Идеология и проблемы внешней политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:52, реферат

Краткое описание

Идеология – это одна из форм общественного сознания. Термин «идеология» (от греч. idea – мысль и logos – слово, понятие) ввёл французский ученый Дестют де Траси в работе «Этюд о способности мыслить» и развил его в работе «Элементы идеологии» (1801– 1815). В его понимании идеология есть теория идей, т.е. учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим.

Вложенные файлы: 1 файл

Идеология и проблемы внешней политики государства..docx

— 22.94 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РБ

Учреждение  образования «БГПУ  имени Максима  Танка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Идеология и проблемы внешней политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Выполнил:

                                                          студентка ФФВ, 4 курса, 407 группы

                                                          Климкович Наталия Алексеевна

                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2012

 

     Идеология – это одна из форм общественного  сознания. Термин «идеология» (от греч. idea – мысль и logos – слово, понятие) ввёл французский ученый Дестют де Траси в работе «Этюд о способности мыслить» и развил его в работе «Элементы идеологии» (1801– 1815). В его понимании идеология есть теория идей, т.е. учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим.  
Понятие «идеология» первоначально использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюция идей, а вместе с ними и всей совокупности теорий, изучающих человеческую психику и сознание. Дестют де Траси и его современники в идеологии видели особую науку, которая выясняет причины и законы формирования идей и составляет основу таких наук, как политика, педагогика, право.
 

     В настоящее время утвердилось  понимание идеологии как формы выражения интересов противостоящих социальных групп и общностей. Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. В таком контексте идеология включает в себя миропонимание, лозунги и директивы деятельности, связанные с условиями жизни и практическими устремлениями определённых общностей людей.

     Как форма сознания идеология сложна. Претендуя на систематизированное  изложение своего содержания, идеология по сути не обладает собственной системой понятий, пользуется понятиями всех гуманитарных наук. Любая идеология представляет собой совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и религиозных идей, взглядов, представлений, носителями которых выступают отдельные индивиды, социальные группы и общности, содержание которых отвечает их интересам. Поэтому в отличие от других форм общественного сознания содержание идеологии разнородно, иногда создаёт впечатление несогласованности её элементов.

     Особенность идеологии как формы сознания состоит в тесной связи её содержания с интересами определённых социальных групп и общностей. Выделяют её виды: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, пролетарскую и мелкобуржуазную; а также с другой стороны: национальную, государственную, партийную, политическую, официальную, оппозиционную и др. По сферам социальной жизни идеология классифицируется на гуманитарную, экономическую, социальную.

     Политическая  идеология представляет собой один из видов идеологии и имеет свою специфику. Это – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений – индивиды, социальные группы, классы, нации, общества – осознают своё положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Или иначе, это система идей и представлений, оправдывающая притязания той или иной социальной группы на власть или её использование с целью реализации своих интересов.

     Специфика политической идеологии состоит  в том, что содержание той или  иной идеологии зависит от интересов  социального субъекта, из которого исходит данная идеология. Ибо это упорядоченная система представлений о существующей действительности или её изменениях с точки зрения определённой группы, общности. Поэтому её может отличать предвзятость, субъективность оценок действительности.  
Поскольку политические идеологии внутренне противоречивы, это может быть причиной расхождения в понимании их содержания. Поэтому иногда на основе одной и той же идеологии могут возникать противоположные политические движения, например, социал-демократия и коммунизм.

     Политическая  идеология выполняет следующие социальные функции: 
Ориентационная функция – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.  
Мобилизационная функция – побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.

Интегративная функция – наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.

Амортизационная функция – служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.

Функция выражения и защиты интересов определенной группы (социальная) – возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп. Когнитивная (познавательная) функция – отражает, с одной стороны, в процессе формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальность, а с другой – дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений.

Легитимизирующая (оправдывающая) функция – состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству. 
Нормативная функция – задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.

      Опыт  развития многих государств показывает, что они не могут успешно развиваться без своей идеологии. Это относится и к Республике Беларусь. За время десятилетней самостоятельной жизни нашего государства выработана Конституция Республики Беларусь, основные принципы внутренней и внешней политики, а совокупность заложенных в них идей, принципов, идеалов и символов составляет сердцевину государственной идеологии.

     Идеология государства – специфический  тип идеологии. Именно эта идеология  должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого  развития, необходимо сформировать новую  модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить  общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного пути и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.

     Государство должно иметь устойчивую, независимую  от конъюнктуры идеологию, обогащенную историческим опытом народа.  Государственная идеология в демократическом государстве представляет собой не что иное, как концентрированное выражение интересов большинства граждан или национальных интересов. 

     Республика  Беларусь является полноправным членом международного сообщества и выступает за развитие отношений со всеми странами мира на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества.

     Стратегическим  вектором внешней политики белорусского государства выступает углубление интеграционных процессов с Российской Федерацией, придание союзным отношениям новой динамики. Главная цель интеграции – улучшение жизни народов, создание условий для повышения благосостояния людей и полноценного развития белорусов и россиян. Союз Беларуси и России должен основываться на принципах суверенитетного равенства и самостоятельности его участников при делегировании определенных полномочий интеграционным органам.

     К числу приоритетных направлений  геополитики Республики Беларусь относится интеграция в рамках СНГ и, в первую очередь, создание единого экономического пространства и системы коллективной безопасности. Осуществляя двустороннее и многостороннее сотрудничество со странами СНГ, наша республика будет стремиться к максимальному обеспечению национальных интересов белорусского народа. 
Геополитическое положение Беларуси определяет многовекторность ее внешней политики. В первую очередь, это касается развития отношений с Европой, восстановления конструктивного диалога по вопросам взаимовыгодного сотрудничества. Белорусское государство выступает за нормализацию отношений с европейскими странами и европейскими структурами, налаживание совместных действий в решении общеевропейских проблем.

     Сегодня Республика Беларусь вносит достойный  вклад в укрепление региональной безопасности, служит надежным щитом на пути потоков нелегальных эмигрантов, наркотиков и оружия в Европу. Расширение Европейского Союза и продвижение НАТО на Восток обусловливают необходимость создания принципиально новой концепции внешней политики Республики Беларусь, установления отношений с объединенной Европой на основе принципов взаимопонимания и добрососедства. 
Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Критерием оценки действий белорусской дипломатии будет главным образом их экономическая эффективность, реализация мирных инициатив, повышение имиджа белорусского государства. Необходимо более полно использовать наше членство в Движении неприсоединения для углубления сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки с целью расширения рынков сбыта отечественной продукции.

     Особая  роль принадлежит развитию двусторонних связей с США. Наша страна признает за Соединенными Штатами роль международного лидера, но в то же время считает  неправомерным и недопустимым их вмешательство во внутренние дела суверенной Беларуси. Политика «двойных стандартов», постоянный политический прессинг в отношении Республики Беларусь не позволяют наладить конструктивный диалог. Однако белорусское государство надеется на победу здравого смысла и восстановление утраченного доверия между нашими странами.

     Отстаивание национальных интересов Республики Беларусь на международной арене  будет реализовываться за счет расширения членства и активизации участия  в работе международных организаций. Являясь одной из стран-учредительниц Организации Объединенных Наций, Беларусь выступает за восстановление ее роли в решении международных проблем и приоритет принципов международного права. 
Республика Беларусь готова осуществлять сотрудничество со всеми странами мира по вопросам обеспечения международной безопасности, охраны окружающей среды, борьбы с международными терроризмом и организованной преступностью, оказания гуманитарной помощи.
 

 

ЛИТЕРАТУРА  
1.  Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А.Мельник; науч. ред. П.Г.Никитенко. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2007  
2.  Основы идеологии белорусского государства: История и теория: учеб пос. для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. Под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова.–Мн.: ИВУ Минфина, 2005.–312с.

3.  http://www.comparty.by/gazeta/2011/08/kontseptualnye-osnovy-ideologii-belorusskogo-gosudarstva-2 

Информация о работе Идеология и проблемы внешней политики государства