Государственное регулирование деятельности АО«Казахтелеком»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Казахстаном: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Введение 
 
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. 
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Казахстаном: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.  
В Казахстане процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. 
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Казахстана необходимости экономических реформ в данной сфере. 
В данной курсовой работе мы постараемся рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в Казахстане антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для Казахстана.  
 
 

 

 

 

Глава 1. Возникновение и  сущность монополий 
 
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. 
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. 
Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”. 
Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. 
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. 
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. 
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется: 
ü как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»); 
ü как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.); 
ü как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности . 
Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей. 
 
 
 
1.2 Формы и виды монополий 
 
Существуют разные виды монополий. 
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. д.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. 
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства. 
Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций: 
А). Патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей; 
Б). Авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода; 
В). Торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки). 
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке .  
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: 
1. Создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; 
2. Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям; 
3. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; 
4. Применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); 
5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. 
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест и концерн и др. 
Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений: 
1) простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах; 
2) картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов; 
3) синдикаты. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности; 
4) тресты. Трест- это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях; 
5) комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную; 
6) концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений. 
Различия между формами монополий относительны. С развитием наблюдается переплетение различных форм монополий.  
Поскольку монополизм в ХХ веке предстал как явление весьма “ёмкое” по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации. 
Из отечественных классификаций наиболее известной является классификация типов монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньшей мере, 6 основных разновидностей данного явления: 
1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала; 
2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отраслей металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.; 
3) монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции; 
4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП; 
5) естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.); 
6) монополизм, характерный для командно-административного типа экономики .  
 
 
Глава 2. Монополия и государство 
 
Монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциал монополизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к установлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность. 
Монополизацию сдерживают рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж. Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, отрезая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя ценовую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.п.  
Если демонополизация приносит результаты, то стратегия монополий меняется. Оказавшись в конкурентной ситуации, монополии стремятся подчинить себе лицензирование и тем самым сохранить контроль над рынком. Право на лицензирование обычно аргументируется многолетним лидерством в данном секторе экономики, наличием мощного научно-технического потенциала, квалифицированных специалистов и иными обстоятельствами. Практика свидетельствует, что корпорации, ставшие официальными регулировщиками лицензий, пользуются этим в собственных интересах. 
Одним из вариантов стратегии казахстанских монополий является расширение группы товаров неэластичного спроса. Если спрос на товар сохраняет прямую и перекрестную эластичность по цене и доходу, то возможности манипулирования ценами существенно ограничиваются. На повышение цен потребители могут отреагировать сокращением спроса, переключением его на покупку других товаров. Напротив, диктат монополий надежно гарантирован, когда потребителю предлагаются телевизоры, холодильники, автомашины и другие товары без возможности выбора разных моделей в зависимости от цены. Наличие таких явлений в экономике позволяет говорить о подлинном всевластии монополий. Отметим, что интересам монополий объективно соответствует распространение системы натурального распределения, полностью разрушающей рынок, поскольку с появлением талонов спрос автоматически становится неэластичным по цене и доходу. Талонная система позволяет монополиям, контролирующим рынки, беспрепятственно повышать цены, ограничивать производство и диктовать населению нормы потребления товаров, не заботясь об их потребительских свойствах. 
Разрушение рынков монополиями не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг . 
При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность действующих там корпораций обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем структуры подлежат демонополизации. Наступление на монополизм идет широким фронтом, причем наиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведения и оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новых рынков формируются государственные структуры, одной из главных задач которых становится поддержание высокой конкурентности рынков. 
Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыбкое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, поразил все народное хозяйство. 
В Казахстане с развитием рыночных систем неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо, встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический и политический потенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасные для экономики монополистические структуры. Во многом по этой причине крупные корпорации, способные без особых усилий подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от монополистического поведения. И поступают так не потому, что опасаются применения санкций согласно антимонопольным законам. Они действуют в образованной с участием государства экономической среде, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. 
Государство давно борется с нечестной конкуренцией, стараясь обезопасить экономику от монополистических тенденций. Эта политика обрела такие масштабы, что можно говорить о превращении демонополизации в регулярную функцию государства, одно из основных направлений его деятельности.  
От позиции государства в значительной степени зависит, останется ли экономика высокомонополизированной или будет развиваться в направлении эффективного рыночного хозяйства. Поэтому борьба за влияние в эшелонах государственной власти, попытки поставить их на службу собственным интересам были и остаются ведущими элементами стратегических планов монополий. Что касается экономики Казахстана, как бывшей республики Советского Союза, то невозможно перечислить все разнообразные формы взаимодействия монополий и государства.  
В настоящее время в период перехода к рынку казахстанские монополистические структуры, не готовые к открытой и честной конкуренции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосударственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попытки государства ограничить их монополистическое поведение, формирующих свои механизмы давления на власть 
Долгие годы монополии рассчитывали на поддержку государства. Хотя такое положение отчасти сохраняется, но в настоящее время преобладает все же иная линия. Современный крупный бизнес, интегрированный в мировую экономику, заинтересован в конкуренции на мировых рынках. 
 
Глава 3. Антимонопольная политика Казахстана 
 
Наличие монополий в отрасли свидетельствует, что доступ в нее конкурентов затруднен или невозможен. Нередко барьеры, препятствующие вступлению конкурентов в отрасль, порождены объективными причинами, иногда создаются искусственно. Рассмотрим их. 
Во-первых, барьером может стать технология. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, городское коммунальное хозяйство (газа- и водоснабжение, канализация) и т.п., в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно. Действительно, трудно представить образование конкурентного рынка с участием десятков тысяч предприятий черной металлургии или гидроэлектростанций, строительство рядом с действующей железной дорогой нескольких других, конкурирующих с ней. 
Расчеты по отраслям — автомобильной, черной и Цветной металлургии, производству алюминия и другим — показывают, что для возмещения средних издержек необходим массовый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на масштабе производства. Существующий на рынке спрос на данную продукцию в состоянии полностью удовлетворить всего несколько крупных предприятий. 
Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает технологические монополии. 
Во-вторых, естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновение в отрасль, являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий (разрешений) ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок 
В-третьих, естественным барьером служит монополия государства в ряде областей. Так, естественной является монополия государства на организацию и регулирование предложения центральных денег. Она придает своеобразие денежному рынку, где государству-монополисту противостоят остальные субъекты экономической системы, предъявляющие спрос на деньги. 
Государство устанавливает монополию на рынках товаров неэластичного спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского набора. 
Вполне оправданно, когда государство, заменяя рынок, берет на себя всю полноту ответственности за снабжение населения общественными товарами. Поступая так, государство часто оказывается в роли монопольного потребителя (монополиста) некоторых товаров и услуг, например военной техники и иных услуг стратегического назначения 
В-четвертых, искусственным барьером может стать значительное расширение производства корпорацией (концентрация) или слияние нескольких корпораций в одну (централизация), что позволяет им завладеть преобладающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. Монополия, основанная на концентрации и централизации производства и капитала, представляет наибольшую угрозу для рыночной экономики и постоянно находится под контролем государства. 
В-пятых, искусственным барьером, препятствующим производству продукта, может стать монопольное владение месторождениями исходного сырья, например бокситами для производства алюминия, алмазными рудниками и др. 
Отмеченные выше барьеры и порождаемые ими монополии характерны для рыночной экономики. Однако существует монополия, превосходящая по силе и мощи все перечисленные. Это, в-шестых, тотальная монополия государства в экономике, характерная для Казахстана, как бывшей социалистической страны, Советского Союза, и являвшаяся непреодолимым препятствием развития рынка в стране. 
Государственному монополизму свойственна особая внутренняя структура. Если обратиться к истории нашего народного хозяйства, то можно разглядеть контуры трехступенчатого монолита. В его основании находился государственный сектор, далее располагались ведомственные гиганты, контролировавшие отдельные сферы воспроизводства, затем предприятия и организации, монополизировавшие выпуск определенных товаров и услуг. 
Такое наблюдалось в производстве, распределении, обмене. О масштабах монополизма в потреблении можно судить по доле госзаказа. Устанавливая ее, государство гарантировало сбыт и присваивало себе функцию монопольного представителя тысяч потребителей. Чем больше была доля госзаказа в производственной программе предприятия, тем явственнее проступали черты государственной монополии . 
Таким образом, среди отмеченных выше монополий можно выделить по функциональному назначению зону естественной монополии, включающую технологические монополии, научно-техническую и государственную монополии. Границы зоны подвижны. Так, временный характер имеет научно-техническая монополия, не жестко фиксированы рамки технологических монополий, поскольку технологические нововведения способны вызывать качественные изменения в экономической деятельности. Если на каком-то естественном монополистическом рынке появились высокоэффективные технологии или принципиально новые материалы, существенно уменьшающие затраты, то снижаются барьеры и возрастает доступность этого рынка для потенциальных конкурентов. 
Демонополизация относится к постоянной функции государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации казахстанской экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики. 
1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. 
2.Дифференцированный подход к монопольным рынкам. Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии. 
3. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации. Везде, где действует монополия, рыночные механизмы функционируют слабо или не работают вообще. Не составляет исключения и зона естественного монополизма, требующая особых форм государственного регулирования. 
В частности, для эффективного управления технологическими монополиями нужны преимущественно административные методы, включая текущее и перспективное планирование производства и инвестиций, контроль над ценами, качеством продукции и т.п. В нашей экономике, которая обязательно станет рыночной, министерствам транспорта, металлургии и энергетики пригодится многолетний опыт административного регулирования, чтобы обеспечить эффективную работу отраслей, относящихся к зоне естественного монополизма. 
Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информацией как внутри отдельных стран, так и между ними. 
Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса, то государство национализирует их производства, устанавливает административный контроль над ценами, фиксированные ставки акцизного налогообложения. 
В довольно сложные ситуации попадают предприятия, прежде всего оборонных отраслей, обслуживающие государство как монопольного потребителя (монополиста). Они в значительной степени лишены самостоятельности в определении объемов и структуры производства, потребительских свойств продукции, цен, выборе поставщиков. При этом предъявляемые им требования весьма изменчивы, зависят от Поворотов военно-политической стратегии и прочих непредсказуемых обстоятельств. Такие предприятия необходимо обеспечить материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д., чтобы компенсировать им потери, связанные с изоляцией от открытого рынка. 
4. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Казахстан стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. 
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного, преимущественно административного, контроля. Экономические регуляторы малоэффективны, ибо на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства, решая свои проблемы за счет потребителей. Имея дело с монополией, необходимо одновременно регулировать цену, количество и качество продукции. Контроль какого-то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата. Монополия все равно реализует свой экономический интерес, отыгравшись на потребителях. Государство, защищая интересы граждан, вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков. 
5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Если в развитых странах такая триада действует давно, то у нас она находится еще в стадии формирования, причем самым слабым звеном является организация выполнения. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является осуществление на практике антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима на контролируемых рынках. При демонополизации экономики с тотальным огосударствлением, т.е. государственного социализма, к отмеченным выше принципам следует добавить еще два. 
6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий, которые смогут свободно назначать свои цены. 
7. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям. Судя по опыту развитых стран, антимонопольная политика ведется по двум направлениям. К первому из них относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным для крупного бизнеса. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений (квот), улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств, продукция которых может конкурировать с товарами монополий, и др. Указанные методы образуют как бы антимонопольную профилактику. 
Второе направление объединяет способы воздействия на монополию. Их пускают в ход, когда совокупность методов первого направления оказалась безрезультатной и предотвратить появление монополии не удалось. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства, и т.д. Хоть и редко, но бывают ситуации, когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию. 
При демонополизации экономики государственного социализма к указанным направлениям надо добавить разгосударствление и меры по искоренению ведомственного монополизма. 
В казахстанской экономике начала 90-х годов разрушение командно-административной системы происходило быстрее, чем демонополизация экономики. В результате отечественные монополии, освободившись от административного диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ — поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать эффективность экономических регуляторов. 
 
3.1 Естественные монополии: регулирование и управление 
 
Система управления монополиями, как и любой вид деятельности, основывается на определенных методах. Каждый вид управления имеет свою специфику. Для методов монополистического управления мы можем выделить следующие особенности: 
во-первых, они органически связаны с целевым назначением антимонопольной деятельности как особого вида практической реализации единой государственной власти; 
во-вторых, они выражают управляющее воздействие антимонопольных структур на монопольные объекты; 
в-третьих, они используются монопольными субъектами в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции; в-четвертых, методы монополистического управления имеют своим адресатом соответствующего объекта - определенную монопольную структуру; в-пятых, выбор конкретных методов монопольного управляющего воздействия напрямую зависит от организационно-правового статуса объекта управления (формы собственности, от индивидуального или коллективного характера) . 
Таким образом, из вышеперечисленных специфик регулирования монополистической деятельности следует различать следующие: 
1. методы управляющего воздействия, имеющие внешнее юридически властное значение и выражение, которые являются собственно методами управления; 
2. методы организации работы аппарата управления, имеющие чисто внутри аппаратное значение; 
3. методы совершения определенных управленческих действий - методы процедурного характера. 
В то же время, с общетеоретических позиций, к управленческим методам можно отнести такие средства, как убеждения и принуждения. 
С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия, которые в нашем случае мало применимы. Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае не результативности убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности. 
Из множества классификаций, как правило, можно выделить методы двух групп: административные, в том числе правовые, и экономические. 
Административные методы представляют собой способы и средства прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов исполнительной власти, в данном случае антимонопольного органа, на соответствующие объекты управления. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов. Прямое их направление означает, что субъект управления принимает управленческое решение, обязательное для адресата управления. 
Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых объектов путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредствованно, в отличие от способов прямого властного воздействия. Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директив, предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т.п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Управляющее воздействие сказывается не прямо на поведение (это можно делать, а это нельзя и т.п.), а косвенно (опосредствованно), т.е. через воздействие на материальные (имущественные) интересы объекта управления. Должное поведение последнего достигается перспективами материальных выгод, равно как и угрозой материальных санкций. Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения управленческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Однако управляющее воздействие составляет содержание и таковых рычагов, что сближает их по конечной цели с рычагами прямого (административного) характера. 
Проблема методов управления диалектична, это означает, что недопустимо резкое противоречие между использованием методов прямого и косвенного воздействия. И для этого имеются, по нашему мнению, соответствующие тому обстоятельства. 
Во-первых, средства прямого (административного) и косвенного (экономического) назначения используются с единой конечной целью - реализация управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления. 
Во-вторых, эти средства практически используются одними и теми же, а не различными субъектами исполнительной власти. 
В-третьих, они используются в отношении одних же объектов управления, не существует таких объектов, которые нуждаются исключительно в косвенном управляющем воздействии. 
В-четвертых, прямые и косвенные средства используются в практической деятельности соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) в рамках единого варианта, а именно, как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления. Например, поощрительные или стимулирующие меры оформляются в виде соответствующих решений. 
В-пятых. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации юридической формы невозможно осуществлять эффективное, рациональное и грамотное управление вообще. Тем более что речь идет о самом существенном - о непосредственном (или опосредованном) управляющем воздействии на объект управления. Схематично эту систему можно представить в виде трех основных блоков. 
Система инструментов государственного управления: 
1.Административное регулирование. 
2.Правовое регулирование. 
3.Экономическое регулирование 
В-шестых, практически во всех правовых актах управления можно обнаружить органическое сочетание экономического содержания и административно-правовой формы. Существование естественной монополии, представляющей собой наиболее чистый случай несостоятельности рынка, ведущее к возникновению нерационального общественного производства, является весомым аргументом в пользу государственного контроля и управления над производством товаров и услуг. Существование несостоятельности не означает само по себе, что государство брать на себя полную ответственность по производству данного вида товара или услуг. Необходимо отметить, что государство может корректировать несостоятельности или так называемые «провалы рынка» без применения компенсационных мер. А когда государство вмешивается, государственное производство может и не быть приемлемым и эффективным средством.  
Так, в Казахстане регулирование использовалось для контроля над такими отраслями, как телефонная связь и производство электроэнергии, в угольной промышленности.  
Решение антимонопольных задач в регулируемых сферах экономики предполагает использование определенной системы инструментов государственного воздействия на происходящие в них хозяйственные процессы, среди которых, как было уже отмечено выше, выделяются административно-правовые и экономические, имеющие прямой и косвенный характер. 
В качестве основных составляющих этих блоков можно выделить следующие базовые элементы: 
• государственно-правовые механизмы; 
• определение условий доступа частного капитала в регулируемые отрасли; 
• механизм ценообразования. 
При использовании правовых и экономических блоков как мер против несостоятельности рынка выдвигаются три основных объективных преимущества. 
Во-первых, они делают возможной более последовательную и эффективную государственную экономическую политику. 
Во-вторых, использование налоговой и дотационной схем регулирования позволяет более ясно оценить издержки, связанные с достижением существующих целей. Весьма проблематично оценить дополнительные издержки государственного предприятия, преследующего эти цели, предоставление прямых государственных субсидий делает стоимость достижения этих целей более видимыми, позволяя принять наиболее рациональное решение, определяющее, оправдываются ли издержки получаемыми выгодами. 
В-третьих, в Казахстане существует широко распространенное мнение, что у частных фирм, в том числе и у регулируемых, стимул к повышению эффективности сильнее . 
Энергоотрасли и их предприятия, находящиеся в собственности государства, обычно занимают монопольное положение на рынке в силу специфики своей деятельности, размеров и уникальности производственных объектов, а также их значимости для потребителей. 
Функционирование отраслей топливно-энергетического комплекса требует достаточно жесткого регулирования их деятельности со стороны государства. Это обусловливается рядом причин: 
-предприятия комплекса немногочисленны, как правило данный рынок высококонцентрирован, относится к стратегическим отраслям экономики ; 
-энергия в различных способах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного процесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами политическими; 
-для энергоотраслей характерны высокая инерционность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении национальных природных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и возможность дублирования ряда производств на определенной территории. 
В силу этих причин правительство Казахстана предпочитает сохранять контроль над топливно-энергетическими отраслями при жесткой регламентации деятельности не попавших туда отраслей и предприятий, непосредственно связанных с энергетикой. 
Однако когда конкуренция в отраслях комплекса ведет к укрупнению энергохозяйства страны, к лучшему удовлетворению общественной потребности в определенных энергоносителях, то государство допускает туда частный и иностранный капитал. В основном это сеть бензоколонок, разведка и освоение на определенных условиях нефтегазовых месторождений, создание дополнительных мощностей по нефтепереработке, производство альтернативных источников энергии. 
Отсутствие соответствующего регулирования может, в частности, привести к упадку топливно-энергетических отраслей при одновременном росте цен на их продукцию. Законодательное регулирование деятельности монополистов в отраслях ТЭК решает в основном две задачи: 
1) по возможности приближает условия функционирования предприятия или отрасли-монополиста к рыночной среде; 
2) определяет специальные правила их хозяйственного поведения как общественно значимых и экологически опасных. 
В то же время государство обязуется в необходимых случаях обеспечить возможность выполнения ряда обязательств предприятия или отрасли-монополиста, связанных с общенациональными интересами, предоставлять им определенные льготы и преимущества. 
В качестве основных задач государственного регулирования в области энергетики можно выделить следующие: 
- создание условий добросовестной конкуренции; 
- способствование стабильному развитию энергетики; 
- защита окружающей среды; 
- регулирование нормы прибыли компании. 
Степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК всецело зависит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и масштаба решаемых задач. Формы и методы косвенного (экономического) регулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимости от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее государство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК. 
Государственный протекционизм имеет следующие проявления: 
- участие государства в развитии отраслей ТЭК через активное регулирование или прямое участие государства в освоении и использовании энергоресурсов с целью поддержки национальных предприятий ТЭК, а также защиты внутреннего рынка энергоносителей; 
- государство зачастую контролирует освоение национальных энергоресурсов с целью их охраны и рационального использования; 
- для защиты внутреннего рынка энергоносителей и потребителей государство контролирует цены на продукцию отраслей ТЭК, относящихся к естественным монополиям, а в ряде случаев и на другие энергоносители; 
- при привлечении иностранного капитала в соответствующих договорах может быть закреплено положение о первоочередной продаже продукции на внутреннем рынке (причем не только на условиях, аналогичных мировому рынку). 
В Казахстане, где усложненные или часто меняющиеся структуры налогообложения, нередко ответственность за уплату всех налогов возлагают на национальную нефтяную компанию. 
Изменения в налоговой системе почти всегда заранее обсуждаются в налоговом кодексе Казахстана, действуют положения о стабильности налоговой системы. Крайне нежелательным является внесение предложений об улучшении налоговой системы без установления правил, направленных на стабилизацию режима налогообложения. 
Важным объектом государственного регулирования, продиктованного экономическими, политическими, социальными и другими соображениями в промышленно развитых странах, является экспорт сырья и полуфабрикатов. Регулирование данного процесса осуществляется, главным образом, с помощью административных инструментов, позволяющих воздействовать на поставку товаров за границу достаточно оперативно, независимо от состояния рыночной конъюнктуры. Чаще всего государство прибегает к таким мерам, как регистрация экспортеров, лицензирование коммерческих сделок, «добровольное» ограничение поставок и заключение межправительственных соглашений. В некоторых случаях принимаются коллективные меры, хотя последние и не всегда строго соблюдаются; поощряется создание объединений экспортеров в целях упорядочения регулирования поставок. 
 
Заключение 
 
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по крайней мере по трем основным причинам. 
Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается. 
Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР. 
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки. 
Монополизм порожден рынком. Вместе с тем рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Государство встало на защиту рыночной конкуренции, демонополизация стала одним из основных направлений его деятельности. В реальной экономике возможно получение экономической прибыли в течение длительного времени предпринимателями, обладающими выдающимися способностями; фирмами, использующими нововведения; в качестве платы за риск; вследствие нарушения свободной конкуренции. В зависимости от степени нарушения свободной конкуренции различают чистую монополию и монополистическую конкуренцию. 
У монополиста линии спроса и предельного дохода не совпадают, причем последний может быть отрицательным. Условием равновесия фирмы как несовершенного конкурента является равенство предельного дохода предельным издержкам. 
С позиции общества монополия неэффективно использует ресурсы, так как по сравнению с совершенным конкурентом предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене. По тем же причинам проигрывают и потребители. Если монополия не может быть устранена, то государство обязано регулировать монопольные цены. Компромиссной будет цена на основе средних издержек, которая позволит монополисту работать без убытков и получать фактическую, но не монопольную (экономическую) прибыль. 
Естественными барьерами, препятствующими проникновению конкурентов технологические монополии; патенты и лицензии (научно-техническая монополия); монополия государства в некоторых областях экономики. Соответственно образуется зона естественной монополии. Искусственно созданными барьерами служат монополия на основе концентрации и централизации производства и капитала: монополия на источники сырья; тотальная монополия государства в экономике. 
Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии. В отношении других монополий государство проводит жесткую антимонопольную политику.

 


Информация о работе Государственное регулирование деятельности АО«Казахтелеком»