Государство и право в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:52, контрольная работа

Краткое описание

Социологическая концепция определения понятия государства выделяет три его признака: а/ совокупность людей – народ; б/ господствующую над ними власть; в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в единстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории.

Содержание

1. Признаки, функции и формы государства……………………………………

2. Правовое государство: принципы, исторический опыт его становления…………………………………………………………………………….

3. Задание № 14, стр. 34 по учебному пособию практикуму «Политология в упражнениях и заданиях» (Витебск, 2004)\
14. Американский общественный деятель Х. Манн писал: "Единственный путь к нашему спасению в политике - образование; это ковчег среди потопа".
Осуществима ли данная установка, по Вашему мнению? Что мешает этому в наши дни?........................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Андрей политология.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

В последние десятилетия мир переживает тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющими, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, без таможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспективному сотрудничеству между государствами. Добровольное объединение в рамках такой новой интеграции способствует изживанию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое государство: принципы, исторический опыт его становления.

 

В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Правовое государство характеризуется тем, что: (общие черты)

  • ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;
  • располагает специальным государственным механизмом;
  • обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;
  • существует благодаря налогам и другим сборам;
  • обладает государственным суверенитетом;
  • оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;
  • в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;
  • основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;
  • в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.

Основополагающими принципами правового государства являются:

1) верховенство правового закона, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.

2) реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким "даром" властей, а принадлежат ему от рождения. В этом смысл традиционного для идей правового государства противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном (дарованном, жалованном) характере.

3) взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом.

4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.

В правовом государстве разделение властей включает в себя организационно-правовой механизм их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из них в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечения самостоятельности и независимости от других властей. Разделение властей - это показатель развитости права и государства. Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.

5) наличие эффективных форм контроля  и надзора за осуществлением  законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.

Особое место занимает проблема положения личности в правовом государстве. В этом плане следует подчеркнуть, что само по себе правовое государство не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности.

На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией "Всеобщая декларация прав человека", "Пакт об экономических, социальных и культурных правах", "Пакт о гражданских и политических правах" и ряд конвенций (например, "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", "Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий", "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" и др.) В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".

Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствуют право, закон.

Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII - началу XIX в., к периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей своей новизне идеи и концепции правового государства, разработанные прогрессивными мыслителями - голландским правоведом Г. Гроцием и его соотечественником, философом Б. Спинозой, английским ученым Дж. Локком, французским философом Ш. Монтескье, американским политическим деятелем Т. Джефферсоном и другими, опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Так, в трактовке Дж. Локка, в государстве должен верховенствовать закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека, а также обязательно осуществляющий разделение властей.

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Ш.Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. Следовательно, понятие правового государства (сам термин "правовое государство" утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькерта и Р. фон Моля) явилось непреходящим общедемократическим завоеванием человеческой цивилизации.

Важнейшими проблемами, требующими внимательного рассмотрения, являются сущность и основные принципы правового государства. В самом общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствуют право, закон. Иначе говоря, правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 14, стр. 34 по учебному пособию практикуму «Политология в упражнениях и заданиях» (Витебск, 2004)\

14. Американский общественный деятель Х. Манн писал: "Единственный путь к нашему спасению в политике - образование; это ковчег среди потопа".

Осуществима ли данная установка, по Вашему мнению? Что мешает этому в наши дни?

 

Значительный вклад в развитии педагогической науки в США в XIX в. внес Хорас Манн (1796–1859) – общественный деятель, руководитель Бюро народного образования США. С его деятельностью связан значительный подъем начального образования в середине века. Х. Манн отстаивал идею улучшения социальных отношений через образование, выступал за государственный контроль над деятельностью школ, в воспитании считал приоритетным развитие нравственных качеств человека. При его непосредственном участии был принят первый закон в США о бесплатном начальном образовании

Согласно педагогической теории X. Манна и, исходя из характерных черт присущих ей демократических идеалов, при общей синонимизации педагогических категорий «образование», «обучение» и «воспитание», цель обучения и воспитания заключается в подготовке учащегося к жизни в демократическом обществе, к исполнению своих гражданских обязанностей, обеспечению равных возможностей для всех граждан в аспекте их социальной деятельности.

Обучение в педагогической теории Манна обозначалось как формирование интеллектуальных способностей учащихся, в го время, как воспитание заключается во всестороннем формировании нравственности. При этом, нравственное воспитание в педагогической теории Манна дуалистично и представляется как светское (гражданское) воспитание и как религиозное воспитание в духе протестантской этики.

Хорасу Манну принадлежит разработка целостной педагогической теории, обладающей всеми чертами предельной концептуальной завершенности, согласно названию самого педагога,- «теории универсального образования».

Я согласен с данной установкой Хораса Манна – "Единственный путь к нашему спасению в политике - образование; это ковчег среди потопа", но считаю, что она  осуществляется не в полной мере. Мы вступили в новый век, в новую эпоху человеческих отношений, потому наше образование должно соответствовать времени и обстоятельствам. Быть грамотным – значит, быть политически активным гражданином, а не означает только уметь читать, или, например, иметь специальность по диплому! Политика – это не лицемерие с переодеванием масок, политика – этика жизни, это полигамная этика, как умение соответствовать жизненным обстоятельствам идеально.

Информация о работе Государство и право в политической системе