Избирательная система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и существующих видов выборов в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие избирательной системы в РФ;
2. рассмотреть принципы избирательного права в РФ;
3. обозначить важнейшие источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации;
4. рассмотреть виды избирательных систем в РФ;
5. перечислить виды выборов, существующие в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие избирательной системы в РФ………………………………………..5
2. Принципы избирательного права (избирательной системы)………………..7
3. Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации………………………………………………………………………..12
4. Виды избирательных систем в РФ…………………………………………...18
- мажоритарная избирательная система……………………………………...19
- пропорциональная избирательная система…………………………….......22
- пропорциональная избирательная система………………………………...24
5. Виды выборов в Российской Федерации……………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

вот.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

   Вторая  половина народных избранников ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на базе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии предлагали для рассмотрения, сформированные в порядке приоритета (ранжированные), списки своих кандидатов, за которые нужно было проголосовать избирателям всей страны. Таким образом, право принимать участие в подобных выборах предоставлялось (на определенных условиях) исключительно общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов приобретали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по результатам голосования партии-победительницы получали в общей сложности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Партии (блоки), перешагнувшие пятипроцентный барьер, получали депутатские места в соответствии с количеством голосов (в процентном выражении), полученных партией (блоком) на выборах (расчет производился, соответственно, от 225 депутатских мест). Дополнительно партии-победительницы получали так называемые «бонусные мандаты», не доставшиеся партиям, набравшим менее 5% голосов избирателей, которые распределялись между преодолевшими избирательный барьер партиями также строго соразмерно полученным ими голосам избирателей28.

   Смешанные избирательные системы обычно различают по характеру взаимосвязи применяемых в них составляющих пропорциональной и мажоритарной систем. На основании этого выделяется два вида смешанных систем:

• смешанная  несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от итогов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы); 
• смешанная связанная избирательная система. При ней распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В данном случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в прямой зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Политическая партия, набравшая голосов больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»)29.
 

5. Виды выборов в Российской Федерации

     В Российской Федерации принято выделять следующие юридически закрепленные виды выборов: очередные выборы; досрочные выборы; выборы в порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; дополнительные выборы (выборы вместо выбывшего депутата); повторные выборы. При этом избирательное законодательство, в частности на региональном уровне, имеет целый ряд специализированных правил назначения разных видов выборов. Уже сейчас рационально признать полезным выделение в структуре избирательных законов, и, прежде всего избирательных кодексов, самостоятельные институты каждого из названных видов30.

     Очередные выборы — это основные или общие выборы, проводимые с целью избрания органов государственной власти и органов местного самоуправления в сроки, определенные действующим законодательством. Период времени между предшествующими и будущими очередными выборами составляет период деятельности данного выборного представительного органа власти.

     Досрочные выборы проводятся по причине досрочного прекращения возможностей действия выбираемого органа (должностного лица). Причины досрочного прекращения возможностей фиксируются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления. Избирательное законодательство определяет для досрочных выборов вероятность сжатия сроков реализации избирательных действий по сравнению с очередными выборами.

     Выборы  в порядке ротации считаются частичными выборами. Они проводятся исключительно в отношении закрепленной в законодательстве о выборах части депутатского корпуса (в том числе в виде ротационного обновления одной из палат парламента) для того, чтобы обеспечить потенциальное видоизменение представительства политических сил и, к тому же, сберечь преемственность в функционировании законодательного (представительного) органа государственной власти.

     Дополнительные  выборы — это внеочередные выборы, проводимые в условиях преждевременного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному (многомандатному) избирательному округу в коллегиальный представительный орган власти, или же досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица в системе государственной или местной власти.

     Повторные выборы проходят в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны недействительными. Повторные выборы нужно различать от повторного голосования - факультативного этапа, который происходит в условиях того же избирательного процесса, в рамках которого реализовывалось первоначальное голосование. Повторные выборы - самостоятельный избирательный процесс, содержащий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.

     Определенное, а в ряде случаев существенное влияние на институт выборов оказывает институт референдума31. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме32.

     В формально-юридическом значении референдум представляет собой голосование  граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного положительного или отрицательного ответа в форме «да» или «нет», «за» или «против». Таким образом, предопределение референдума в механизме народовластия состоит в принятии государственных постановлений на основе большинства мнений граждан в условиях, когда иные формы прямой демократии желаемого следствия не приносят. Референдум также является важнейшей гарантией, обеспечивающей прямое участие граждан в управлении процессами в обществе и государстве. Социально-политическая значимость референдума заключается в том, что он выступает как один из существенных институтов прямой демократии, уходящий во времена естественного народоправства33.

     По  территории действия различают:

     1) референдум Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации34;

     2) референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации35;

     3) референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования36.

     Порядок проведения референдума регламентируется законодательством. В частности, инициатива проведения общероссийского референдума может относиться к не менее чем 2 млн гражданам РФ при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них. Кроме того, с инициативой о проведении референдума может выступить Конституционное Собрание по поводу принятия новой Конституции37. Решение, принятое на референдуме, обретает юридическую силу с момента опубликования его итогов и не требует подтверждения со стороны какого-либо органа или должностного лица. Вопросы, подвергнутые анализу на референдуме, могут быть вынесены на повторный референдум через год38. 

Заключение 

     Задачи, посредством решения которых, оказалась достигнута цель моей работы, а именно, задача дать понятие избирательной системы в РФ, рассмотреть принципы избирательного права в РФ, обозначить важнейшие источники избирательного права и избирательного процесса в нашем государстве, рассмотреть виды избирательных систем в РФ, перечислить виды выборов в РФ, были выполнены.

     Таким образом, стоит обозначить главное.

     Избирательная система позволяет непредвзято  определить результаты выборов, устанавливая определённый алгоритм осуществления подведения их итогов. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, только при их соблюдении выборы могут быть признанны демократичными. Систему источников  избирательного права составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, равно как и международные договоры Российской Федерации,39 а, во-вторых, нормативные правовые акты национального законодательства.

     В демократической стране должны существовать выборы, как форма волеизлияния граждан. Так как каждый гражданин не может изъявить свое недовольство властью напрямую, он имеет право осуществить это путем выборов. Их смысл в том, чтобы все имели возможность выразить свою волю, а государственная власть – быть построенной и функционировать в соответствии с этой волей. Выборы – это своего рода диалог власти и народа. Власть предлагает, а народ принимает решение и отвечает.   
 

Список  литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюций 217А от 110.12.1948 г.) // Российская газета, 10 декабря 1998 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс»

2. Европейская  Конвенция о защите прав человека  от 21.09.1970, 20.12.1971, 01.01.1990, 06.11.1990, 25.03.1992, 11.05.1994 // Собрание законодательства РФ. 8.01.2001. № 2. Ст.163 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс»

3. Международный  пакт о гражданских и политических  правах. Принят резолюцией 2200А Генеральной  Ассамблеи от 16.12.1966 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831). ст.291

4. Конституция  Российской Федерации. (Принята на  Всенародном референдуме) (поправки  от 30.12.2008) // Российская газета, 25.12.1993 г. //

5. ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 04.10.2010) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005)

6. ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.10.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)

7. Баглай М.В. // Конституционное право Российской Федерации // учеб. для вузов. // - М.: НОРМА, 2007

8. Борисов А.Н. // Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (постатейный) // - М.: Юстицинформ, 2007

9. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. // Избирательное право // учебник // - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008

10. Елистратова Е.С. // Конституционное и муниципальное право //  - М.: Волтерс Клувер, 2008

11. Ершов В. А. // Основы избирательного права Российской Федерации // - М.: ГроссМедиа, 2008

12. Ларин  А.Ю. // Конституционное (государственное)  право России // - М.: ИНФРА-М, 2007

13. Лучин  В. О. // Избирательное право России // - М.: Юнити-Дана, 2008

14. Малько  А.В. // Политическая и правовая  жизнь России // учебник // - М.: Юристъ, 2009

15. Постников  А.Е. // Система российского избирательного законодательства

Избирательное право // учебник. Пособие для студентов  ВУЗов // - М.: Юристъ, 2009 
16. Прудников А.С.; // Избирательное право // Под ред. Гасанова К. К., Прудникова А. С. // -2-ое издание, перераб. и доп. // - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007

17. Скосаренко  Е. Е. // Избирательная система  России: Мифы и политическая реальность. // -М. : "Формула права" , 2007

Информация о работе Избирательная система в РФ