Классовая и политическая сущность Пятой республики во Франции. Конституция 1958 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

История современной Франции неразрывно связана с именем Шарля де Голля - выдающегося военного, политического и государственного деятеля. Его влияние на ход общественно-политического развития Франции и всей Европы в целом настолько велико, что не поддается сравнению. Шарль де Голль внес большой вклад в историю французского государства и международных отношений в ХХ веке. Этим объясняется актуальность темы данной работы.
О президенте V Республики начали писать еще при жизни.. В последние два десятилетия объем корпуса данных, посвященных Шарлю де Голлю, резко увеличился.

Содержание

Введение. 2
Классовая и политическая сущность Пятой республики во Франции. Конституция 1958 года 3
Внутренняя политика де Голля 5
Распад колониальной империи Франции 7
Внешняя политика де Голля 8
Майско-июньский социально-политический кризис 1968 года, его последствия 10
Заключение. 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Ист. Новейшего времени Франция.docx

— 40.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

                                                                Стр.

  1. Введение.                           2                                                                                                                 
  2. Классовая и политическая сущность Пятой республики во Франции. Конституция   1958 года            3
  3. Внутренняя политика де Голля        5
  4. Распад колониальной империи Франции       7
  5. Внешняя политика де Голля         8
  6. Майско-июньский социально-политический кризис 1968 года, его последствия           10
  7. Заключение.                    15
  8. Список используемой литературы                 16

ВВЕДЕНИЕ

История современной Франции неразрывно связана с именем Шарля де Голля - выдающегося военного, политического и государственного деятеля. Его влияние на ход общественно-политического развития Франции и всей Европы в целом настолько велико, что не поддается сравнению. Шарль де Голль внес большой вклад в историю французского государства и международных отношений в ХХ веке. Этим объясняется актуальность темы данной работы.

О президенте V Республики начали писать еще при жизни.. В последние два десятилетия объем корпуса данных, посвященных Шарлю де Голлю, резко увеличился.

Цель  настоящей работы - выявить особенность  политического курса Шарля де Голля.

В соответствии ставятся следующие задачи:

- охарактеризовать условия формирования  Шарля де Голля как политика;

- проанализировать внутреннюю политику  Франции;

- определить положение Франции  в системе международных отношений.

Для изучения данной темы использовались методы системного анализа, систематизации, сравнительного анализа. При помощи указанных методов весь рассмотренный материал по теме контрольной работы был систематизирован и проанализирован, были выявлены особенности внутренней и внешней политики Франции во время правления Шарля де Голля.

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1958 ГОДА

Установив контроль над армией, де Голль приступил  к подготовке новой конституции, которая должна была создать режим «сильной власти». Осенью 1958 г. Правительство вынесло на референдум проект конституции, который во многом повторял предложения, высказанные де Голлем в 1946 г. в речи в Байе. Как и в Конституции 1946 г., Франция объявлялась «неделимой, светской, демократической и социальной республикой», подчеркивалась ее приверженность «правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной в преамбуле Конституции 1946 года». Но система организации власти существенно менялась. Парламентская республика заменялась президентской. Если в Третьей и Четвертой республиках средоточием высшей власти был парламент, то в проекте новой конституции центральное место отводилось президенту.

Президент Республики, избиравшийся на семь лет двухстепенным  голосованием коллегией выборщиков с участием членов парламента и органов  местного самоуправления (а не только парламентом, как в Третьей и Четвертой республиках), наделялся широчайшими полномочиями. Он являлся гарантом национальной независимости и территориальной целостности Франции, верховным арбитром, обеспечивавшим «нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства». Глава государства и вооруженных сил, президент назначал премьер-министра и (по его представлению) других членов правительства, осуществлял назначения на все высшие военные и гражданские должности. Президент подписывал и публиковал законы. Он пользовался правом вернуть любой закон на повторное рассмотрение или, миная парламент, вынести проект закона на референдум. Президент мог в любой момент распустить Национальное собрание и назначить новые выборы. Статья 16 давала ему право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти, если он сочтет, что «установления Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ею международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено»[1,стр. 458].

Парламент по-прежнему состоял из двух палат. Первая палата – Национальное собрание – избиралась прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием сроком на пять лет. Вторая палата, обладавшая правом «задерживающего вето», вновь стала называться Сенатом. Сенат избирался двухстепенным голосованием, обновляясь каждые три года на одну треть.

Особый раздел проекта конституции посвящался взаимоотношениям Франции с ее колониальными  владениями. Признавая принцип «свободного  самоопределения народов», проект предлагал  населению «заморских территорий»  образовать вместе с Францией единое сообщество, основанное «на равенстве и солидарности народов, входящих в его состав». Члены Сообщества должны были пользоваться автономией во внутренних делах; внешняя политика, оборона, экономическая и финансовая политика, использование стратегического сырья находились в их общей компетенции.

Большинство одобривших Конституцию 1958 г. избирателей разочаровались в политической системе Четвертой республики. Многие считали, что в случае отклонения проекта конституции и вероятной в таком случае отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война. 40% сторонников Конституции 1958 г. объясняли свою позицию доверием к личности де Голля, в котором они видели вождя Сопротивления, противника перевооружения Германии, человека, способного защитить национальные интересы Франции и добиться мира в Алжире. Конституцию одобрили и многие ультраколониалисты, считавшие, что де Голль сумеет подавить повстанческое движение в Алжире. Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых и политических сил, участники которой нередко руководствовались противоположными целями.

4 октября 1958 г.  новая Конституция вступила в  силу. Во Франции установился  политический режим, получивший наименование Пятой республики.

 

 

 

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ДЕ ГОЛЛЯ

Главной целью  своей деятельности де Голль считал восстановление величия Франции, ликвидацию ее зависимости от «старших партнеров» по Североатлантическому пакту – США и Англии. В 1959 г. он вывел из подчинения НАТО французский флот, базировавшийся на Средиземном море, и запретил размещать американское ракетно-ядерное оружие на территории Франции. Считая, что лишь обладание собственным ядерным оружием может гарантировать «величие нации», правительство де Голля предприняло огромные и дорогостоящие усилия для создания ядерных ударных сил. В феврале 1960 г., взорвав на одном из французских военных полигонов в Сахаре свою первую атомную бомбу, Франции вошла в «клуб атомных держав» наряду с США, СССР и Великобританией.

Стремясь к  усилению военной мощи Франции, де Голль тем не менее понимал необходимость разрядки международной напряженности. Весной 1960 г. по его инициативе состоялся первый визит главы советского правительства Н.С. Хрущева во Францию, в ходе которого СССР и Франция пописали соглашение о готовности решать все неурегулированные вопросы «не путем применения силы, а мирными средствами». Подчеркнув, что развитие отношений между Франции и СССР будет «содействовать дальнейшему смягчению международной напряженности и укреплению мира в Европе и во всем мире», советское и французское правительства договорились о значительном расширении взаимных торговых и научных связей. В частности, были заключены соглашения о научном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии[2, стр.214].

Важнейшим направлением европейской политики де Голля в  первые годы Пятой республики было примирение и сближение с ФРГ. Де Голль считал, что союз Франции и ФРГ сделает эти страны решающей силой в Западной Европе, причем Франция, располагающая в отличие от ФРГ ядерным оружием, сравнительно крупной армией и традиционными связями с колониальными странами, будет играть ведущую роль. В сентябре 1958 г. состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ К. Аденауэром, во время которой оба лидера заявили о своем желании «навсегда положить конец прежней враждебности». В январе 1963 г. в Париже они подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи, названный по месту его подписания Елисейским договором.

Основными задачами внутренней политики де Голль считал укрепление государственной власти, повышение экономической эффективности французской промышленности и ее модернизацию. Особо важное значение он придавал государственным планам, выполнение которых называл «пламенным долгом» французов. Целая система государственных кредитов, субсидий и других финансово-экономических мер, намеченных в Третьем (1958-1961) и Четвертом (1962-1965) планах экономического и социального развития, способствовала ускоренному развитию ведущих отраслей промышленности. Закон об ориентации сельского хозяйства 1960 г. предусматривал предоставление правительственных субсидий «жизнеспособных» (т.е. рентабельным) хозяйствам.

В 1958 г. была проведена  пятнадцатая (с 1926 г.) девальвация франка, которая стимулировала французский экспорт. С 1 января 1960 г. правительство ввело новую денежную единицу – «тяжелый» франк, стоимость которого в 100 раз превышала стоимость старого, «легкого» франка.

В соответствии с идеей «ассоциации труда  и капитала» в 1959 и 1961 гг. были изданы правительственные ордонансы, рекомендовавшие предпринимателям выделять часть прибыли для поощрения особо старательных рабочих (в форме дополнительных премий или особых «рабочих акций»).

Очень большое  внимание правительство уделило  развитию культуры. Бюджет министерства культуры, которое возглавил известный писатель, участник Сопротивления А. Мальро, увеличивался в 3 раза быстрее, чем бюджеты других министерств. Всячески поддерживая современное модернистское искусство, Мальро одновременно развернул широкую кампанию по охране и распространению культурного наследия: строительству музеев, библиотек, домов молодежи и культуры. Началась реставрация исторических памятников; их очищали от вековой копоти. Шедевры французской архитектуры – Лувр, собор Парижской Богоматери, Дворец Правосудия, Пантеон, Триумфальная арка – вновь обрели свой первозданный белый цвет.

 

 

 

РАСПАД КОЛОНИАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ ФРАНЦИИ

Одним из важнейших  аспектов истории Франции в 60-е  гг. был распад французской колониальной империи.

В 1958 г. в связи  с принятием Конституции Пятой республики правительство де Голля провело в «заморских территориях» референдум по вопросу о том, одобряют ли их жители проект конституции и хотят ли они остаться вместе с Францией в составе Сообщества. Население Гвинеи (бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно отвергает проект конституции и желает выйти из Сообщества. С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимой страной, и французское правительство порвало с ней все связи. Остальные французские колониальные владения одобрили Конституцию 1958 г. и получили статус государств – членов Сообщества. В соответствии с Конституцией 1958 г. они пользовались внутренней автономией, но французское правительство сохраняло контроль над их внешней, оборонной и финансовой политикой. Такое половинчатое решение не удовлетворило народы колониальных стран, и через несколько лет они добились полной независимости. 1 января 1960 г. получил независимость Камерун, официально считавшийся подмандатной территорией Франции. Следом за ним – подмандатная территория Того и другие государства, ранее входившие в состав Французской Экваториальной и Французской Западной Африки. Всего в течение 1960 года, названного «годом Африки», получили независимость 14 бывших французских колоний в Африке. В 1960-1963 гг. почти все они заключили с Францией соглашения о военной, экономической и технической помощи.

 

 

 

 

 

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДЕ ГОЛЛЯ

Избавившись от груза войны в Алжире, правительство  де Голля могло проводить более  активную внешнюю политику. В мае 1962 г., продолжая поддерживать идею объединения стран Западной Европы, оно отвергло планы создания «наднациональной Европы», т.е. федеративного или даже единого западноевропейского государства по образцу США. Наднациональному объединению западноевропейских стран де Голль противопоставил «Европу государств», или «Европу отечеств», т.е. конфедерацию, в рамках которой все вступившие в нее государства сохраняли бы свой национальный суверенитет. При этом де Голль заявил, что «мала Европа», охватывающая лишь страны «Общего рынка», должна будет со временем уступить место объединению всех европейских государств «от Атлантики до Урала». В мае 1962 г. де Голль публично выступил против «безродной», наднациональной Европы и подчеркнул, что Франция в нее не войдет.

Правительство де Голля высказалось против приема в «Общий рынок» Великобритании, которая дважды – в 1961 и 1967 гг. – обращалась с соответствующей просьбой. Де Голль считал, что Великобритания слишком тесно связана с США и может стать их «троянским конем» в Европе.

Желая обеспечить полную самостоятельность Франции  на международной арене, правительство  де Голля в 1966г. приняло решение  о выходе из военной организации  НАТО. Франция осталась членом политической организации Североатлантического пакта, но военные базы, службы НАТО и американские войска, ранее находившиеся на французской территории, должны были эвакуироваться в Бельгию. Французское военное командование заявило, что, хотя оно намерено сотрудничать с войсками НАТО в случае «неспровоцированной агрессии», Франции тем не менее будет готовиться к обороне «по всем азимутам», а не только против «угрозы с Востока», как было раньше. Когда в 1964 г. США начали военную интервенцию в Индокитае, де Голль решительно осудил их действия. Оставаясь членом СЕАТО, Франция с 1965 г. фактически перестала участвовать в ее работе.

На Ближнем  Востоке Франция, сохраняя связи  с Израилем, решила проводить политику «дружбы и сотрудничества» по отношению к арабским странам, где проживала около 100 млн. человек и находилось 70% мировых запасов нефти. В июне 1967 г., после начала «шестидневной войны» Израиля против арабских государств, французское правительство присоединилось к резолюции Совета Безопасности ООН, требовавшей вывода израильских войск с оккупированных территорий.

В 60-е гг. значительно  активизировались отношения Франции  с Советским Союзом и другими  социалистическими государствами. В 1964 г. – раньше других крупных капиталистических государств – Франция признала Китайскую Народную Республику.

Информация о работе Классовая и политическая сущность Пятой республики во Франции. Конституция 1958 года