Избирательное право и избирательная система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать избирательное право и избирательную систему в Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть понятие и содержание избирательного права и избирательной системы;
· описать основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации;
· исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word политология.docx

— 41.40 Кб (Скачать файл)

На федеральных парламентских  выборах в 2007 г. также осуществлен  переход от преобладавший в четырех  избирательных циклах 1993-2003 годов  смешанной (мажоритарной и пропорциональной) избирательной системы к исключительно  пропорциональной системе, т.е. к выборам  по партийным спискам, выдвинутым политическими  партиями.

12.10.2008 г., в единый день  голосования, выборы депутатов  региональных парламентов в четырех  субъектах Российской Федерации  (Забайкальском крае, Иркутской,  Кемеровской и Сахалинской областях) прошли по смешанной избирательной  системе. 

В четырех регионах используются закрытые партийные списки без разделения на региональные группы кандидатов и  лишь в Забайкальском крае – закрытые списки с разделением на региональные группы. Во всех регионах к распределению  депутатских мандатов допускаются  не менее двух списков кандидатов, исключение – Иркутская область  с допустимым минимумом в три  списка кандидатов.

В трех субъектах Российской Федерации (Чеченской Республике, Иркутской  и Кемеровской областях) так называемый заградительный барьер составляет 7%; в  Сахалинской области – 6%, а в  Забайкальском крае – 5%.

Заградительный барьер - это  минимальный процент голосов  избирателей, который необходимо преодолеть спискам кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, для того, чтобы принять  участие в распределении депутатских  мандатов в органе законодательной  власти. Барьер вводится для того, чтобы  избежать излишнего дробления состава  избранного законодательного органа (так  называемая лоскутность парламента), которое может негативно сказаться на его работе.

В выборах имеют право  принимать участие избирательные  объединения, выдвинувшие и зарегистрировавшие список кандидатов, и кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями или  путем самовыдвижения, и зарегистрированные в установленном порядке.

Остановимся еще на одном  базовом понятии - избирательных  правах граждан. Именно на их реализацию направлено все законодательство о  выборах и вся деятельность участников избирательного процесса – избирателей, партий, кандидатов, избирательных  комиссий.

Избирательные права граждан  Российской Федерации могут быть классифицированы на активное избирательное  право и пассивное избирательное  право.

В Федеральном законе «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» даются следующие определения избирательных  прав: активное избирательное право - право граждан Российской Федерации  избирать в органы государственной  власти и органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации  быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления; избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Избирательные права относятся  к политическим и находятся в  теснейшей взаимосвязи с правом на участие в управлении делами государства.

Реализация избирательных  прав в рамках избирательного процесса взаимосвязана с иными конституционными правами и свободами, в частности: свободой мысли и слова; свободой искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом; на объединение; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации и т.д.

В Российской Федерации голосование  на выборах является добровольным, отказ от него не влечет никаких  правовых последствий для избирателя. Пассивным избирательным правом гражданин обладает также вне  зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Ограничения пассивного избирательного права устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Демократические выборы - это  антипод гражданской войны и  силового решения вопроса о власти.

В демократическом государстве  при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан  практически не бывает (скорее, и  не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в  том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который  никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы - это  борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку  граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в  соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии  к конкретным кандидатам. Во время  избирательных кампаний обычно наблюдается  подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона.

Выборы дают выход накопившемуся  у известной части населения  недовольству действиями властей, они  открывают единственно возможный  путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству  мнения меньшинства или отдельных  политиков. Выборы - это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.

 

 

Список использованной литературы:

▪ Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. – 1995. – № 3.

. Закон РФ "О выборах Президента  Российской Федерации". //Собрание  законодательства РФ, 1995, № 21, ст. 1924.

- Избирательные системы и наблюдение за выборами. М., 1995.

▪ Избирательное право и избирательный процесс в РФ: учебник для ВУЗов / Отв. Ред. А.В. Иванченко. М., 1999.

- Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.

- Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию…Гл. 10-13, 22

▪ Состояние и проблемы развития политической системы в современном российском обществе //Социально-гуманитарные знания. – 1999. – № 2.

 

 

 


Информация о работе Избирательное право и избирательная система в России