Диалектика добра и зла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Добро только тогда добро, когда оно имеет в виду благо человеческого рода как такового, т. е. добрый поступок и помысел далеки от прямой личной выгоды и раздвигают границы всякого партикулярного интереса. Добро есть то, что ориентировано в принципе на всех, это — радикальное доброжелательство, отношение к другим как к себе самому. Однако подобная формулировка добра есть выражение высокой морали, к которой не сводится мораль конкретных культур, стран и народов.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа ПРОФ. ЭТИКА.docx

— 33.46 Кб (Скачать файл)

Аналогичная трансформация доброго  в дурное происходит и при снижении интенсивности определенного качества, когда его потеря оказывается за чертой меры. Все большее уменьшение доброты ведет через равнодушие к злобности. Снижение уровня щедрости ведет через бережливость к жадности, потеря верности оборачивается вероломством, а упадок трудолюбия делает человека обыкновенным лентяем.

Есть еще один важный момент, связанный  с нарушением меры. Это принципиальная ненасильственность добра, но уже не в смысле его борьбы со злом, а в смысле его предложения другим людям. Добро нельзя навязывать насильно, как говорится, «надевать на голову». Добро можно только предлагать, агитировать других за принятие неких истин или действий как добрых, ценных и полезных. Нельзя сказать людям: «Мы вас сейчас насильно осчастливим». Предложенное кем-либо добро люди должны принять сами, чутко сверяя, соответствует ли щедрое предложение их собственным интересам. Там, где предложение переходит в навязывание, насилие, добро перестает быть добром и становится злом, разрушающим чужую свободу и игнорирующим чужую индивидуальность с ее потребностями, желаниями и стремлениями. Это относится как к предложениям «социального добра» вроде идеи радикальной революции, так и к предложению личной любви и заботы. Можно так затравить человека своей заботой и вниманием, что он рад будет убежать на край света, лишь бы избавиться от подобных «благодеяний».

7. Последний момент, на который  я хотела бы обратить ваше  внимание, говоря о сложных взаимных  переходах добра и зла, —  это иллюзии, которые возникают относительно происходящего.

Люди могут искренне верить, что  творят добро, в то время как их действия объективно оборачиваются злом. Так, искренне любящие родители, которые желают своему чаду только добра, могут настолько оградить его от жизни с ее проблемами, что ребенок выйдет во взрослость совсем неподготовленным к коллизиям реальных человеческих отношений. Или, напротив, слишком современные и либеральные папа с мамой принципиально предоставляют своему отпрыску полную самостоятельность, к которой он пока не готов. В результате этой «гуманной» акции ребенок попадает в дурную компанию, а семья, которая теперь вынуждена лечить его от наркомании, не устает сокрушаться о том, что «хотели-то они исключительно хорошего!»

Всякое добро сопровождается, как  правило, положительными эмоциями, но не сводится к ним. Эмоции могут быть вызваны искусственно, например, алкоголем  или даже простым обманом. Тогда  человек радуется добру, которого нет, он пребывает в плену иллюзии, но она скоро развеивается, и тогда  печальная правда заставляет страдать, наносит удар.

Явления, которые на первый взгляд представляются совершенно явным злом, могут на самом деле оказаться  добром. Например, лечение, которое  проводит врач, далеко не всегда приятно, часто оно причиняет боль и неудобства, но его результатом будет здоровье. Лекарство может быть горьким, но полезным. Строгое, суровое воспитание, когда от человека требуют дисциплины, труда, укрощения собственных капризов, закаляют его душу и тело, дает добрые плоды: вырастает личность, способная руководить собой, самостоятельная, сильная и обладающая выдержкой, так необходимой в житейских коллизиях. Однако здесь, как и во всем ином, нельзя превышать меры. Если суровость воспитателя слишком велика, т. е. является злом, добра не будет. Человек, который растет несчастным, одиноким, скованным муштрой, вряд ли сможет впоследствии сделаться счастливым и принести добро другим. Суровое воспитание как относительное зло становится абсолютно вредным, если оно порождает уродливый и негармоничный внутренний мир. Добро не сводится к субъективным положительным эмоциям, но без них оно тоже не существует.

 

 

Литература:

  1. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста / учебн. пособие для студентов. – Изд-во РУДН., 2009. – 161 с.
  2. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – Изд-во РУДН. – М., 2010. – 292 с.
  3. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 384 с.

Информация о работе Диалектика добра и зла