История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:38, доклад

Краткое описание

Первоначально политические знания не были самостоятельными и развивались как часть религии, философии, мистики. В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам. Земные порядки, согласно мифологическим представлениям, - неразрывная часть общемировых порядков, имеющих божественное происхождение.

Содержание

1.Политическая мысль античности.
2.Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения.
3.Политические теории периода становления и развития капитализма.
4.Политическая мысль в России.

Вложенные файлы: 1 файл

История полит учений.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 План   

1.Политическая мысль античности.

2.Политические идеи Средневековья  и эпохи Возрождения.

3.Политические теории периода  становления и развития капитализма.

4.Политическая мысль в России.

 

1.      Политическая мысль  античности.

 Первоначально политические  знания не были самостоятельными  и развивались как часть религии,  философии, мистики. В своем  возникновении политико-правовая  мысль у древних народов восходит  к мифологическим истокам. Земные  порядки, согласно мифологическим представлениям, - неразрывная часть общемировых порядков, имеющих божественное происхождение.

 Так, по древнекитайскому  мифу о происхождении и характере  земной власти именно персона  верховного правителя Поднебесной  является единственной точкой  связи с небесными силами. Вся власть сконцентрирована в особе верховного правителя в виде его личной внутренней силы, а остальные должностные лица лишь проводники личной власти правителя.

 В Египте, Индии встречается  иная версия мифа, по которой  боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел. Согласно мифам некоторых народов боги выступают также и в качестве первоначальных непосредственных правителей.

 Приведенные мифологические  версии о божественном характере государственной власти лежат в основе более конкретных воззрений на содержание власти, управления, закона и порядка.

 Политические идеи Древней  Греции и Древнего Рима были  обобщением опыта функционирования  такой общественной формы как  античный полис. Полис - это особый тип общественного и государственного устройства, который опирался на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителей, граждан полиса. Этот суверенитет как принадлежность всей власти гражданам полиса предполагал для каждого свободного гражданина возможность и обязанность, прежде всего в форме голосования в народном собрании, участвовать в решении государственных вопросов. Полис стал исходной социальной ячейкой из которой выросла западная цивилизация.

 Политические знания в Древней  Греции существовали в философско-этической  форме, поскольку все философы  касались вопросов управления  государством. Наиболее существенный  вклад в развитие политической  мысли внесли древнегреческие  философы Платон (427-347 до н.э.) - автор работ "Государство", "Законы", а также его ученик Аристотель (384-322 до н.э.), написавший знаменитый трактат "Политика".

 В "Государстве" Платон  конструируя идеальное справедливое  государство выступает против  крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государственное устройство. Данный вид устройства, согласно Платону, можно трактовать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда правление будет аристократией. Идеальному устройству, Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности.

 Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю, превращению свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует воинственный дух. Это - тимократия - критско-спартанский тип вечно воюющего государства. Война, по Платону, - "главный источник частных и общественных бед". Война, в свою очередь, приводит к скоплению значительного богатства у частных лиц, а следовательно, к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе, у власти стоят богатые. Неимущие слои не участвуют в правлении, а следовательно именно у них зреет ненависть, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. Демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Демократия, согласно Платону, опьяняет свободой и является основной причиной появления тирании. Тирания - "наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие и произвол."

 В "Государстве" Платон  исходит из того соответствия, которое по его представлениям, существует между государством и отдельной человеческой душой. По самой идее справедливости, говорит Платон, трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему соответствуют три схожих начала в государстве - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия -  правителей, воинов, производителей.

 Существенное значение Платон  придает идеологической обработке  населения проектируемого государства  путем внушения представлений  о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов.

 Дальнейшее развитие и углубление  политической мысли связано с  именем ученика Платона, Аристотеля. Для Аристотеля, как и для Платона,  государство представляет собой  некое целое, однако он критикует платоновскую попытку  "сделать  государство чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например, предлагаемая Платоном, общность имущества, жен, детей приводит, как полагает Аристотель, к уничтожению государства. По мнению Аристотеля, частная собственность коренится в природе человека. Государственная форма у него определяется числом властвующих, а также подразделяется на правильную и неправильную. В правильных формах правителей интересует общее благо,  а в неправильных они преследуют свои личные интересы. Аристотель выделяет три правильные формы государства - монархию, аристократию, политию, а также три неправильных формы - тиранию, олигархию, демократию.

 Самую идеальную форму государства  Аристотель называет политией. В ней правит большинство в интересах общей пользы. Полития соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков. Данную форму Аристотель называет "средней формой государства" и "средний" элемент в ней доминирует во всем. "Государство, состоящее из "средних" людей будет иметь и наилучший государственный строй". Основную причину переворотов в государстве, Аристотель видит в отсутствии равенства.

 Таким образом, как Платон, так и Аристотель рассматривали политику как единственную форму цивилизованного совместного существования людей.  Поэтому не случайно одной из центральных тем античной политической мысли был поиск идеальной модели государства. Древние мыслители полагали, что государство создается гражданами для удовлетворения их материальных потребностей и обеспечения интеграции общинников в рамках полиса.

 

2.      Политические идеи  Средневековья и эпохи Возрождения.

 На протяжении всей политической  истории Средневековья шла ожесточенная  борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе. Соответственно, и одной из центральных проблем политического знания того времени оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под воздействием христианства, католической церкви, политическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему продолжило ряд идей античной политической мысли. К данным идеям следует отнести, в частности,  представление о государстве как о неком организме, положение о правильных и неправильных государственных формах и т.д.

 Чрезвычайно большую роль  в христианской политической  мысли Средневековья сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274), чьи сочинения явились своего рода, энциклопедией официальной церковной идеологии. В своих трудах "О правлении властителей" и "Сумма теологии" ученый пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще сильнее укрепить ее позиции. От Аристотеля Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть "животное общительное и политическое". Цель государственности - "общее благо". По мнению Ф.Аквинского реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии. Стремясь доказать превосходство духовной власти над светской он вводит три элемента государственной власти: 1) сущность, 2) форма, 3) использование.

 Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии движет низшими слоями населения. Данный порядок, согласно Аквинскому,  заведен богом. Отсюда, власть ученый-богослов рассматривает как установление божественное.

 Фома Аквинский тщательно  изучал различные политические  формы, однако в качестве высшей  и наилучшей считал монархию. Он отдавал предпочтение именно  монархии по двум причинам. Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием,  руководимым одним богом. Во-вторых, вследствие анализа исторического опыта, показывающего устойчивость тех государств, где властвовал один монарх. Он выделял две разновидности монархического устройства - абсолютную монархию и политическую монархию. В сравнении с первой вторая, на взгляд Фомы Аквинского, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней значительную роль играют "князья церкви" (крупные феодалы). Власть здесь зависит от закона и не выходит за его рамки, что и вызывает идеологические симпатии Ф.Аквинского. Усердие Фомы Аквинского было оценено римско-католической церковью, присвоившей ему титул "ангельского доктора".

 Родоначальником политической  науки считается выдающийся мыслитель  эпохи Возрождения, флорентинец  Никколо Макиавелли (1469-1527). В работах  "Государь" и "Размышления о первой декаде Тита Ливия" он сформулировал предмет и метод политической науки. Макиавелли выступает против теологических представлений о политике. Средневековую концепцию божественного предопределения он  заменяет идеей объективной исторической закономерности, которую называет "fortuna" (судьба). Второй движущей основой политики и всей истории Макиавелли считает личную энергию, которая проявляется как сила и доблесть. Религию мыслитель рассматривает прагматически, с точки зрения служения политическим интересам.

 Макиавелли вводит один из  ключевых терминов политической  науки  - stato (государство). Государство  в данной теории означает политическое  состояние общества: отношения властвующих  и подвластных, наличие организованной  политической власти, наличие юстиции, учреждение законов. Формы государства Н. Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правящих лиц и целей функционирования. Он выделяет формы правильные ( монархия, аристократия, демократия), целью которых является общее благо и величие государства и неправильные ( тирания, олигархия, "распущенность"), в которых властители заботятся лишь о собственной выгоде, нарушают законы и игнорируют безопасность граждан.

 Макиавелли постулирует самостоятельные  правила политики, свободные от  моральных критериев. О правилах политического искусства он рассуждает не с точки зрения справедливости и морали, а с позиций политической цели.  Данные правила вводятся к тому, что для успеха дела все моральные критерии должны быть отброшены. Государь, согласно Н.Макиавелли, должен соединять в себе качества льва и лисицы, ибо лев беззащитен против сетей, а лисица - против волков. " Необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков".

 В целом Макиавелли мыслит  развитие новой государственности в два этапа. Сначала устанавливается единоличная власть "нового государя", призванного объединить, преобразовать и возвысить раздробленное государство. Ей на смену приходит смешанная форма - умеренная республика. Тем самым Н. Макиавелли на несколько веков вперед предугадал развитие государственности.

 

3. Политические теории периода  становления капитализма.

 Борьба против теологических  концепций подготовила почву  для формирования и утверждения  буржуазного политического мировоззрения.  Исходной стала идея "естественных прав" человека: быть свободным в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью. Идею "естественных прав" развивала и дополняла концепция "общественного договора". Согласно этой концепции, основой всего социального мироздания является автономно существующий индивид. Совокупность индивидов, неограниченно пользовавшихся своими "естественными правами" составляло общество в его "естественном состоянии". Чтобы избежать опасностей и столкновений люди решили выйти из "естественного состояния" и жить в состоянии гражданском. Для этого они заключили договор и таким путем создали государство. Данная концепция проложила путь к осознанию государственности как института сугубо социального.

 Одним из первых мыслителей, в трудах которого новые политические идеи получили яркое воплощение, был англичанин Томас Гоббс (1588-1679). Его политическая доктрина содержится в трудах: " Философское начало учения о гражданине", " Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского". В основу своей теории государства и права Т.Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными и каждый из них имеет одинаковое с другими "право на все". Однако человек еще и эгоистичен, отсюда и возникает фатальная неизбежность в обществе "войны всех против всех". Иметь "право на все" в условиях такой войны - значит фактически не иметь никакого права не на что.

Информация о работе История политических учений