Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа
Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства
В 1931 г. Положение о милиции выводит ее из подчинения местным органам власти, создается централизованная система управления милицией.
В декабре 1936 г. принимается новая Конституция СССР. Основами государственной системы СССР провозглашаются – власть Советов, социалистическая собственность и обязанность каждого трудиться.
Высшим 
Органом власти является Верховный 
совет, осуществляющий законодательные 
функции. Он состоит из 2 палат – 
Совет Союза и Совет 
Высшим органом госвласти в а.р. является Верховный совет АССР. В краях, областях, округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов; а высшим органом исполнительной власти – исполкомы в составе: председателя, замов, секретаря и членов.
На основании Конституции 1936 г. в СССР были впервые проведены выборы Советов на основе всеобщего тайного голосования. Прекратилось лишение прав на основании классовой принадлежности. Провозглашалась всеобщая воинская повинность.
45. Реформы государственного 
управления СССР в 1950-60-е 
Более серьезные 
изменения произошли в 
Значительно 
более серьезные попытки 
Параллельно 
формировалась система 
Вскоре 
созданная территориальная 
В 1955 – 1958 
гг. происходило также расширение 
конституционных прав союзных и 
автономных республик. Так, из подчинения 
союзных органов было передано большое 
количество промышленных предприятий 
и расширены полномочия республиканских 
министерств, изменен порядок планирования 
и финансирования. В ведение республик 
были переданы функции по руководству 
судебной системой, расширялись законодательные 
полномочия республиканских Верховных 
Советов. За верховными органами СССР 
закреплялось лишь право установления 
основ в решении вопросов областного 
и краевого административно-
На базе 
этих законодательных изменений 
были произведены определенные преобразования 
в территориальных и 
Одной из острейших проблем начала 50-х гг. была острая нехватка продовольствия. Послевоенная колхозная деревня потеряла миллионы своих тружеников на фронтах Великой Отечественной войны. Работа в колхозах оплачивалась плохо. Крестьяне жили за счет своих подсобных хозяйств, но эти хозяйства были обложены высокими налогами. Неэффективность колхозного производства и непомерные налоги на личные подсобные хозяйства приводили к острой нехватке продовольствия. Даже в Москве существовали проблемы с обеспечением населения самыми необходимыми продуктами – хлебом, картофелем, овощами.
На сентябрьском 
(1953) Пленуме ЦК КПСС были признаны серьезные 
проблемы в сельском хозяйстве, на котором 
были предусмотрены налоговые 
Попытка сократить число министерств, предпринятая весной 1953 г., оказалась неудачной. Их количество продолжало увеличиваться.
В 1957 г. Верховный 
Совет СССР узаконил переход от вертикального 
управления – через министерства 
– к территориальному, через специально 
созданные совнархозы. Значительное 
число союзных ведомств упразднялось. 
Экономические последствия 
46. Конституция СССР 1977 года.
7 октября 
1977 года Верховным советом СССР 
принята новая Конституция 
Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом госвласти СССР – представительный законодательный орган власти. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета.
Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. Функции Верховного Совета СССР:
избрание Президиума Верховного Совета СССР,
образование Правительства СССР,
избрание Верховного суда СССР,
назначение Генерального прокурора СССР.
назначение следственных и ревизионных комиссий по любому вопросу.
Он состоял 
из двух равноправных палат – Совета 
Союза и Совета Национальностей. 
Совет Союза избирался по норме: 
один депутат от 300 тыс. человек населения. 
В Совет Национальностей 
Формально 
исполнительная власть была представлена 
системой министерств и ведомств, 
возглавляемых Советом 
Судебная 
власть оставалась в значительной зависимости 
от исполнительной. Министерство юстиции 
СССР, восстановленное в 1970 г. должно 
было руководить адвокатурой; в составе 
Минюста были управления общих судов, 
военных трибуналов. Высшим судебным 
органом был Верховный суд 
СССР. На него возлагался надзор за судебной 
деятельностью, он обладал правами 
суда первой инстанции и надзора 
дел в кассационном порядке. Высший 
надзор за соблюдением законов 
О реальном 
функционировании государственного аппарата 
страны можно говорить с учетом особенностей 
политического устройства СССР. Статья 
6 Конституции 1977 г. провозглашала, что 
КПСС является ядром политической системы 
– дублирование всей системы управления 
партийным аппаратом. Происходило 
своего рода срастание высших звеньев 
партийного и государственного аппаратов. 
Все руководители высшего партийного 
звена напрямую вмешивались в 
деятельность всех ветвей государственной 
власти. Секретари ЦК руководили отделами 
аппарата ЦК КПСС. Структура аппарата 
ЦК, по сути, дублировала органы исполнительной, 
законодательной и судебной властей, 
а также детально отражала систему 
союзных министерств и 
47. Государственное и муниципальное управление в СССР в 1980-е годы.
Все изменения 
шли по линии увеличения числа 
общесоюзных и союзно-
Первые 
признаки изменения курса проявились 
уже в период пребывания на посту 
генсека ЦК КПСС Ю.В. Андропова (1983—1984 
гг.), который попытался навести 
порядок и дисциплину с помощью 
административных и силовых мер. 
Но в полной мере попытки реформирования 
советского общества нашли отражение 
в политике М.С. Горбачева (1985—1991 гг.), 
пришедшего к власти в 1985 г. Первоначально 
политика перестройки была направлена 
на ускорение социально-
Местное самоуправление. После принятия в 1977 г. Конституции в 1979—1980 гг. издается ряд законодательных актов, определявших полномочия Советов всех уровней. Но на практике повысить роль местных Советов не удалось: тенденции к централизации и бюрократизации были гораздо сильнее. Местные Советы по-прежнему не имели собственных источников финансирования. Они оставались бессильными и безгласными. Без предварительного обсуждения в партийных органах они не могли рассмотреть ни одного вопроса. При формировании постоянных комиссий Советов в них оказывалось большое количество представителей аппаратных структур. Так к середине 80-х гг. нарастал кризис Советов.
Первые 
два года перестройки — 1985—1986 гг.— 
не внесли существенных перемен в 
положение местных Советов 
Первые робкие попытки реформы Советов относятся к 1987 г. К этому времени стали уже очевидны основные направления изменений: реформа избирательной системы, расширение гласности в работе Советов, их хозяйственной и финансовой самостоятельности.
Эксперимент 
по реформе избирательной системы 
был приурочен к выборам в 
местные советы в июне 1987 г. В нем 
участвовал 2341 Совет. Сущность эксперимента 
состояла во введении многомандатной 
системы, при том, что число кандидатов 
могло превышать число 
Уже первые 
альтернативные выборы 1989 г. принесли 
перемены — потерпели неудачи 
партийные руководители ряда крупных 
городов, в том числе Москвы и 
Ленинграда. Советы были плохо приспособлены 
для работы в условиях плюрализма 
и становящейся многопартийности. Депутаты 
хотели одновременно и принимать 
законы, и исполнять их. Председатель 
Совета должен был разрываться между 
работой на сессии и руководством 
городским хозяйством. Участились конфликты 
между различными уровнями власти. 
Назревала муниципальная 
Первыми необходимость закона о муниципальном самоуправлении осознали союзные власти. Разработка подобного закона началась еще в 1988 г. Отдавая дань прошлому, местное самоуправление определялось как часть социалистического самоуправления народа. Но закон содержал и ряд важнейших новаций. Местное самоуправление стало пониматься только как территориальное. Радикальной мерой послужила ликвидация «двойного подчинения» исполнительных органов местного самоуправления, однако от этой меры очень быстро пришлось отказаться. В качестве основы местного хозяйства закон утверждал коммунальную собственность.