Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:55, доклад
Всякая игра есть свободная деятельность, игра по приказу-не игра, в крайнем случае — имитация игры. Свободно войдя в игру, человек может столь же свободно из нее выйти. То, что может быть прекращено по желанию участников, есть игра, например, война, учеба, брак. Неигра — то, что нельзя прекратить по желанию, например, болезнь, любовь, естественные процессы, течение времени. Насилие односторонняя игра, где палач играет с жертвой, как кошка с мытью. Рынок есть игра , а планирование хозяйства, насилие, юридические законы - игра, законы природы-наигра.
Дефиниция игры и типизация игр
Столь большая значимость игры в социально-культурной деятельности вынуждает нас углубиться в теорию "игрологии" в поисках ответа на вопросы "что такое игра вообще?" и "какие типы игр существуют?". С этой целью выделим отличительные признаки игры.
1. Всякая игра есть свободная деятельность, игра по приказу-не игра, в крайнем случае — имитация игры. Свободно войдя в игру, человек может столь же свободно из нее выйти. То, что может быть прекращено по желанию участников, есть игра, например, война, учеба, брак. Неигра — то, что нельзя прекратить по желанию, например, болезнь, любовь, естественные процессы, течение времени. Насилие односторонняя игра, где палач играет с жертвой, как кошка с мытью. Рынок есть игра , а планирование хозяйства, насилие, юридические законы - игра, законы природы-наигра.
2. Игра не преследует получение материальных продуктов, подобно труду, но она не бесцельна. Целью игры является выигрыш, который может носить морально-эмоциональный или материальный характер; в общем случае важнее морально-эмоциональные стимулы, исключение которых приводит к вырождению игры в неигровое занятие.
3. Игра как "царство свободы" противостоит обыденной жизни как царству необходимости. Демонстративное инобытие игры обуславливается:
а) замкнутостью игрового пространства (храм, арена, экран, игорный стол, служебный кабинет, учебная аудитория);
б) регламентированием времени устанавливается начало, конец игры, периоды ее повторения;
в) использованием костюмов, масок, условною языка, паролей и т.д.;
г) обособлением игроков, ограниченностью их круга посвященными в "тайну" игры;
д) незыблемостью добровольно принятых правил. Поль Валери заметил: в отношении правил игры невозможен скептицизм.
Поэтому шулерам, мошенникам, лицемерам всегда доставалось меньше, чем тем, кто нарушал игру: вероотступникам, еретикам, диссидентам, узникам совести. Правда, именно изгой, революционер, член тайного клуба, еретик - все они необычайно подвержены сплочению в группы и обладают сильно выраженным игровым характером. Другими словами, они хотят играть в "свою" игру, а не в тy, которую им навязывают.
4. Благодаря упорядоченности, следованию определенным правилам, отрыву от обыденности, игра создает временное, ограниченное совершенство в хаосе повседневной жизни. Она в состоянии зачаровывать людей своим ритмом и гармонией, удовлетворяя их эстетическую потребность.
5. Игра представляет собой непредсказуемое, но справедливое испытание силы, упорства, отваги, находчивости, воли, интеллекта игроков, и тем самым удовлетворяет этические потребности; поэтому так возмущают неправильное судейство, жульничество, нечестная борьба, оскорбляющие чувство справедливости.
В итоге получаем следующую дефиницию: Игра есть целесообразная социально-культурная деятельность независимых субъектов, осуществляемая в рамках добровольно принятых ими условных правил и обладающая этической и эстетической привлекательностью.
В этом определении отсутствуют такие эпитеты, как иллюзорность, фантастичность, бескорыстность, поскольку они не относятся ко всем без исключения играм.
Типизация игровой деятельности. Как отмечено в дефиниции, всякая игра целесообразна, но цели, преследуемые субъектами, могут быть разными. В зависимости от цели игры делятся на четыре типа:
а) Игра-маскарад, заключающаяся в том, чтобы скрыть подлинные намерения, действительное состояние играющего субъекта; например, действия генерала, пытающегося ввести в заблуждение противника. Целью игры в этом случае является манипулирование партнером, зрителями, публикой, управление ими желательным образом.
б) Игра-разгадка, состоящая в познании, раскрытии, разоблачении действительной, но скрытой сущности человека, события, загадочного объекта. Здесь уместны такие средства смеховой культуры, как загадка, карикатура, пародия, гротеск, не говоря о типичных примерах игр: ребус, кроссворд, шарада, загадочный рисунок и т. д. Цель игры в этом случае состоит в демонстрации познавательных способностей, эрудиции, интуиции, догадливости.
в) Игра-состязание ("агональная" игра, от лат. "агон" — публичное состязание, публичный бой), суть состоит в борьбе за что-нибудь с целью добиться победы, доказать свое превосходство. Сюда можно отнести азартные игры, игры шанса, лотереи и т. п., представляющие собой "борьбу с судьбой". Главный игровой выигрыш заключается в чувстве самоутверждения, удовлетворения, восторга победы; сопутствующие материальные приобретения выходят за пределы игры.
г) Игра-сказка — уход в иллюзию от обыденной обязаловки, компенсация серьезности повседневной жизни; сюда относятся также "головокружительные" игры типа качелей, каруселей и т. п. аттракционов. Цель состоит в психической разгрузке, уходе от действительности, гедонистических переживаниях, короче говоря — в самоманипулировании. Игра-сказка, по-видимому, лежит в основе фольклорной деятельности, как первобытной, так и современной.
Привлекательность игровой деятельности заключается в неопределенности конечного результата, в том творческом вкладе, который должен сделать субъект, чтобы снять эту неопределенность. Следовательно, всякая подлинная игра есть творческая деятельность. Но лишь фигурально можно сказать, что всякое творчество есть игра физических и духовных сил человека — творца, поскольку творчество распространяется не только на игру, но и на неигровую трудовую и духовную деятельность.
Однако часто случается, что игра утрачивает свои характерные признаки (непринужденность, добровольность, непредсказуемость, эмоционально-этическую привлекательность) и превращается в свою противоположность — обязательный процесс, лишенный игровой сущности. Происходит вырождение игры в псевдоигру.
Псевдоигра — это неигровая деятельность, сохраняющая игровую форму. Псевдоигры делятся на трудовую повинность и ретуал. Псевдоигровая трудовая повинность осуществляется под действием внешнего принуждения (обязанность, долг, насилие). Так, актер, утратив вдохновение, вынужден преподносить зрителям псевдоигру, ибо не может покинуть сцену. Игра превращается и трудовую повинность. Для выполнения ритуальной псевдоигры нужна не творчески продуктивная, а подражательно-репродуктивная деятельность, которая создает видимость игрового, даже театрализованного действия.
Можно ли вытеснить и структуре социально-культурной деятельности игру псевдоигрой, т.е. полностью заменить игровую деятельность трудовой? Нет, нельзя! Человек может обойтись без псевдоигры, не впадая в деградацию, но обойтись без творческой игровой деятельности он не может. Не важно, какой тип игровой деятельности будет выбран, важно, чтобы отсутствовал вакуум в структype личностной деятельности. "Человек разумный" обречен быть "Человеком играющим", т.е. заниматься игровой деятельностью посредством языка, искусства, коммуникации. Именно в этом смысле справедлив афоризм Ф. Шиллера "человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет".
Наличие в игровой деятельности таких признаков, как целесообразность, организованность в соответствии с условными правилами, эмоционально-этическая окрашенность сближает ее с социально-коммуникационной деятельностью, всегда имеющей семантический и прагматический планы, т.е. смысл и цель. И. Хейзинга подчеркивал, что "человеческая игра во всех своих высших проявлениях что-то означает или что-то знаменует". Отсюда следует, что если не любая, то высшая, духовно насыщенная человеческая игра представляет собой социальную коммуникацию. Более того, можно утверждать, что социальной коммуникации, не связанной генетически с игровой деятельностыо, быть не может, так как игра породила естественный язык, служащий основой всех социально-коммуникационных процессов, и именно игра, но словам И. Хейзинга и послужила "основанием и фактором кулыуры в целом".
Коммуникационные
элементы отчетливо просматриваются
во всех тинах игр, перечисленных
выше. Игра-сказка представляет собой
коммуникационную деятельность в чистом
виде, которую можно квалифицировать
как компенсационное
Итак, игровую деятельность можно разделить на два вида:
-
социально-коммуникационную
-
материальную деятельность, осуществляемую
в силу духовных или
Любая смысловая социально-коммуникационная деятельность генетически связана с игровой деятельностью, но это не значит, что любая социальная коммуникация есть игра. Типизируя игры, мы обращали внимание на перерождение игры в псевдоигру. Потеряв свободно-творческий игровой статус, псевдоигры не утратили социально-коммуникационных функций. Как известно, ритуально-этикетная деятельность — необходимая составная часть культуры поведения в любом обществе. Связь этой деятельности с социально-коммуникационными процессами подтверждается тем фактом, что она основана на подражании и управлении — основных видах социально-коммуникационной деятельности. Но в этой деятельности нет свободного творчества, поэтому это не игра в полном смысле слова.
Графически
можно представить соотношение
игровой и социально-
Рис. 1.1. Соотношение
игровой и социально-коммуникационной
Теперь можно выделить игровые виды социально-коммуникационной деятельности, учитывая, что есть собственно игры и псевдоигры, игры вырожденные. Получается следующая классификация:
Рис. 1.2. Классификация игровых видов социально-коммуникационной деятельности
В человеческой деятельности различаются два взаимоисключающих типа: творческая и историческая. Игра, как низшая, так и высшая, всегда есть творческая, продуктивная деятельность. Псевдоигра утрачивает творческое содержание, она сохраняет лишь игровую форму (язык, символика, поведение действующих лиц и т.д.). Учитывая сказанное, можно представить соотношение между понятиями "игра", "творчество", "социальная коммуникация" так, как показано на рис. 1.3.
Из рис. 1.3. следует, что всякая социально-коммуникационная деятельность есть либо игровая в полном смысле слова (коммуникационное творчество), либо игровая по форме деятельность (псевдоигра, нетворческая коммуникация).
Рис. 1.3.. Логическое соотношение между понятиями игра, творчество, социальная коммуникация
Информация о работе Игра с социально досуговыми мероприятиями