Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.
3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ 1.docx

— 28.71 Кб (Скачать файл)

 

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по на­циональному (Россия, Югославия, Индия). История показыва­ет, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная, таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.

 

З. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совмест­ных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

 

В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них –ОАР (Объединенная Арабская республика - союз Сирии и Египта, 1958-1961 п.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 п.) и некоторые другие. Швейцарская конфе­дерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных органов переданы функции обороны, дипломатического представительства и др.

 

Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимо­связей и отсугствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

 

В последние десятилетия мир переживает тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющи­ми, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, 6естаможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспектив­ному сотрудничеству между государствами. Добровольное объе­динение в рамках такой новой интеграции способствует изжи­ванию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию.

 

^ Понятие правового государства

 

1. Верховенство закона  во всех сферах общественной  жизни.

 

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "право­вое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.

 

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукос­нительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституцион­ный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое госу­дарство это и конституционное государство.

 

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение за­ко­ну и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

 

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В со­циально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В пра­вах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жиз­не­деятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуве­ренно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. Например, в США была распрост­ра­нена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американ­цы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. "А жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране".

 

Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

 

3. Взаимная ответственность  государства и личности.

 

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личнос­ти, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь, тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответствен­ности государства и личности - это важная составная часть объективно склады­вающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следо­вательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответс­твенности государства и личности.

 

4. Принцип разделения властей.

 

Основным принципом организации и деятельности правового государст­ва является разделение властей. Это принцип разделения власти между законо­дательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то госу­дарственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фак­тическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а тормо­жения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поско­льку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией право­вых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять пра­во, правовые устои государственной и общественной жизни от любых на­рушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осу­ществляется только судебными органами.

 

Таковы основные характеристики правового государства. В них концент­ри­руются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе дли­тельного развития государственно-организованного общества, естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

 

Вопрос №3

 

Выделяют 3 основные пункта сдерживания несправедливости и деспотичности власти это:

 

1) Практика разделения  властей. Известно, что идея разделения  властей вызревала в недрах  буржуазного права постепенно  и оформилась как теория только  в 18 веке. До этого произвол правителей  – деспотов в Европе сдерживался  нравственно – религиозными традициями  монархического правления, угрозой  народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения  власти была поставлена известным  английским философом Джоном  Локком. Он говорил – законодательная  власть по необходимости должна  быть верховной и все остальные  в лице, каких – либо членов  общества истекают из неё. Монтескье  считал, чтобы предупредить злоупотребление  властью, необходимо, чтобы одна  власть сдерживала другую.

 

В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон.

 

2) Огромное количество  общественных и правозащитных  организаций.

 

3) Международное право (страсбургский  суд , гаагский трибунал и т.д.)

 

Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.

^

Список литературы.

 

 

1. Теория государства и  права. Интерстиль. Москва 1998 г.

 

2. Соловьев А.И. «Политология»  – М.: Аспект Пресс, 2000

 

3. Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и  ответах М., 1998.

 

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режим актуальные аспекты// Общественные науки и современность.- 1997

 

5. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. Гриф Мин. образования РФ. Издательство Экономика - 2003

 

6. Политолгия: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.; ЮНИТИ, 2000. – 367 с.


Информация о работе Государство как основной институт политической системы