Казахстанско-китайские отношения: геполитические и геоинтеграционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 11:16, реферат

Краткое описание

Рост экономики, политического влияния и военного потенциала современного Китая все больше беспокоят Вашингтон. США реализуют в отношении КНР стратегию «страхования рисков» («хеджирования»), пытаясь изолировать Пекин в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и Индийском океане, окружая страну сетью экономических и политических группировок, размещая по периметру границ военную инфраструктуру. АТР становится очевидным приоритетом политики США в XXI веке . В этих условиях Китаю важно сохранить стратегические тылы и хорошие отношения со странами на тех направлениях, где это возможно: с Россией, Пакистаном, странами Центральной Азии (ЦА)

Вложенные файлы: 1 файл

Казахстанско-китайские отношения.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ  И ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРС

на тему:

Казахстанско-китайские  отношения: геполитические и геоинтеграционные  процессы.

 

 

 

 

 

выполнил:

студент 3 курса

специальности

«5B050200-политология»

Шадыбеков Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2013 

Рост экономики, политического  влияния и военного потенциала современного Китая все больше беспокоят Вашингтон. США реализуют в отношении  КНР стратегию «страхования рисков» («хеджирования»), пытаясь изолировать Пекин в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и Индийском океане, окружая страну сетью экономических и политических группировок, размещая по периметру границ военную инфраструктуру. АТР становится очевидным приоритетом политики США в XXI веке . В этих условиях Китаю важно сохранить стратегические тылы и хорошие отношения со странами на тех направлениях, где это возможно: с Россией, Пакистаном, странами Центральной Азии (ЦА). В центральноазиатском регионе, который с учетом его близости к границам России, Китая и Ирана уже давно превратился в объект западных геополитических конструкций, ключевым партнером Китая становится Казахстан.

Выстраивать отношения с бывшими  советскими республиками ЦА Пекин начал  сразу после обретения ими  независимости, действуя поэтапно. На сегодняшний день ему в целом удалось формально урегулировать оставшиеся в наследие от эпохи советско-китайских противоречий пограничные споры со странами региона; добиться их общего отказа от поддержки уйгурских сепаратистов и признания территориальной целостности КНР; улучшить имидж и доверие к китайской цивилизации. Совместно с Россией достигнуто понимание необходимости объединения усилий в борьбе с афганским наркотрафиком и псевдорелигиозными террористическими группами, хотя переломных результатов в этой борьбе еще только предстоит добиться.

 

Актуальные задачи текущей  повестки дня для Китая – обеспечить стабильность государств ЦА; не допустить  чрезмерного усиления в регионе  какой-либо одной державы, включая  Россию, но, прежде всего, США, предотвратить попытки американцев развернуть здесь ударные и разведывательные объекты; использовать сырьевой и торговый потенциал ЦА в интересах развития северо-западных окраин КНР. В целях решения этих задач Пекин делает ставку на Казахстан, занимающий выгодное транспортно-географическое положение, богатый сырьем и претендующий на роль лидера в ЦА. Другое государство, оспаривающее у Астаны названный статус, Узбекистан, пока сохраняет наибольшую дистанцию среди государств региона в отношениях с Пекином.

 

Стратегический разворот Казахстана в сторону Китая произошел  в середине 2000-х гг. под влиянием нескольких совпавших факторов. Цветные  революции 2003 – 2005 гг., пересмотр Казахстаном  нефтегазовых контрактов с западными  корпорациями в условиях роста мировых цен на нефть и череда громких коррупционных скандалов в США и Европе с участием первых лиц республики (включая нашумевший «Казахгейт») привели к заметному охлаждению отношений страны с Западом. Возникла необходимость диверсификации как рынков сбыта энергоносителей, так и прежних внешнеполитических ориентиров. В Астане посчитали, что опираться исключительно на Москву в этих условиях чревато ростом зависимости от северного соседа, сужает возможности для «многовекторной» игры на противоречиях ведущих держав и ограничивает перспективы, которые открывает сотрудничество с Китаем. Последний же традиционно не афишировал подробности зарубежных сделок, терпимо относился к различным политическим режимам, сулил масштабные кредитные вливания, а главное – усиленно искал пути продвижения своих интересов в регионе. Все это делало его весьма привлекательным партнером для Астаны.

 

В результате принципиального  решения происходит общий рост частоты  и насыщенности межгосударственных и межведомственных контактов двух стран, что, несмотря на сохраняющиеся стереотипы, повышает доверие к Китаю казахских элит. За 7 лет (с 2005 по 2011 гг.) президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и председатель КНР ХуЦзиньтао провели более 20 встреч . Республика, имеющая самую протяженную из стран ЦА границу с КНР (около 1740 км), подписала  Протокол о демаркации линии общей границы от 10 мая 2002 г. и Соглашение о режиме границы от 20 декабря 2006 г., в основном сняв острую пограничную проблему с повестки дня.  Начинается принципиально новый этап двухсторонних отношений, ознаменовавшийся установлением в июле 2005 г. стратегического партнерства. В качестве институционального механизма для реализации совместных проектов в июле 2004 г. создан межведомственный Комитет по сотрудничеству, состоящий из десяти профильных подкомитетов (по безопасности, энергетике, геологии, железнодорожному транспорту, торговле, финансам) и одной Совместной комиссии по использованию и охране трансграничных рек.

 

Для Пекина республика представляет интерес, с одной стороны, как ворота в Центральную Азию, через которые должны пройти основные транспортные и энергетические коридоры, связывающие КНР с регионом, с другой – как источник природных ресурсов, столь необходимых для развития китайской экономики (нефти, металлов, урана). Одновременно Китай рассматривает Казахстан с его более чем 16-миллионным населением как важный рынок сбыта своих товаров и канал их последующего транзита в Россию . Сконцентрировавшись на указанных направлениях, китайская сторона стала вести в Казахстане системную работу, используя свои традиционные инструменты – льготное кредитование, возможности госкорпораций, «персональный подход» к местному истеблишменту.

 

Сотрудничество в нефтегазовой сфере – главный приоритет  двусторонних отношений Астаны и  Пекина.

Его оживление началась еще в 1997 г., когда было подписано Соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа между Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК и компанией CNРС, а также Соглашение по строительству нефтепровода из Казахстана в Китай. Основные приобретения в нефтегазовом секторе были сделаны китайскими корпорациями (CNPC, Sinopec Engineering, CITIC Group) позже, на волне экономического кризиса.

Астана рассматривает  сближение с КНР как способ уйти от монополии России на транспортировку  центральноазиатских углеводородов и снизить зависимость от западных ТНК, активно осваивающих ресурсы Казахстана с 90-х гг. прошлого века. Также некоторые представители казахского истеблишмента ожидают, что в будущем республика сможет стать удобным коридором для транзита в Китай энергоносителей из Ирана, хотя многие эксперты скептически оценивают такую возможность.

 

Для Пекина, поставившего цель диверсифицировать источники  сырья, ЦА представляет интерес как  одна из нескольких резервных сырьевых баз, наряду с месторождениями в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и России, а также проектами наращивания собственной добычи. В сравнении со странами Ближнего и Среднего Востока, на которые приходится более половины китайского импорта нефти, возможности ЦА ограничены. Доказанные запасы нефти здесь составляют 5,7 млрд т или около 3% общемировых, газа – 11,4 трлн куб. м или 6,1% общемировых . Однако на фоне обостряющейся геополитической борьбы Пекина с Западом за контроль над морскими маршрутами доставки углеводородов, главным преимуществом региона становится его удаленность от морских путей и связь с Китаем посредством более безопасных континентальных трубопроводов.

 

Сам Казахстан привлекает китайских инвесторов как ключевой поставщик нефти в ЦА (на его  долю приходится более 96% доказанных запасов нефти региона) , а также наиболее удобная равнинная и безопасная территория для транзита в КНР газа из Туркмении, где сосредоточено 70% доказанных запасов этого сырья в пределах ЦА. В целом Казахстан стал главным центральноазиатским партнером Китая в части реализации энергетических интересов Поднебесной.

 

К началу 2011 г. китайский  капитал приобрел активы 22 из 79 нефтедобывающих  компаний Казахстана  и нарастил свою долю в казахстанской нефтедобыче  до 22,5%, достигнув по этому показателю второго-третьего места. Доля самого Казахстана составила 28%, США – 24%, а России – 9%.

 

Успехи китайских корпораций стали возможны благодаря использованной стратегии проникновения на нефтегазовый рынок Казахстана. Прежде всего, Пекин  сформировал альянс с казахстанской Национальной компанией «КазМунайГаз» (КМГ), отвечающей за реализацию интересов Астаны в нефтегазовой сфере. По результатам 2010 г. китайские организации являлись партнерами в 5 из 11 нефтедобывающих предприятий с долевым участием КМГ, а их доля в общем объеме добычи КМГ составила 15,4% . Государственный фонд «China Investment Corp.» (CIC), например, скупил на Лондонской бирже 11% акций дочернего подразделения «КазМунайГаза» по добыче углеводородов АО «Разведка и Добыча «КазМунайГаз». Во-вторых, Китай выступил союзником Астаны в ее стремлении вернуть под контроль ряд стратегических предприятий отрасли, в частности Шымкентский и Павлодарский НПЗ. Также, по ряду сделок (покупка АО «ПетроКазахстан», АО «Мангистаумунайгаз») китайской стороной были предложены исключительные финансовые условия.

 

Пекин предпочитает закачивать в казахстанскую экономику, в  первую очередь, кредиты и в гораздо  меньшей степени прямые инвестиции, объем которых к марту 2011 г. составил только 3,35 млрд. долл.  (или менее 4% всех ПИИ). В настоящее время Китай продолжает наращивать объемы кредитования, проникая во все новые отрасли казахстанской экономики. Так, по итогам государственного визита Нурсултана Назарбаева в КНР 21-23 февраля 2011 г. был подписан пакет кредитных соглашений между казахстанским Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» и Государственным банком развития Китая на сумму более 2 млрд дол., а также индивидуальное кредитное соглашение между Банком развития Казахстана и Экспортно-импортным банком Китая на сумму 5 млрд. долл.

 

Несмотря на очевидные  достижения, Китай, тем не менее, пока не превзошел совокупных показателей  западного бизнеса в Казахстане. Последний гораздо раньше пришел на местный рынок энергоносителей  и успел не только накопить сверхприбыли, но и вложиться в казахстанский топливно-энергетический и горнодобывающий комплексы. На начало 2011 г. на тройку Нидерланды, Великобритания и США приходилось более 66 млрд. долл. кредитов (53% валового внешнего долга Казахстана) и около 49 млрд. (57%) прямых иностранных инвестиций . Но эти результаты были достигнуты в прошлом, и тренд очевидно изменился. Китайские вложения растут большими темпами. Они носят межгосударственных характер и им в меньшей степени свойственна спекулятивная «оффшорная» составляющая. Они пришли во время кризиса мировой экономики, когда остальные инвесторы сворачивали свои программы, и гармонично вписались в устремления казахстанского руководства. Наконец, они ориентированы на работу, в первую очередь, с госкомпаниями, а не частными ТНК.

 

Потенциал КНР, таким  образом, далеко не исчерпан. По прогнозам  Министерства нефти и газа Казахстана, если Китай не будет наращивать свое участие в казахстанской нефтедобыче, его доля в отрасли начнет снижаться  уже в 2013 г. и опустится к 2020 г. с нынешних 22,5% до 11% . Это связано со структурой активов – китайские компании в основном приобрели старые месторождения, прошедшие пик добычи и находящиеся на этапе снижения производства. Отсюда, вероятно, Пекин в будущем будет стремиться к получению доступа к наиболее перспективным проектам на шельфе Каспийского моря, что обострит конкуренцию с работающими здесь западными и отчасти российскими нефтедобывающими компаниями . Такой вывод вытекает и из заявлений Пекина о желании увеличить пропускную способность нефтепровода «Кенкияк – Алашанькоу». Решающей в этой конкурентной борьбе станет позиция Астаны. Фактором же, сдерживающим движение Китая к Каспию, могут послужить расхождения в оценке доказанных запасов углеводородов на западе республики (эксперты не исключают, что они завышаются казахской стороной).

При всем сказанном, отношения  двух стран в нефтегазовой сфере  нельзя назвать абсолютно безоблачными. Они сопряжены с рядом проблем.

 

В казахстанском обществе, элитах и деловых кругах растут опасения по поводу возможного превращения Китая в главного игрока на рынке энергоносителей Казахстана. В республике появились явные противники дальнейшего углубления энергетических связей с КНР, растет число негативных публикаций в прессе на тему возможного использования Пекином нефтегазовых контрактов для давления на казахстанское руководство. Также Астану беспокоит стремление Китая покупать углеводороды по заниженным ценам. Весомым аргументом, усиливающим позиции Китая на переговорах по цене на казахстанскую нефть, является тот факт, что Пекин выступает монопольным покупателем на конце трубопровода «Кенкияк – Алашанькоу». Усиливается недовольство поведением китайских нефтегазовых компаний в Казахстане. Отмечен рост числа митингов и протестов, призванных обратить внимание на неудовлетворительные условия труда казахстанских граждан в китайских и совместных предприятиях. К китайскому капиталу возникли претензии, связанные с нарушениями экологического законодательства.

 

Инфраструктура   

 

Второе крупное направление  китайской экономической политики в Казахстане – это создание здесь масштабных инфраструктурных объектов, необходимых для вывоза сырья и стимулирования торговых связей. К наиболее значительным проектам относятся нефтепровод «Казахстан – Китай», казахстанская часть газопровода «Туркмения – Китай», автомобильная трасса «Западный Китай – Западная Европа» и межгосударственный железнодорожный коридор.

Строительство магистрального нефтепровода между странами, переговоры по которому велись с 1997 г., осуществлялось в два этапа. Первая очередь (участок «Атасу – Алашанькоу», протяженностью 962 км ) полностью завершена в 2008 г. и соединила китайскую нефтетранспортную систему со старыми месторождениями Центрального Казахстана. Вторая очередь («Кенкияк – Кумколь», 794 км) окончена в декабре 2010 г. и открыла доступ уже к перспективным западноказахстанским месторождениям каспийского шельфа. Источником финансирования магистрали стали китайские займы. Функции строительства и эксплуатации были возложены на ТОО «Казахстано-Китайский Трубопровод», созданное сторонами на паритетных началах. Общая протяженность маршрута от побережья Каспия до границы Китая составила более 2 700 км, а пропускная способность – 10 млн. т. нефти в год.

По итогам 2011 г. в Китай  экспортировано 10,9 млн. т. нефти из Казахстана, что делает это направление третьим экспортным маршрутом для республики после следующих через территорию России нефтепроводов КТК (29,9 млн. т.) и «Атырау – Самара» (15,4 млн. т.) . В планах сторон увеличить пропускную способность нефтепровода в Китай уже в 2012 г. до 12 млн. т., а в дальнейшем до 20 млн. т., при том что общий уровень добычи нефти в Казахстане в последние годы колеблется на отметке 80 млн., а экспорта – 71 млн. т. в год .

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения: геполитические и геоинтеграционные процессы