Исторические формы и виды демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:23, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в ответе на вопрос о существований в России демократического политического режима.
Согласно цели можно выделить несколько задач работы:
-рассмотреть историю демократий;
-выявит формы демократий;
-проанализировать демократию в России.

Содержание

Ведение………………………………………….…………………………………3
Глава I История развития демократии……….…………………………………..5
Глава II Формы демократии
2.1 Прямая демократия………………………………………………………….10
2.2 Представительная (репрезентативная) демократия……………………….17
Глава III Демократия в России…………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список литературы………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Уральский Юридический институт МВД России.docx

— 66.88 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 

«Уральский Юридический институт Министерства Внутренних Дел Российской Федераций»

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Реферат по дисциплине «Политология» на тему:

 Исторические формы и виды демократий

 

                                                            

     Выполнил:     

курсант 301 учебной  группы, ФПС,

Белозерова  Н.С.

                             Рецензент:

доцент кафедры социально –гуманитарных

дисциплин,к.и.н.,

доцент,полковник  милиций

Шандра А.В.

 

 

Екатеринбург,

2010

                                            

Содержание

Ведение………………………………………….…………………………………3

ГлаваI История развития демократии……….…………………………………..5

ГлаваII Формы демократии

2.1 Прямая  демократия………………………………………………………….10

2.2 Представительная (репрезентативная) демократия……………………….17

ГлаваIII Демократия в России…………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………….....30

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             Демократия – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. «Демократия перед теми, кто к ней относится серьезно, ставит почти неразрешимые проблемы, а для тех, кто ее ненавидит, оказывает почти неограниченные возможности.»-говорил Вацлав Гавел. Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России - в частности, по целому ряду причин. Во-первых, исторический опыт второй половины ХХв.1 показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Не зря говорят: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это все же исключения из правила. В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы хотя бы и ценой ошибок. В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна, по-видимому, переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления, - периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов как леворадикального (неосталинского) толка, так и правого (неопиночетовского) характера. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время.Ведь не даром на различных этапах исторического развития более жизнеспособными и эффективными оказываются то более, то менее демократические политические системы. В своеи работе  я хотела бы проследить жизнь демократий в обществе и рассмотреть вопрос:есть ли демократия в современном российском обществе. Данной проблеме посвящены множества работ, как ученых, так и политиков. Так, общетеоретическими источниками послужили работы: Грачев М.Н., Мадатов А.С.,Мадатов А.С,Жириновский В.В.,Карл Т.Л.,Шмиттер Ф.и т.д.

Объектом  моей работы служит демократия.

Предмет-демократия на различных этапах становления.

Цель работы заключается в ответе на вопрос о  существований в Россий демократического политического режима.

Согласно  цели можно выделить несколько задач работы:

-рассмотреть  историю демократий;

-выявит формы  демократий;

-проанализировать  демократию в Россий.

Структура  работы обусловлена целью исследования и вытекающими из неё задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I История развития демократии

Демократия  имеет длительную историю, и ее можно  рассматривать как результат  развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с  одной стороны, и иудео-христианской традиции - с другой. Термин “демократия” происходит от греческого слова demokratia, состоявшего в свою очередь из двух слов: demos - народ и kratos - власть, правление.

Термин  “демократия” используется в нескольких значениях:

1. Форма правления, при которой  политические решения принимают  непосредственно все без исключения  граждане, действующие в соответствии  с правилами правления большинства,  называется прямой демократией  или демократией участия.

2. Форма правления, при которой  граждане осуществляют свое право  принять решение не лично, а  через своих представителей, избранных  ими и ответственные перед  ними, называется представительной  или плюралистической демократией. 

3. Форма правления, при которой  власть большинства реализуется  в рамках конституционных ограничений,  имеющих своей целью гарантировать  меньшинству условия для осуществления  определенных индивидуальных или  коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания  и т. д., называется либеральной  или конституционной демократией. 

4. Форма правления, при которой  любая политическая или социальная  система, независимо от того, является  ли она действительно демократической  или нет, ставит своей целью  свести к минимуму социальные  и экономические различия, в особенности,  вызванные неравным распределением  частной собственности, называется  социальной демократией, крайним  выражением которой является  социалистическая демократия2.

Демократия  как форма правления зарождается  еще в древности. Исследования нецивилизованных племён показывают, что в относительно независимых и сплочённых общинах возможен порядок, когда члены общины обладают определённой независимостью и когда значительное число её членов (например, старейшины) коллегиально принимают важнейшие решение в отношении всей общины. Отсюда можно сделать вывод, что отдельные элементы демократии были свойственны различным племенам за тысячи лет до нашей эры. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции.

Платон  и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как одну из пяти или шести главных  типов правления.

Древнегреческая демократия во многих своих аспектах существенно отличалась от демократии наших дней. Она представляла собой  прежде всего систему прямого  правления, при которой весь народ, а точнее, совокупность свободных  граждан, являлся как бы коллективным законодателем и в которой  не была известна система представительства. Такое положение стало возможным  в силу ограниченных размеров древнегреческого государства, которое охватывало город  и прилегающую к нему сельскую территорию с населением, как правило, не более 10 тысяч граждан. В древних демократических городах-государствах(Древний Рим, Древняя Греция) каждый гражданин был наделен правом участвовать в принятии решений, касающихся его жизни и деятельности. Значительная часть граждан в течении своей жизни так или иначе занимала один из множества существовавших в городе-государстве выборных постов. Не было разделения между законодательной и исполнительной властями - обе ветви сосредотачивались в руках активных граждан. Политическая жизнь характеризовалась значительной активностью граждан, которые живо интересовались всеми сторонами и аспектами процесса управления. Прямая демократия такого рода оценивалась многими мыслителями Нового времени как идеальная форма. Античная демократия не только была совместима с рабством, но и предполагала его в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя решению общественных проблем.

  В средние века, отчасти в результате открытия как бы заново Аристотеля, возрос интерес к вопросам, касающимся принципов наиболее совершенных по представлениям того периода форм правления. Высказывались утверждения, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества. Но вместе с тем в средние века большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, не рассматривали монархию, как лучшую форму, пригодную для обеспечения этого единства.

Начиная с IX века в отдельных районах Европы дворяне и почётные граждане стали напрямую участвовать в местных собраниях и избирать депутатов в региональные собрания. В Альпах такие районы стали самоуправляемыми кантонами, которые в XIII веке вошли в состав Швейцарской конфедерации. Скандинавские викинги постепенно развивали многоуровневую систему представительных органов, и в 930 в Исландии впервые возник аналог современных национальных законодательных собраний и парламентов — Альтинг. В городах Новгородской Руси важнейшие решения принимались на вече.

В XII веке в ряде итальянских городов-государств (таких как Венеция, Флоренция, Сиена, Пиза) начали проводиться прямые периодические выборы на высшие руководящие должности. Поначалу участвовать в выборых могли только дворяне и крупные землевладельцы; например, в Венеции, где такой порядок сохранился до XVI века, избирательным правом обладало около 2 % населения. В других городах-государствах со временем такое право распространилось на мелких купцов, банкиров, состоявших в гильдиях ремесленников и пехотинцев, так что в Болоньи XIV века им оказалось охвачено 12 % населения. В середине XIV века экономический рост городов-государств сменился упадком. Войны, внутренние конфликты и коррупция способствовали ослаблению республиканской власти, и на смену пришли различные авторитарные режимы.

      Так, в ХVI веке в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты “Петиция о Правах” (1628), “Хабеас корпус акт” (1679), “Билль о правах” (1689), в которых были зафиксированы писаные юридически правовые гарантии, устанавливающие более или менее точно очерченные пределы власти. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в “Декларации независимости и Конституции США, в Декларации прав человека и гражданина” Великой французской революции конца XVIII века.

Основополагающее  значение для формирования и утверждения  демократии имела возникшая в  Новое время идея о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная  собственность - основа индивидуальной свободы, которая в свою очередь  рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни. Несомненно, необходимым  условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она  не может быть соответствующим образом  реализована там, где нет реального  выбора в социальной и экономической  сферах, где велико социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится с  принципом справедливости. Там, где  социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима та или иная система перераспределения  материальных благ. Как показывает мировой опыт, рыночная система и  свободная конкуренция обеспечивают наилучшие условия и возможности  для роста производительности и  стимулирования индивидуальной инициативы. Но при этом неудачливые и непривилегированные  также должны пользоваться материальными  благами, они не должны оставаться на обочине общественной жизни. С этой точки зрения противоречие между  требованиями социальной справедливости и императивами экономической эффективности  остается как бы неразрешимой дилеммой современного индустриального общества3. Но, тем не менее, по мере развития капитализма в конце XIX - XX века принципы индивидуализма свободного рынка значительно модифицировались, роль государства в жизни общества возросла. Основополагающее значение, начиная с Великого экономического кризиса 30-х годов, получила система кейнсианства, построенная на постулате об идеологической, политической и социально-экономической недостаточности индивидуализма, свободной конкуренции, свободного рынка и т. д. и необходимости усиления роли государства в важнейших сферах жизни общества.

 

 

 

 

ГлаваII Формы демократии

Демократия, как система народовластия, является универсальной основой политического  развития человечества в современную  эпоху. Опыт этого развития позволяет  выделить несколько форм демократии:

2.1 Прямая демократия

1) В прямой демократии между  волей народа и ее воплощением  в решения нет опосредующих  звеньев - народ сам участвует  в обсуждении и принятии решений.  В подобной форме демократия  была реализована в Афинском  полисе. Известно, что Народное собрание  обычно собиралось каждые девять  дней для принятия важнейших  решений. Подобный вариант самоуправления  используется и сегодня в организациях  и небольших территориальных  сообществах (городах, общинах)  в форме собраний, в ходе которых  граждане обсуждают проблемы  управления, финансирования общественных  проектов, социальных программ. Распространенность  подобной практики ограничивается  территориальным фактором и зависит  от того, насколько децентрализован  процесс принятия решений. Другой  формой прямой демократии является  сам процесс выборов, в ходе  которых осуществляется волеизъявление  народа в отношении своих представителей  в органы государственной власти4.

Кроме того, нужно понимать, что прямая демократия обладает множеством побочных эффектов, о которых современные  сторонники этого строя не всегда спешат упомянуть. Эти «нюансы» - не случайность, а необходимый элемент  системы, отмахнуться от них нельзя. По крайней мере, они были необходимы на тот исторический момент. Как  это будет выглядеть сегодня  – еще не ясно. При прямой демократии значительная часть гражданской жизни перетекает в суды. Расцвет сутяжничества – это необходимый атрибут демократии как в Афинах, так и в Риме. Современная Америка с засилием адвокатов и юристов – тоже хороший пример, только в Афинах юристами были все без исключения. Дееспособный гражданин прямой демократии по необходимости становится профессиональным правоведом, способным самостоятельно защищать свои права в суде и выступать в роли судьи. Большинство избираемых должностных лиц в Древних Афинах – это члены многочисленных судейских коллегий, каждая из которых имела свой круг полномочий. Некоторые должности распределялись по жребию, а на некоторые назначались все поголовно граждане определенного года рождения. Например, все, кому шел 60-й год жизни, должны были исполнять обязанности диэтетов («арбитражный суд»).

2) Исторически прямая демократия  тоталитарна: это директивная  власть большинства. Оказавшиеся  в меньшинстве должны четко  подчиняться решениям большинства.  Меньшинство активно протестующее - жестко подавлялось. Заметим,  что никаких «демонстраций и  митингов» в Афинах не было: всю свою активность граждане  выражали в рамках официальных  регламентированных народных собраний. Насколько необходим тоталитаризм  для прямой демократии, не совсем  понятно. Но на данный момент  дело обстоит именно так: все  успешные примеры античной демократии  отличались тоталитарным уклоном5.

Информация о работе Исторические формы и виды демократии