Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:16, контрольная работа
Выборы - способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимации и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил во властных структурах, определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.
1. Введение..................................................................................................................3
2. Институт выборов..................................................................................................4
3. Избирательная система..........................................................................................5
4. Субъекты выборов и избирательное право..........................................................5
5. Основополагающие принципы избирательного права.......................................7
6. Избирательная кампания......................................................................................11
7. Три основных типа избирательных систем (электоральной формулы)...........16
8. Заключение.............................................................................................................22
9. Список использованной литературы...................................................................24
Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, еще более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».
Сущность «избирательной геометрии» 
состоит в том, что избирательные 
округа формируются таким образом, 
что при сохранении формального 
равенства в них заранее 
Законодательство как ряда зарубежных 
стран (США, Франции, Великобритании, Японии), 
так и России, исходит из того, 
что практически невозможно образовать 
абсолютно равные избирательные 
округа, а потому устанавливает максимальный 
процент (как правило, 25 или 33%) отклонения 
округов по численности избирателей 
от среднего округа. Это является основой 
«избирательной географии». Ее цель заключается 
в том, чтобы сделать голос 
более консервативного 
При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.
Пропорциональная система 
каждой страны имеет свою специфику, 
которая зависит от ее исторического 
опыта, утвердившейся политической 
системы и других обстоятельств. 
Хотя все пропорциональные системы 
имеют своей целью достижение 
пропорционального 
системы, в полной мере реализующие принцип пропорциональности;
системы с недостаточной пропорциональностью;
системы, которые хотя и 
достигают пропорциональности между 
поданными голосами и полученными 
мандатами, однако предусматривают 
различные заградительные барьеры 
проникновению некоторых 
Так как пропорциональная 
избирательная система 
При системе «жестких» 
списков кандидаты 
При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.
Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.
Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.
Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.
Во-вторых, пропорциональная 
система приводит к тому, что представительство 
в органах государственной 
В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.
В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.
Недостатки пропорциональной и 
мажоритарной систем очевидны и существенны. 
Поэтому попыткой устранить или 
хотя бы смягчить их стало формирование 
в послевоенный период 
смешанной избирательной системы. Ее суть заключается в том, что часть 
депутатских мандатов распределяется 
в соответствии с принципами мажоритарной 
системы, что способствует формированию 
устойчивого правительства, а другая часть 
– в соответствии с принципами пропорциональной 
системы, что способствует более полному 
учету голосов избирателей и точнее отражает 
реальную картину политической ситуации 
в стране.
На основе смешанной избирательной 
системы в России проходит формирование 
Государственной Думы: 225 депутатов 
избираются по мажоритарной системе 
относительного большинства, 225 – по 
пропорциональной избирательной системе. 
В Австралии смешанная система 
проявляется по-иному: одна палата парламента 
избирается по мажоритарной системе 
абсолютного большинства, а другая 
– по пропорциональной системе. В 
Египте смешанная система представляет 
собой сочетание голосования 
по партийным спискам и 
Таким образом, смешанная избирательная 
система, построенная на едином принципе 
– сочетании элементов 
Система подсчета голосов избирателей 
на выборах, являясь на первый взгляд 
чисто организационно-
Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:
- пропорциональная 
- абсолютная мажоритарная 
- относительная мажоритарная 
Эта взаимосвязь обусловливает 
воздействие избирательной 
Таким образом, избирательные системы являются чувствительными индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается.
Заключение
Пропорциональная система 
сегодня используется многими странами 
мира. Переход к пропорциональной 
избирательной системе в России 
при выборах депутатов 
Народные избранники отныне все более будут зависеть от выдвигаемых ими избирательных объединений. Кроме того, сегодня попадание в список партии - это единственная возможность получить мандат федерального депутата. Поэтому роль политических партий при переходе к пропорциональной избирательной системе резко возрастает.
Все что касается критики пропорциональной избирательной системы, как системы, не обеспечивающей представительство региональных интересов на уровне центра политического пространства, то данную функцию может и должен выполнять Совет Федерации ФС РФ, созданный как палата регионов.
В регионах широко обсуждаемый 
в перспективе переход 
Список использованной литературы
1. Анохин М.Г. Политические системы. М., 1996.
2. Лавриненко Н.В. Политология. - М., 2005.
3. Панарин А.С., Василенко И.А. Политология. – М., 2003.
4. http://www.allbest.ru/
5. http://art.ioso.ru/seminar/