Идеи правового государства в 20 веке, понятие гражданского общества, его социальная основа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Идеи правового государства в 20 веке
Формально, термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако, зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология - копия.docx

— 81.69 Кб (Скачать файл)

Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено  Дж. Локка, А. Смитом для отражения  исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие  умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — частная собственность;
  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся  институты, огражденные законом  от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие  интересов граждан, их реализация через  различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций  граждан отстаивать свои частные  интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая  при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

 

Современное гражданское общество

В современных  условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера  гражданского общества включает:

  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих  в обществе, и выражения их в  ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов  государства.

Духовная  сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом  гражданское общество отдает приоритет  правам и свободам человека, повышению  качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и  взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • защита границ и обеспечение общественного порядка.

За  годы реформирования в России произошли  существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге  исследователи констатируют наличие  значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих  как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с  отсутствием традиций гражданской  жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями  о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства  в этом процессе.

Содержание  гражданского общества может быть представлено следующим образом: 

в экономической сфере – такие структурные элементы: негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства. Экономические атрибуты гражданского общества – естественная интеграция, конкуренция, свободные рыночные отношения; 

в социальной сфере – это семьи, общественные организации и движения, негосударственные СМИ, органы самоуправления, механизм формирования и выражения общественного мнения и интересов в цивилизованной форме без насилия;  

в политической сфере – создаваемые по необходимости политические партии, общественно-политические организации, клубы. Это борьба за соблюдение демократических принципов, традиций и процедур; 

в духовной сфере – это наличие свободы мысли, совести, слова. Это самостоятельность и независимость от государственных и политических структур деятельности творческих и других объединений граждан в духовной сфере.   

  Таким образом, гражданское общество  это – цивилизованный, самодеятельный  и полноправный гражданин; формирование  гражданского общества связано  с формированием идеи индивидуальной  свободы, самоценности каждой личности; возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина, права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – государством; в гражданском обществе упраздняется единство политики и религии, политики и идеологии и утверждается раздвоение общественного и частного, общества и государства, права и морали.   

  Становление гражданского общества  означает формирование такой  общности людей, в которой достигнуто  оптимальное соотношение политического  и неполитического начал, обеспечено  взаимное равенство прав, свобод  и обязанностей гражданина, общества  и государства. 

  1. Типология политического лидерства

Лидерство существует во всех сферах общественной жизни  — в бизнесе, науке, искусстве, семье  и школе. Открыв словарь, мы можем  прочесть, что лидер (англ. lеаdеr — ведущий, руководитель) — это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.

Политический лидер - это не просто организатор политических действий и движений, это человек, способный изменить ход политической истории, определить направление политических процессов, обозначить перспективные  политические цели.

Политический лидер  – это человек, который руководит  не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий  и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как  сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических  способностях, в умении быстро и  точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению.

Современные отечественные  энциклопедические издания трактуют политическое лидерство как способ построения власти, основанной на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем, достижения групповых целей, задач  общественного развития.

К данному представлению  о феномене политического лидерства  политическая наука пришла, изначально осмыслив еще в древности основные черты данного феномена.

Первые попытки  определения того, каким должен быть политический лидер, прослеживаются в  утопии совершенного государства Платона. Великий философ считал, что правителями  могут быть только философы. Право философов на господство Платон обосновывает тем, что они "видя и созерцая нечто стройное и вечно тождественное, не творящие несправедливости и от нее не страдающее, полном порядка и смысла", сами подражая этому, внесут в "частный и общественный быт людей" то, что они находят в мире идеального бытия, сделают человеческие нравы угодными богу. Но, чтобы достичь благоденствия, правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под таковыми он понимал только любящих "созерцать истину", т.е. тех, кто обладал острым умом, тонкой интуицией и другими качествами.

Другая точка  зрения на то, каким должен быть политический лидер, принадлежит Аристотелю. Он считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие  и более опытные главы семейств. В последующем, по его мнению, право  властвовать получает тот, кто превосходит  других разумом.

Один из известных  мыслителей Средневековья Фома Аквинский  обосновывал идею о том, что лучшим политическим лидером мог быть только монарх. Мыслитель говорил, что "государственный  корабль лучше всего может  функционировать, если во главе его  стоит единственный правитель - монарх".

Таким образом, все  вышеперечисленные представления  мыслителей древности сводились  к единому пониманию и определению  политического лидера - монарха, т.е. харизматического лидера.

Самый значительный вклад в исследование политического  лидерства внес Н.Макиавелли (эпоха Возрождения). В своем трактате "Государь" он дал одно из первых объяснений политического лидерства.

Суть его теории эффективного лидерства:

1. Власть лидера  коренится на поддержке его  сторонниками.

2. Подчиненные должны  знать, что они могут ожидать  от своего лидера и понимать, что он ожидает от них. 

3. Лидер должен  обладать волей к выживанию. 

4. Правитель - всегда  образец мудрости и справедливости  для своих сторонников.

В настоящее время  достаточно изученным вопросом по феномену политического лидерства является типология. Наиболее признанной считается  типология политического лидерства, предложенная знаменитым немецким ученым М.Вебером. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы и добиваться повиновения", он различал три его главные разновидности:

Информация о работе Идеи правового государства в 20 веке, понятие гражданского общества, его социальная основа