История возникновения и развития концепции разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 03:13, реферат

Краткое описание

За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права.
«Разделение властей», как теория о соотношении властей в государстве, которая была впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш.Монтескье, непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.

Содержание

Введение 3
Глава I. Содержание и значение принципа разделения властей 4
Глава II. Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли 7
Глава III. Теория и практика разделения властей в странах Запада 14
Германия 15
Индия 16
Российская Федерация 16
Франция 19
Заключение 20
Список использованной литературы: 21

Вложенные файлы: 1 файл

История возникновения и развития концепции разделения властей.docx

— 250.90 Кб (Скачать файл)

Реферат

по дисциплине «Политология»

на тему: «История возникновения и развития концепции разделения властей»

2011

 

Содержание:

Введение 3

Глава I. Содержание и значение принципа разделения властей 4

Глава II. Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли 7

Глава III. Теория и практика разделения властей в странах Запада 14

Германия 15

Индия 16

Российская Федерация 16

Франция 19

Заключение 20

Список  использованной литературы: 21

 

 

 

Введение

За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной  модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца  XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права.

«Разделение властей», как теория о соотношении властей в государстве, которая была впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш.Монтескье, непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.

Основной и конечной целью осуществления  на практике теории разделения властей  является предотвращение узурпации  всей государственной власти одним  лицом или группой лиц и  сохранение целостности государственного механизма и всего общества. Несмотря на некоторые различия в понимании конечных целей теории разделения властей, многие авторы едины во мнении о том, что если в руках одного лица или органа сосредоточивается вся власть, «если один человек может создавать право, применять его и судить о его нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать». Конечно, «мы все еще можем голосовать один раз в четыре года. Но эти выборы неизбежно превратятся в формальный опрос, где единственным ответом в бюллетене будет только «да».

Теория разделения властей связана  с принципами верховенства законов, незыблемости прав и свобод человека; четкой регламентированности деятельности государственных органов; общественного контроля за деятельностью государственного аппарата.

Разделение властей является одним  из важнейших гарантов сохранения общества права, государственной стабильности и социального благополучия. Все  системы принципов и институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление  властью, ограничить вмешательство  властных структур в определенные сферы  общественной жизни.

 

 

Глава I. Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним  из важнейших принципов организации  государственной власти и функционирования правового государства.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Некоторые европейские страны, а  также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме  того, учредительную и избирательную  ветви государственной власти.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное  управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в  том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить  сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении  единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол.

В некоторых государствах организационно-правовая сторона рассматриваемой концепции подверглась модификациям.

Конституционная доктрина ряда стран  Латинской Америки исходит из существования еще одной власти - учредительной, что связано с  частыми государственными переворотами.

О существовании четвертой - учредительной  власти говорят французские специалисты  по сравнительному конституционному праву  Ж.Блан, Ж.М.Вирье и Ф.Ваге.

По существу шесть властей были перечислены  в конституции Алжира 1976 г.:

  • политическая (осуществлялась правящей партией),
  • контрольная,
  • учредительная (создание и изменение конституции)" и другие.

В связи с концепцией, которая  предусматривает возможность отделения  президента от исполнительной власти и характеризует его как главу  государства, встает вопрос об особой ветви власти - арбитражной. Во французской  Конституции 1958 г., например, говорится, что президент своим арбитражем обеспечивает нормальное функционирование публичных властей. Аналогичные формулировки включены в 90-х годах в Конституции Румынии и некоторых стран Африки. Речь идет об арбитраже между властями, а не органами государства. Проект Конституции РФ принятый 12 декабря 1993 г. предусматривал именно такой подход.

Также теория разделения властей иногда применяется относительно разделения власти между субъектом федерации  и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений  органов различных уровней власти одно из положений теории разделения властей - наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня) власти строго определенными полномочиями. Такой подход позволяет избежать национальных конфликтов. 

Все эти «новшества» - это, скорее, попытка приспособить классическую теорию к реальным особенностям конкретных государств. Суть же теории при этом не меняется, так как не меняется главное - система «сдержек и противовесов». Количество называемых или существующих властей не столь важно, сколь важно обеспечение механизма, не позволяющего узурпировать всю власть в руках одного государственного органа или одной ветви власти.

Кроме тенденции  роста «числа властей» можно отметить тенденцию к «взаимопроникновению властей», чему есть масса подтверждений:

  • утверждение палатами парламента многих должностных лиц,
  • назначение (или предложение кандидатов на должность)  судей президентом и утверждение их палатой парламента,
  • полномочия Конституционного суда,  
  • совмещение мандата министра и парламентария.

Это взаимодействие властей выражается как в организационно-функциональном их сближении на основе Закона, так  и в усилении элементов взаимоконтроля. Подобная тенденция означает не отдаление от принципа разделения властей, а наоборот, дальнейшее развитие реализации принципа «сдержек и противовесов».

Независимые ветви власти могут  сдерживать, уравновешивать, а также  контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, согласно системе «сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип  разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

В связи с информатизацией общества в XX веке в современной теории государства  и права принято выделять еще  одну ветвь власти – «четвертую власть» - средства массовой информации.

Дело в том, что телевидение, радио, печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время доступными почти всем слоям населения, не просто информируют общество  о тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку происходящего, свои идеалы, они имеют возможность манипулировать общественным мнением. Даже в недемократических государствах, где точка зрения «масс» проявляется лишь в критических ситуациях (революции и т.п.), правительства понимают всю значимость влияния «четвертой власти» на людей и пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах (вспомнить хотя бы положение средств массовой информации в советский период, да и в более ранние периоды истории).

В демократических  государствах «четвертая власть» - это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может, нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты, телепрограммы и т.п. Трудно представить себе предвыборные кампании без участия средств массовой информации, ни один закон не будет действовать, пока он не опубликован,  то есть «четвертая власть» является необходимой частью функционирования системы государственных органов. Средства массовой информации играют очень важную роль в системе «сдержек и противовесов», сдерживая действия органов государства.

 

Глава II. Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались  еще Аристотелем. В четвертой  книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей  в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей  представляет отдельный орган.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами  Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескье, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Генезис теории разделения властей  связан с возникновением в Англии XVII в. политико-правовых теорий Джона Локка (1632-1704). Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в его главном труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).

В 40-60-е гг. XVII в. у представителей движения индепендентов и левеллеров можно найти четко сформулированное положение о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Были выдвинуты и воплощающие эти идеи конституционные проекты.

Дж.Локк придал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Им были развиты ее основные положения:

  • об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган,
  • о недопустимости представительному органу заниматься исполнением законов,
  • о создании в связи с этим постоянно действующего органа и другие.

Он писал, что в конституционном  государстве может быть всего  одна верховная власть – законодательная, которой все должны подчиняться. Король, как глава исполнительной власти, призван был «употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов». Его деятельность строго регламентировалась законами, подчинение которым являлось его первейшей обязанностью. Министры, управляющие страной, должны были нести ответственность перед парламентом. Судьи, как стражи законов, признавались независимыми от воли правителя. Именно в правлении законов виделась гарантия безопасности государства в целом и каждого отдельного человека.

Дж. Локк в своем учении утверждает, что государство было создано по взаимному согласию людей для защиты их жизни, свободы и имущества. Для выполнения этой задачи политическая власть наделяется правомочием издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом требовать к ответу всякую власть. Законодательной власти в лице народа принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга своими функциями, эти власти, по Локку должны быть разделены и переданы в разные, ибо в противном случае правители получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.

Таким образом, разделение властей являлось для Дж.Локка делом практического удобства и практической целесообразности. Он обозначает основные направления и принципы исследования политической власти:

  • разделение и взаимодействие властей,
  • необходимость их связи и соподчинения,
  • представительный характер законодательной власти,
  • верховенство закона,
  • независимость судей.

Информация о работе История возникновения и развития концепции разделения властей