Коллективные договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель и задача работы – рассказать о самом коллективном договоре, как об основе трудовых отношений в организации, основываясь на последних изменениях в трудовом законодательстве Российской Федерации; роль коллективных договоров в практике функционирования рынка труда; порядок заключения коллективного договора, его содержание. А также реализацию условий коллективного договора, контроль за реализацией, и ответственность за нарушение, и неисполнение условий коллективного договора.
Предметом исследования являются отношения, регулируемые трудовым законодательством в части коллективного договора, соглашения.

Содержание

Введение 3 стр.
История заключения коллективных договоров в России 4 стр.
Понятие коллективного договора, его функции и стороны 6 стр.
Понятие коллективного договора 6 стр.
Функции коллективного договора 7 стр.
Стороны коллективного договора 8 стр.
Работодатели и представители работодателей 8 стр.
Работники и представители работников 9 стр.
Содержание, порядок заключения и действия коллективного договора
11 стр.
Ответственность за нарушение коллективного договора 14 стр.
Отличие коллективного договора от трудового договора 15 стр.
Заключение 18 стр.
Список использованной литературы 19 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Структура и содержание коллективных договоров.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение  3 стр.

  1. История заключения коллективных договоров в России  4 стр.
  2. Понятие коллективного договора, его функции и стороны  6 стр.
    1. Понятие коллективного договора  6 стр.
    2. Функции коллективного договора  7 стр.
    3. Стороны коллективного договора  8 стр.
      1. Работодатели и представители работодателей  8 стр.
      2. Работники и представители работников  9 стр.
  3. Содержание, порядок заключения и действия коллективного договора 

 11 стр.

  1. Ответственность за нарушение коллективного договора  14 стр.
  2. Отличие коллективного договора от трудового договора  15 стр.

Заключение  18 стр.

Список использованной литературы  19 стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин «коллективный» договор впервые ввели в употребление в конце прошлого века английские исследователи С. Вебб1 и Б. Вебб2. Они использовали этот термин при характеристике процесса переговоров о зарплате и других условиях труда между профсоюзами, с одной стороны, и предпринимателями или ассоциациями предпринимателей – с другой.

С развитием  и изменением экономической и  социальной жизни общества роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись. В условиях становления и развития рынка труда в современных условиях и новых по своему характеру общественных связях в современной России происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

В основной части  данной работы рассмотрены и проанализированы законы и иные нормативные акты, относящиеся к теме.

Главная цель и  задача работы – рассказать о самом коллективном договоре, как об основе трудовых отношений в организации, основываясь на последних изменениях в трудовом законодательстве Российской Федерации; роль коллективных договоров в практике функционирования рынка труда; порядок заключения коллективного договора, его содержание. А также реализацию условий коллективного договора, контроль за реализацией, и ответственность за нарушение, и неисполнение условий коллективного договора.

Предметом исследования являются отношения, регулируемые трудовым законодательством в части коллективного договора, соглашения.

 

  1. ИСТОРИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ В РОССИИ

В России первые коллективные договоры появились во времена первой русской революции. Однако в царский период нашей истории их заключалось немного и они не имели юридического признания.

После Октябрьской  революции 1917 года практика заключения коллективных договоров в России приобрела правовой статус, закрепленный декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 июля 1918 г. «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда». С началом политики военного коммунизма коллективно-договорная практика полностью исчезла из жизни общества, а все аспекты трудовых отношений стали регулироваться в централизованном порядке.

В период восстановления народного хозяйства после Великой  Отечественной войны, когда очевидной стала необходимость задействовать все рычаги повышения энтузиазма и инициативы народных масс, руководство страны вновь обратилось к коллективно-договорной практике. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1947 года «О заключении коллективных договоров на предприятиях промышленности, транспорта и строительства», они стали активно создаваться по всей стране. Однако документы, называвшиеся коллективными договорами, не были по-настоящему согласительными документами и не являлись актами нормативного характера и источником права. Их основной целью была мобилизация трудящихся на выполнение и перевыполнение производственных планов. Нормативная часть коллективных договоров состояла в ту пору «из воспроизведения нормативных актов, исходящих от органов государственной власти и включаемых в договор, чтобы ознакомить с ними трудящихся».

В дальнейшем процесс  заключения коллективных договоров  был формализован, государством был четко определен не только порядок заключения и основные разделы коллективного договора, но и меры по контролю за его выполнением. Начиная с 1992 года с изданием закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», предусматривающего участие работников и их представителей в урегулировании социально-трудовых отношений не только на конкретном предприятии, в организации, но и на уровне территории или определенной отрасли. Стали заключаться генеральные, тарифные, региональные, отраслевые, межотраслевые соглашения, главная цель которых заключалась в предотвращении забастовок, иных социальных потрясений, урегулировании социально-трудовых отношений.

С принятием  в 2002 г. Трудового кодекса РФ, ст. 41 которого определила, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, перечень предлагаемых для включения в него вопросов носит рекомендательный характер и не является исчерпывающим, что дает законное право участникам переговоров самим решать, какие вопросы включать в коллективный договор.

Новая редакция ст. 41 ТК РФ, вступившая в силу с 6 октября 2006 г., предоставила большую свободу сторонам при переговорах в выборе содержания коллективного договора, исключив ч. 4 указанной статьи, где была закреплена обязанность сторон включать в коллективный договор нормативные положения, если в законах или иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

В том, что за относительно небольшой период истории  коллективные договоры превратились из пустой и никому не нужной формальности в реально работающий механизм регулирования социально-трудовых отношений, мы видим неоспоримую заслугу профсоюзного движения. Профсоюзные органы использовали все имеющиеся в их распоряжении методы, чтобы помочь своему активу в работе над коллективным договором. Заключение соглашений, контакты с федеральными и местными властями, правовая и методическая помощь, проведение исследований, масштабное обучение профсоюзных кадров и актива юридическим, экономическим и психологическим аспектам переговорного процесса - все это способствовало переходу коллективно-договорной работы на новый уровень, соответствующий реалиям рыночной экономики.

 

  1. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, ЕГО ФУНКЦИИ И СТОРОНЫ
    1. Понятие коллективного договора

В соответствии ст.40 Трудового Кодекса Российской Федерации коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный  договор может заключаться в  организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. С учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ст. 41 Трудового Кодекса РФ). В целом ряде случаев коллективный договор необходим для нормативного обоснования действий руководителя организации (например, по оплате труда персонала).

К заключению коллективного  договора предъявляется ряд требований: соблюдение законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Условия договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Условия коллективных договоров, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны. Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Таким образом, концепция коллективного договора исходит из предположения широкого развития социально – партнерской правовой формы регулирования трудовых, социально – экономических и профессиональных отношений, установленной на допускаемой внезаконодательной основе, т.е. без участия законодателя. Но такое регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез с интересами государства и общества.

    1. Функции коллективного договора

Коллективный  договор выполняет следующие  функции:

  1. защитная функция;
  2. оптимизирующая функция;
  3. регулирующая функция.

Защитная  функция коллективного договора заключается в том, чтобы защитить интересы работников. Например, в коллективном договоре можно предусмотреть меры по сохранению рабочих мест на случай механизации или автоматизации производства или, скажем, запрет на увольнение за прогул женщин с маленькими детьми.

Оптимизирующая  функция осуществляется в том, что коллективные договоры способствуют упрощению трудовых договоров, оптимизации расчетов затрат на оплату труда.

Регулирующая  функция заключается в том, что коллективный договор позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и работодателем. Пока договор остается в силе, он регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон в связи с его положениями.

С точки зрения эффективного управления, коллективный договор выполняет в организации  ещё целый ряд важных функций, в числе которых следует выделить следующие:

  1. нормативно-регулирующую – заключается в создание свода правил и норм организации;
  2. интегративную – способствует снижению уровня конфликтности, объединению коллектива;
  3. коммуникативную – заключается в расширение информационного обмена в организации и взаимопонимания между менеджерами и работниками.

Коллективный  договор – это главный инструмент реализации защитной функции профсоюза в организации, показатель эффективности работы профкома. В нем содержится механизм реализации законных прав профсоюза, что способствует его деятельности в организации.

 

    1. Стороны коллективного договора
      1. Работодатели и представители работодателей

Работодатель  – это физическое лицо либо юридическое  лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 Трудового Кодекса РФ).

Филиалы, представительства, иные обособленные структурные подразделения организации не являются работодателями. Тем не менее, в них могут заключаться отдельные коллективные договоры (ст. 40 Трудового Кодекса РФ).

На основании  ст.33 Трудового Кодекса РФ представителями работодателя являются руководители организаций или другие полномочные лица. Последние могут быть названы в уставе организации или ином нормативном акте, например, доверенности, приказе и т.д. При этом лица, представляющие работодателя не имеют право представлять работников. От сторон коллективного договора следует отличать субъектов-исполнителей, указанных в коллективном договоре, как ответственных за выполнение конкретного обязательства по данному договору. Таким образом, в коллективном договоре есть следующие обязанные по нему субъекты:

  1. Работодатель как собственник производства и сторона договора;
  2. Представитель работодателя;
  3. Трудовой коллектив как сторона договора;
  4. Представительные органы, отстаивающие интересы трудового коллектива работников;
  5. Субъекты – исполнители по отдельным обязательства.

На основании ст. 34 Трудового Кодекса РФ в качестве представителей работодателей также могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Информация о работе Коллективные договора