Идеологическое многообразие и политические интересы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:49, контрольная работа

Краткое описание

1. Прокомментируйте, что означают положения ст. 13 Конституции Российской Федерации о том, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»
2. Раскройте сущность понятия «политические интересы» и дайте их классификацию в виде схемы или таблицы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 3

1. Прокомментируйте, что  означают положения ст. 13 Конституции  Российской Федерации о том,  что «в Российской Федерации  признается идеологическое многообразие»  и что «никакая идеология не  может устанавливаться в качестве  государственной или обязательной»

Согласно статье 13 Конституции Российской Федерации устанавливается мера и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.

Идеология — это система политических, правовых, религиозных, философских  взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между  собой. Характерная особенность  идеологии состоит в том, что  она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений.

Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной, закрепляет равноправие  идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.

Отсутствие государственной или  обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.

Зависимость государственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы государственной власти или лица придерживаются различных идеологических воззрений.

Именно возможность с помощью  государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение своих сторонников в те или иные государственные структуры.

К примеру выборы в Федеральное  Собрание Российской Федерации. На данный момент, большее число депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, составляет партия Единая Россия, они вносят свою идеологию и продвигают свои законопроекты. Остальные партии имеют наименьшее число голосов и поэтому их попытки противостоять партии Единая Россия низмены и не реальны.

Действенной гарантией принципа идеологического  многообразия служит закрепленный в части 3 статьи 13 Конституции РФ принцип политического многообразия, многопартийности.

Каждая политическая партия создается на основе единой идеи, которую они в последующем планируют реализовать в жизни. Например «Коммунистическая партия Российской Федерации, основываясь на творческом развитии марксизма-ленинизма, имеет своей главной целью построение социализма – общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства, выступает за подлинное народовластие в форме Советов, укрепление федеративного многонациональногогосударства»1.

Идеология не возникает  из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированным, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определенных социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания.

Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных  типов идеологии начиная с  крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных  и заканчивая левым экстремизмом. Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правого или левого толка давно уже представляют серьезную опасность для нормального существования отдельных стран или даже всего человечества.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной"2 закремлено в Конституции РФ. Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа - отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Многообразие в сфере идеологии  позволяет каждому человеку, группам  людей, их объединениям свободно развивать  свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Хотя у данного фактора есть и свои минусы, после столь долгого  «навязывания» идей, в 1991 году посоле пересторойки народ получил «вседозволенность», а вместо того, чтобы улучшить свою жизнь, он стал губить себя всеми ранее запрещенными плодами. Стала расти наркомания и распущенность молодежи. Результат демократии и свободы выбора – это гибель поколения.

Но так же есть свои плюсы, в том, что идет развитие всех сторон жизнедеятельности  российского народа, а не тех, в  чем было заинтерисованно государство  Советского Союза. Отсутствует однонапрвленность  идеи и позиции науки.

 

2. Раскройте сущность  понятия «политические интересы» и дайте их классификацию в виде схемы или таблицы.

В реальной политической жизни субъекты политики тесно связаны. Эта связь заключается в постоянном общении. Общение бывает разным (мирным и конфликтным), потому что субъекты политики занимают разное общественное положение. Именно разница в общественном положении отдельных субъектов заставляет их взаимодействовать, добиваясь лучших "ролей" в обществе. У каждого субъекта политики существуют свои потребности, удовлетворение которых необходимо для его существования.

Это не только естественные потребности в еде, воде сне, но и  потребности в образовании, культуре, знаниях и т.п. В совокупности эти потребности образуют интерес  человека, группы, класса, народа, нации. Интерес есть не что иное, как стремление к удовлетворению максимального количества потребностей. Интересы всегда направлены на изменение или сохранение положения субъекта.

Интерес порождается  самим общественным положением субъекта. Однако его осмысление происходит в сознании людей. Любой человек постоянно сравнивает, сопоставляет жизненное положение свое, своей группы, класса, нации с жизненным положением других. На этой основе он и определяет, к чему необходимо стремиться, за что бороться, что отстаивать.

Поскольку в политике концентрированно выражены все стороны  общественной жизни, она и становится сферой взаимодействия интересов. Разные материальные, экономические, культурные, религиозные и т.д. потребности, осмысленные  как интерес, рано или поздно переносятся в политику и становятся причиной, а еще точнее - пружиной политической деятельности. Здесь они сталкиваются, объединяются, побеждают друг друга, определяя политический облик данного общества.

Политический интерес  – это избирательное отношение  институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

 Объектом политического  интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач  политической деятельности, которые  овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).

Разнообразие интересов  позволяет классифицировать их тем  или иным образом:

 

 

 

 

 В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в  экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного  отношения, он теснейшим образом  связан с механизмом и со способами  осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной  самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом – интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “вне политического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в  общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций  политических интересов имеет общий источник – соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом.

В-пятых, содержание политического  интереса формируется главным образом  в результате взаимодействия интересов  социальных групп в зависимости  от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого – общества, и его части – социальной группы.

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Конституция Россифской  Федерации, Эксмо 2007 г.

2. Устав Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», 2005 г.

3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. М.,2001

4. Мельник В. А. Политология : Учебник/ В.А.Мельник; Рец. В.А.Бобков. - Минск : Вышэйшая школа, 1996.

5. Политология : Учебное пособие/ Сост. и отв. ред. А.А.Радугин. - М. : Центр, 1997

 

 

 

 

 

 

1 Устав Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», 2005 г.

2 Статья 13 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации. –М, Эксмо, 2007 г.


Информация о работе Идеологическое многообразие и политические интересы