Информационная поддержка принятия политических и административных решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Новый импульс в развитии государственной информационной политики возник в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.
Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и ГИП в целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Содержание

Введение...........................................................................................................................3
Глава 1.Принципы формирования государственной информационной поддержки.5
1.1. Сущность, задачи государственной информационной поддержки.....................5
1.2. Цели, принципы государственной информационной поддержки.......................7
Глава 2. Информационные технологии управленческих решений............................9
2.1. Информационные технологии в принятии решений.......................................9
2.2. Развитие информационных технологий..............................................................12
2.3. Системы поддержки принятия решений..............................................................15
Глава 3. Выработка управляющих и политических решений на основе информационной поддержки........................................................................................20
3.1 Решение политико-управленческих задач при помощи СППР...........................20
3.2 Ситуационно-аналитические центры как политико-технологический инструментарий ............................................................................................................23
Заключение.....................................................................................................................27
Список литературы......................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Информационная поддержка принятия политических и административных решений.docx

— 108.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский государственный  университет им. Н.И.Лобачевского»

Экономический факультет

 

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

Курсовая работа

по принятию и исполнению государственных решений на тему:

«Информационная поддержка принятия политических и административных решений»

 

Выполнил: студент (ка)

Гр. №  703-3

Сорокин А.А.


                                   подпись

Научный руководитель:

к.э.н, доцент

                Мосина Л.А.

                                  подпись


 

 

Нижний Новгород

2013

Содержание

Введение...........................................................................................................................3

Глава 1.Принципы формирования государственной информационной поддержки.5

1.1. Сущность, задачи государственной информационной поддержки.....................5

1.2. Цели, принципы государственной информационной поддержки.......................7

Глава 2. Информационные технологии управленческих решений............................9

2.1. Информационные технологии  в принятии решений.......................................9

2.2. Развитие информационных технологий..............................................................12

2.3. Системы поддержки принятия решений..............................................................15

Глава 3. Выработка управляющих и политических решений на основе информационной поддержки........................................................................................20

3.1 Решение политико-управленческих задач при помощи СППР...........................20

3.2 Ситуационно-аналитические центры как политико-технологический инструментарий ............................................................................................................23

Заключение.....................................................................................................................27

Список литературы........................................................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящий момент происходит очередной  этап технологической и мирной социальной революции — становление информационного  общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) существенно меняют не только то, как мы производим продукты и услуги, но и то, как проводим досуг, реализуем свои гражданские права. Они оказывают решающее воздействие на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, развитии институтов демократии.

ИТТ породили не только разнообразные  социальные эффекты, но привели к  возникновению нового течения общественной мысли, известного под названием  теории информационного общества. Эта  теория находится в самом начале своего становления, хотя первые работы, связанные с этой тематикой, появились  в 60—70-х годах и носили не столько  научный, сколько футуристический  характер, иногда смыкаясь с научно-фантастической литературой.

Сегодня технологическая составляющая общественного развития существенно  более значима, чем она была в  начале века, а скорость происходящих под ее воздействием изменений столь  велика, что на глазах одного поколения  происходит несколько циклов технологического обновления. Соответственно появляются и возможности для общих выводов, в том числе и философского характера.

На протяжении многих лет государственная  информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные  с деятельностью средств массовой информации. В последние 2—3 года содержание ГИП было несколько расширено  и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций  на общедоступную информацию, гарантированных  Конституцией страны, а также некоторые  аспекты информационной безопасности.

С начала 90-х годов формулируются  и развиваются принципы и положения  государственной политики информатизации, выраженной в различных программах информатизации. Основное содержание этой политики сводилось с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и  организационно-экономических условий  создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации практически была отделена от политики, проводимой государством в области  СМИ, связи и телекоммуникаций.

Новый импульс в развитии государственной  информационной политики возник в последнее  время в связи с осознанием необходимости построения информационного  общества в России как главного условия  ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса  мировой державы.

Исключительное значение для выработки  адекватного времени представлений  об информатизации, политики информатизации и ГИП в целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного  сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Принципы формирования государственной информационной поддержки

1.1 Сущность, задачи государственной  информационной поддержки 

Государственная информационная поддержка (ГИП) представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.

В рамках государственной информационной поддержки должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны.1

Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственной поддержки  отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, регулирования  деятельности государственных электронных  и печатных СМИ.

Государственная информационная поддержка является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью  информационной поддержки является обеспечение перехода к новому этапу развития России — построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.

Основой этого перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного  пространства страны как базы решения  задач социально-экономического, политического  и культурного развития страны и  обеспечения ее безопасности.

Основными задачами ГИП являются:

-      Модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

-      Развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

- Эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

-    Обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

-      Подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

-  Создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и  взаимодействие субъектов единого  информационно-телекоммуникационного  пространства, являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.

Содержание задач государственной  информационной поддержки вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.

 

1.2 Цели, принципы государственной информационной поддержки

 

Все цивилизованные государства рассматривают  построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного  развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Сформулирована и последовательно  проводится информационная политика для  Европейского сообщества, а также  для стран Большой семерки. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития. Для ее реализации эти страны принимают  краткосрочные, среднесрочные и  долгосрочные программы. Особый интерес  для России как члена Совета Европы представляют рекомендации Комиссии Европейского сообщества по формированию информационного  общества.

Достижение целей ГИП требует  развития и совершенствования системы  всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную  жизнь и эффективную деятельность человека в информационном обществе XXI века2.

Государственная информационная поддержка будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.

Достижение главной стратегической цели ГИП — обеспечения перехода к новому этапу развития России, построению информационного общества и вхождению страны в мировое  информационное сообщество — требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия  государства на две главные составляющие ГИП, обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую.

ГИП должна опираться на следующие  базовые принципы:

1. Принцип открытости политики  — все основные мероприятия  информационной политики открыто  обсуждаются обществом и государство  учитывает общественное мнение.

2. Принцип равенства интересов  — политика в равной степени  учитывает интересы всех участников  информационной деятельности вне  зависимости от их положения  в обществе, формы собственности  и государственной принадлежности (единые для всех "правила игры").

3. Принцип системности — при  реализации принятых решений  по изменению состояния одного  из объектов регулирования должны  учитываться его последствия  для состояния других и всех  в совокупности.

4. Принцип приоритетности отечественного  производителя — при равных  условиях приоритет отдается  конкурентоспособному отечественному  производителю информационно-коммуникационных  средств, продуктов и услуг.

5. Принцип социальной ориентации  — основные мероприятия ГИП  должны быть направлены на  обеспечение социальных интересов  граждан России.

6. Принцип государственной поддержки  — мероприятия информационной  политики, направленные на информационное  развитие социальной сферы, финансируются  преимущественно государством.

7. Принцип приоритетности права  — развитие и применение правовых  и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.

Глава 2. Информационные технологии управленческих решений

2.1. Информационные технологии  в принятии решений

 

Системы поддержки принятия решений  и соответствующая им информационная технология (ИТ) появились усилиями в основном американских учёных в к 70-х - начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта.

Главной особенностью ИТ поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационального процесса (рис.1), в котором участвуют:

  1. Система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объектов управления;
  2. Человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Информация о работе Информационная поддержка принятия политических и административных решений