедливости (то есть справедливость должна придавать больший вес общему благу, и меньший — индивидуальным правам).

Коммунитаризм содержит две линии аргументации, и каждая имеет несколько отличную политическую окраску. Первая линия касается соотношения между Я и его целями. В той степени, в какой коммунитаристская идея «конституирующих целей» и «укоренённого Я» предлагается в качестве альтернативы либеральному представлению о способности к рациональному пересмотру, она является весьма консервативной доктриной, которая ограничивает возможности индивидов ставить под вопрос или отвергать традиции и практики, которые они находят унизительными и неудовлетворяющими.

В результате большая часть  коммунитаристов перешла ко второй линии аргументов относительно необходимости социального контекста для индивидуальной свободы. Здесь есть несколько реальных политических проблем, большинство из которых касается соотношения между единством и разнообразием.

Коммунитаристы  больше тревожатся о распространяющемся разнообразии целей в современных обществах и его влиянии на социальное единство и способность групп совместными усилиями достигать общих целей. Они не верят в то, что социальное единство может поддерживаться такой слабой связью, как общие принципы справедливости (или абстрактная, национальная идентичность), и боятся, что равновесие между разнообразием и единством потеряно.

В обычном словоупотреблении понятие «коммунитарист» используется для обозначения всякого, кто обеспокоен существующим состоянием социальных институтов. В то время как «либералы» в массовом сознании часто воспринимаются как те, кто сосредоточены исключительно на защите гражданских свобод индивидов и доступе к экономическим ресурсам, «коммунитаристы» заботятся о судьбе общественных институтов и их способности порождать чувство принадлежности к этическому сообществу.

Перефразируя Дерека Филлипса, можно сказать, что коммунитаристы бывают «смотрящими назад» или «смотрящими вперёд», и эти две точки зрения приводят к очень разным политическим выводам. Те, кто смотрят назад, обычно высказывают ностальгические жалобы об «упадке» сообщества и сетуют, что в «старые добрые дни» наши институты функционировали хорошо, но затем они были подорваны всё более агрессивным утверждением индивидуального и группового разнообразия. Утверждается, что «мы слишком далеко зашли» в предоставлении места индивидуальному выбору и культурному многообразию и даже стали «обществом вседозволенности», больше заботящимся о следовании индивидуальным предпочтениям, чем о выполнении общественных обязанностей. Такие коммунитаристы пытаются восстановить равновесие между разнообразием и единством, «возрождая» идею общего блага и сдерживая или уменьшая то разнообразие, которое подорвало бы общее понимание блага. Сам Филлипс полагает, что большинство коммунитаристов попадает в эту категорию «смотрящих назад».

Но есть и другая тенденция в коммунитаризме, признающая, что индивидуальный выбор и культурное разнообразие неизбежны и даже желательны для эпохи современности. Сторонники этой точки зрения признают, что мы живём в мультирасовых, мультирелигиозных и мультикультурных обществах, члены которых утверждают своё право решать для себя, заслуживают ли традиционные образы жизни того, чтобы продолжать их придерживаться. Смотрящий вперёд коммунитаризм принимает эти факты, но стремится найти новые источники общности, которые могли бы сбалансировать более мощные формы многообразия. Он ищет новые пути создания уз сообщества, интегрирующих и адаптирующих (а не ограничивающих) наше разнообразие возможностей выбора и стилей жизни. В Соединённых Штатах популярным примером этого является призыв к созданию новой программы «национальной службы», которая сводила бы вместе молодых людей разного происхождения для совместной работы над некоторыми общими проектами.

Различие между  смотрящими вперёд и смотрящими назад  версиями коммунитаризма не является жёстким. Многие коммунитаристы пытаются интегрировать элементы обоих подходов в своих теориях, чередуя ностальгическую риторику упадка и мечтательную риторику построения новых уз солидарности поверх различий. Поэтому трудно найти место коммунитаризма в континууме от левых до правых теорий: у большинства коммунитаристских авторов есть и элементы консервативной реакции, и элементы прогрессивного реформаторства.

6.      Коммунитаристская программа

Каким образом коммунитаристы предполагают сочетать два, казалось бы, противоречащих друг другу принципа - индивидуальной автономии и общественного  единения?

Социальный  порядок, в понимании коммунитариев, требует моральной парадигмы, в пределах которой задан комплекс разделяемых обществом норм и ценностей. Идеологи коммунитарного порядка противопоставляют его порядку, основанному преимущественно на принуждении (тоталитарные общества), так и либеральному порядку, поддерживаемому экономическим стимулированием. "Хорошее общество, - настаивают коммунитарии, - требует такого порядка, который увязан с нравственными ценностями его членов".

Важное положение коммунитаристской  программы предполагает, что общие нравственные нормы могут выполнять скрепляющую социум функцию лишь только в том случае, если они не будут навязываться сверху или, тем более, внедряться насильственно. Нормативный порядок может состояться тогда, когда большинство граждан верят в принятые в обществе нормы, убеждены в их справедливости, а не просто вынуждены им подчиняться. Таким образом, снимается противоречие индивидуального и общественного: личные ценности приобретают социетальный масштаб и предстают в качестве общественных (социальных добродетелей, в терминах коммунитариев).

Близка к коммунитарной  идее нормативного порядка концепция "доверия" Ф.Фукуямы. В понимании Фукуямы доверие - это не просто доверие членов общества к социальным институтам и друг к другу. Это еще и некий общественный климат, который определяет социально-политическое и экономическое состояние общества, а также его потенциал.

Объединение людей во имя общих целей может  осуществляться как на основе договорных отношений, так и эгоистического интереса. Однако наиболее стабильными и эффективными являются сообщества, члены которого разделяют одни и те же ценности. "В таких сообществах, - считает Фукуяма, - не требуется широкого договорного и правового регулирования отношений, поскольку между их членами существует предварительный морально-нравственный консенсус как основа для взаимного доверия". Стабильность социальной системы, экономическая и политическая, "зависит, в конечном счете, не просто от принятия и соблюдения законов, но и от способности к самодисциплине составлявших общество личностей".

Коммунитаристы отстаивают точку зрения, в соответствии с  которой совершенствование личности есть основа перестройки общества. Однако они решительно подчеркивают, что самосовершенствование личности может обеспечить улучшение общества лишь при условии действия индивида через посредство социальных групп.

Наиболее действенным  средством против разъединения являются коммюнити - посреднические органы между  индивидами и государством. Развитие низовых самоуправляющихся сообществ представляет собой альтернативу, как централизованному бюрократическому государству, так и превращению его в неуправляемый анархический конгломерат.

Программные установки  коммунитаристов определяют и характер отношений коммюнити и государства. Они предполагают автономию коммюнити и невмешательство в их внутренние дела, за исключением чрезвычайных обстоятельств, применительно к которым вмешательство должно строго регламентироваться законодательством. К таким обстоятельствам, помимо стихийных бедствий, эпидемии и т.п., отнесены и нарушения общегосударственных законов - это должно оградить индивида от злоупотреблений со стороны лиц и групп, занимающих лидирующие позиции в коммюнити, и обеспечить защиту прав личности.

Средством против потенциальной угрозы группового сепаратизма (социальной "балканизации"), с которым может быть сопряжено развитие автономных коммюнити, призван служить набор базовых демократических ценностей, разделяемых всеми коммюнити. Ценности каждой коммюнити не наносят ущерба единству общества, пока не вступают в противоречие с базовыми ценностями.

Во избежание нивелировки  приверженцы коммунитарного порядка ограничивают общественные ценности лишь комплексом базовых "добродетелей" и гарантируют право на различия по большинству нормативных вопросов. Этим они принципиально отличаются от социальных консерваторов с их пропагандой унитарных общественных ценностей. "Если индивидуалисты уходят от вопроса о нравственности, - замечает А.Этциони, - то социальные консерваторы нравственность монополизируют. Что ты ешь, что ты пьешь, что ты читаешь - все это получает моральную оценку”.

Общность  этических норм, равно как и  доверие - феномены историко-культурные. Они возникают на основе сложившихся обычаев, нравов, архетипических культурных символов. Именно это определяет наличие или отсутствие в обществе склонности к объединению. "Закон, контракт и экономическая рациональность, - полагает Ф.Фукуяма, - являются необходимым, но недостаточным основанием для стабильности и процветания постиндустриального общества, они должны быть заквашены на взаимности, моральных обязательствах, ответственности перед коммюнити и доверии - на всем том, что основано на обычаях, а не на рациональном расчете. Это нельзя считать анахронизмом в современном обществе, а, напротив, надо рассматривать как непременное условие его успеха".

Вместе с тем коммунитаристы учитывают многоплановый характер традиций, как консервирующих отсталость, так и способствующих обновлению общества. К последним они относят в первую очередь коммунитарную традицию. В частности, Ф.Фукуяма считает, что "проблемы Америки связаны с отходом американцев от исторически сложившейся коммунитарной ориентации американского общества".

Обновление общества идеологи коммунитаризма обусловливают его способностью адаптироваться к социальным изменениям, на чем, по их мнению, зиждется социальная стабильность, и в качестве адаптационного средства в их доктринах выступает коммюнити как образование, более динамичное, чем государственные структуры. Автономные коммюнити обеспечивают возможность выражения интересов индивидов и групп и там самым служат противовесом консервативным тенденциям властей, обычно сопротивляющихся необходимым переменам в социальных конструкциях и государственной политике. Социум, ограничивающий выражения интересов граждан, подрывает, по убеждению коммунитариев,свою способность к адаптации и, следовательно, свою стабильность.

Экономические проекты  коммунитариев определяются критикой либеральных принципов рыночного детерминизма, поощряющих индивидуалистические черты общества и тем самым способствующих дезинтеграционным процессам. С этих позиций они подвергают критике как рейганизм, так и концепцию государства всеобщего благосостояния, указывая на то, что обе эти экономические парадигмы основаны на принципе индивидуального успеха. По мнению теоретиков коммунитаризма, это лишь две стороны одной медали: первая соответствует периодам экономического спада, вторая - экономического роста. В качестве альтернативы они не предлагают ни усиления государственного контроля, ни, тем более, национализации. Их программа - создание государственной системы поощрения социальной ответственности бизнеса.

Пафос экономических воззрений  коммунитаристов заключается в  отрицании распространенного в  современной западной экономической  науке убеждения в самодостаточности  экономических законов для хозяйственного развития. Они настаивают на том, что решающее значение для успешного развития экономики имеют факторы, лежащие за ее пределами, в частности, такой культурно-ценностный фактор, как уровень доверия в обществе. Доверие, которое зиждется на сформированных традициях, способствует построению рыночной инфраструктуры. Вместе с тем отмечается, что в современном мире происходит новый процесс, который Фукуяма характеризует как "растущую одухотворенность экономической деятельности". "Зачастую, - фиксирует он свои наблюдения, - люди поступают не в соответствии с интересами рационального увеличения полезности в ее узком понимании, но вкладывают в хозяйственную деятельность морально-нравственные ценности".

Этический элемент  в хозяйственной деятельности западных обществ, как известно, присутствует издавна. Это явствует хотя бы из логики протестантской этики. Однако наблюдение Фукуямы справедливо в том смысле, что оно корреспондирует с отмечаемым многими исследователями процессом становления новой мотивации трудовой деятельности, сопряженной с растущим отказом от узкоматериалистических стимулов, и выдвижением на первый план стремления к самовыражению личности в труде.

Информация о работе Коммунитаризм