Демократия. Демократический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

В политической литературе, да и в публицистике, а также средствах массовой информации редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как термин «демократия». Что же такое демократия? Как она развивалась? Каковы её принципы? Какие существуют модели и теории демократии?
Проблема демократии, её роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие «демократии» затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про неё писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, Дж. Локк, и другие известные ученые. Эта проблема волнует сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Азамат).doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Компьютерная  демократия технически возможна, но и у неё могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии "тиранией некомпетентности", может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших. 

Современные потребности  демократического развития требуют  сбалансированного соотношения  прямой и представительной формы  демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. её современные формы не являются идеальными. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

 

3 Функции демократии

  Поскольку демократия – не статическое, а динамическое состояние общества, её функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.

Функции демократии – основные направления её воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Функции демократии можно разделить на две группы:

  • раскрывающие связь с общественными отношениями;
  • выражающие внутренние функции деятельности государства.

 

 

К числу наиболее общих функций демократии можно  отнести следующие:

а) Организационно-политическая – организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;

б) Регулятивно-компромиссная – обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

в) Общественно-стимулирующая – обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

г) Учредительная – формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

д) Контрольная – обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

е) Охранительная – обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три  функции демократии выражают внутренние функции государства.

 

  1. Демократический режим

4.1 Особенности демократического политического режима

     Сущность и признаки политической системы демократического типа.

Демократия  как определенная система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам социального выбора. Как подчеркивает X. Линц, «демократия - это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы. Этому сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности. А так же свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений. Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима».

Что касается нормативной  базы, то демократия организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение групп на продолжение участия в оспаривании власти. При демократии каждая группа имеет возможность самостоятельного выбора стратегии своего поведения, ведущей к самым разным и непрогнозируемым последствиям.

Причем результаты применения подобных стратегий могут быть и разнонаправленными. Таким образом, данная форма организации политического порядка, как очевидно, содержит и альтернативу себе самой, источник социального саморазрушения. Поэтому свободный выбор гражданами пути политического развития, исключающего саму идею соревновательности за власть.

Однако в  целом постоянство применения различных политических стратегий, непрерывное соперничество групп исключает ситуации, в которых победу одерживает кто-то один раз и навсегда. Условием динамики, постоянства балансирования интересов групп является согласие участников конкуренции с правилами, ясными и доступными для всех желающих принять участие в этой «политической игре». Причем данные правила исключают постоянное использование силы для решения конфликтов в процессе конкуренции, а случаи её применения, как правило, оговариваются отдельно.

Демократия  – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Характерными  чертами демократического политического  режима являются:

  • избрание представительных органов государственной власти и

местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов  при тайном голосовании;

  • наличие у парламента исключительного права издавать

общегосударственные законы;

 

 

  • разделение законодательной, исполнительной и судебной властей,

наличие механизма  сдерживания и противовесов в отношениях между

ними;

  • многопартийность, наличие в партийной системе политических партий,

как стоящих  на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции;

  • принятие политических решений большинством при уважении

интересов и  прав меньшинства;

  • отсутствие у политических партий непосредственных публично-

властных отношений.

Гарантии функционирования демократического политического режима предусматривают создание системы  контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных  органов и аппарата; ликвидацию системы привилегий, связанных с обладанием властью; наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан; упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников; гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых её представителей.

К признакам  демократического политического режима следует отнести следующие:

  • участие населения в формировании и осуществлении государственной

власти посредством  прямой и представительной демократии;

  • принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;
  • развитое гражданское общество;
  • существование правового государства;
  • выборность и сменяемость центральных и местных органов

государственной власти, их подотчетность избирателям;

  • легитимность государственной власти;
  • демократический контроль общества над силовыми структурами;
  • доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над

методами насилия  и принуждения;

  • провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и

гражданина;

  • действие принципа «дозволено все, что не запрещено законом»;
  • политический плюрализм, в том числе многопартийность,

соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне него;

  • гласность, отсутствие цензуры в средствах массовой информации;
  • реальное осуществление принципа разделения властей.

 

4.2 Универсальные свойства демократии

Специфика и  уникальность демократического устройства власти выражаются в наличии у неё универсальных способов и механизмов организации политического порядка. В частности, такая политическая система предполагает обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства; систематическую выборность основных органов власти; абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм); профессиональный характер правления элит; контроль общественности за принятием важнейших политических решений; идейный плюрализм и конкуренцию мнений.

Действие таких всеобщих способов формирования власти предполагает наделение управляющих и управляемых особыми правами и полномочиями, важнейшие из которых связаны с действием механизмов прямой, плебисцитарной и представительной демократии. Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений.

В основном такие  формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется  какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов.

Близка по значению к данной форме власти плебисцитарная демократия, которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения.

При этом результаты голосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения, т.е. могут только учитываться правящими кругами, но отнюдь не предопределять их действия.

Представительная  демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Однако главная проблема представительной демократии связана с обеспечением репрезентативности политического выбора, т.е. с созданием условий, при которых выбор тех или иных лиц соответствовал бы настроениям и интересам населения. Так, при мажоритарных системах голосования могут создаваться значительные преимущества партиям, которые победили своих соперников с незначительным отрывом.

Универсальные свойства современной демократии относятся не только к её важнейшим институтам и механизмам, но равно и к идейным основаниям власти.

Современный опыт политического развития показывает, что единственным средством предотвращения перерастания демократии в ту или иную форму диктатуры является подчинение деятельности её институтов власти ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида. В конечном счете, именно такая ориентация деятельности институтов власти предотвращает использование выборов и других демократических процедур для создания политических преимуществ отдельным (социальным, этническим и др.) группам населения или силам, заинтересованным в сломе демократических порядков. Наличие подобных идейных оснований функционирования государственных институтов цементирует все здание демократии, позволяет характеризовать её как особый тип политической системы, обладающей качественными (в отличие от тоталитаризма и авторитаризма) отличиями в организации власти и выполнении необходимых общественных функций.

Информация о работе Демократия. Демократический режим