Государственная симфолика и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:20, реферат

Краткое описание

Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране такого человека, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи.

Содержание

Введение……………..……………………………………………………3
1. Государственная символика и ее значение………… ……………….4
2. Герб России как отражение ее истории:…………… ………………..7
3. Трансформация символики в ходе истории: преемственность или разрыв с прошлым………...………………………………………………...... 8
Заключение ……………………….……………………………..………11
Список использованной литературы……………………….... ……….12

Вложенные файлы: 1 файл

реф. госуд. символы.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

    МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная  школа №2» 
 
 
 
 
 
 

    

 
 

    На  тему: 

 
 
 
 
 
 

                                                     Выполнила:

                                                     Ученица 11а класса

                                                     ………………… 
 
 
 
 
 
 

- Клуб  молодого избирателя 2008 -

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    Введение……………..……………………………………………………3

    1. Государственная символика и ее значение………… ……………….4

    2. Герб России как отражение ее истории:…………… ………………..7

    3. Трансформация символики в ходе истории: преемственность или разрыв с прошлым………...………………………………………………...... 8

    Заключение ……………………….……………………………..………11

    Список использованной литературы……………………….... ……….12

     
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

    Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране такого человека, который бы совсем ничего не ответил  бы на этот вопрос. Однако ответы без  сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. А кто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.

    Каждый  по-своему будет прав. И прежде всего  из-за неоднозначности понятия «символ», его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей – математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам русского ученого-энцеклопедиста А.Ф. Лосева, понятие «символ» является «упорным, цепким, тысячелетним понятием».

    Воздействие символа начинается уже через  его внешнюю форму.  
В символах явно или неявно отражено «социально лицо» эпохи, конкретного исторического времени, через их назначение всегда можно определить уровень развития самого общества.

    Так что к символам «не своей» эпохи  надо относиться осторожно. Однако это  не значит, что они нам не интересны. Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогают не только всесторонне  представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровке» мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета – вопросам недостаточно изученным, но важным.  
Целью данного реферата является проследить историю развития российской символики, узнать какие изменения происходят в ней в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху. Я постараюсь это сделать на примере российского герба. 
 

 

     1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ 

    Как много можно узнать о государстве, если исследовать его символы  и атрибуты? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в  себе история формирования государственной  символики. Сегодня она существует в триединстве - это герб, флаг и гимн.  
Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции. Символы - герб, флаг и гимн - свидетельствуют о неразрывной нити времен, связывают между собой поколения живущих и умерших, они - живые свидетели памяти.

    Утверждение символов и атрибутов государства  является важной прерогативой верховной  власти. Процедура их принятия связана  со вступлением в силу специальных  законов. В свою очередь, все официальные бумаги должны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшие государственные почести, оскорбление флага – это оскорбление нации, государства.

    Однако  распространенная ныне триада государственных  символов и атрибутов сложилась не так давно - только в XIX веке. С этого времени символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, определенных изображений не был случайным в каждом из государств. 
В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны, внеклассовы, внепартийны. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность.

    Флаги, гербы и гимны нередко принимались  в подражание передовой или сильной  стране, либо были схожими в связи с политической или родственной близостью народов. Самый старый флаг относится примерно к 3000 г. до н.э. и найден в 1972 г. на территории Ирана. Он сделан из металла, имеет размер 23 на 23 сантиметра с изображением орла, двух львов, богини, трех женщин и быка.

    Большое значение в символике имеют цвета. Славянские народы предпочитают красные, белые, синие, зеленые краски (синий  считался цветом славянской взаимности). Одним из любимых цветов великороссов был красный (красные - солнце, девица, изба, угол, крыльцо, товар, словцо, "прекрасный" - самый красный). Красный и синий были самыми распространенными в народной одежде: синие с красным кушаком кафтаны и рубахи русских крестьян и казаков, синие и красные сарафаны с белыми рубашками русских женщин. Подвенечный наряд невест в народе до ХХ века был красным. Голубой считался цветом Богоматери. Белыми называл народ свою веру, царя и Отечество. По русским обиходным понятиям ХVII-ХIХ веков красный символизировал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий - небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Белый - мир, чистоту, правду, благородство, совершенство. Черный - смерть, печаль, монашество, мрак.

    Государственным символом является также и гимн - торжественная песнь, призванная сплачивать нацию. Официальное исполнение его сопровождается вставанием гражданских лиц и отданием чести военнослужащими. Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, а ныне они разделились на религиозные, государственные, военные, революционные, партийные. Большинство европейских гимнов ведет свое начало со второй половины ХVIII – первой половины ХIХ века, то есть со времени образования современных наций; разные гимны создавались на неодинаковой основе и несли разные идеи. Например, русский гимн "Гром победы" (1791 г.) давал радость, неустрашимость и гордость за державу. Часть гимнов создавалась на основе мелодий, близких к молитвенным, например, "Боже, царя храни". Гимны монархий обязательно прославляли царствующих государей-венценосцев. 
А самым старым, национальным гимном считается революционный нидерландский "Вильгельмус ван Нассауве" (1568 г.).

    Помимо  традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет  и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. В то же время такие символы не всегда могут быть известны иностранцам и уж во всяком случае не могут восприниматься ими как нечто родное и близкое. В некоторых государствах существуют и законодательно закреплены официальные девизы страны. При этом употребление государственного девиза часто носит обязательный характер, так же как и употребление государственного флага и герба. Например, в Советском Союзе на гербе был девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", а сейчас официального девиза в Российской Федерации нет.

    Воспитание  чувства уважения и почитания  к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования. И начинается оно со знания истории создания этих символов, понимания их смыслового значения. Современным россиянам, и молодым, и пожилым, очень непросто. Они пережили крушение старой государственности, крушение старых символов. До сих пор у многих наворачиваются на глаза слезы при звуках гимна "Союз нерушимый республик свободных". Сотни и тысячи людей выходят на улицы под красными флагами с серпом и молотом - символикой СССР. Но время поворотить вспять невозможно. Невзирая на ностальгию по недавнему прошлому, России необходимо вспомнить и свои исконные символы - могучего державного орла, простирающего свои крылья по обе стороны света - Европу и Азию. Его главы смотрят и на Восток и на Запад, словно напоминая нам о срединности России в мире, ее великой посреднической роли между двумя мирами. Философ конца XIX века Владимир Сергеевич Соловьев предрекал нашей стране великое будущее, свет для всех народов, идущий от Руси, с ее богатейшей духовностью, древними корнями, гордым и трудолюбивым народом. Державность состоит не столько в том, чтобы быть страшными для своих ближних и дальних соседей, державность состоит в уважении к личности человека, обеспечении его прав и свобод, гармонизации своих интересов с интересами других. Может быть, нет у многих из нас пока того душевного трепета, который присущ другим народам при звуках глинковской музыки, положенной в основу российского гимна. У него пока еще нет слов, как будто заново рождается страна, обретает силу народ, и не пришло еще озарение, не пришли те слова, которым суждено стать словами Гимна. Но они непременно родятся, и мы их услышим в своих сердцах. И уже бьется сердце при виде вздымающегося на флагштоке триколора, уже установлены на башенках Государственного Исторического музея, над Красной площадью державные орлы. Россия не умерла, просто который раз в своей судьбе она, словно птица Феникс, восстает из пепла и наполняется новым смыслом, новым величием. И свидетельством этого является утверждение новой - исконно российской символики.

    Она - связующая нить между прошлым  и будущим, из которого мы не вычеркнем ни одной строчки, не вырвем ни единой страницы, ибо все они - исторический опыт народа.

     

 

     2. ГЕРБ РОССИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕЕ ИСТОРИИ 

    Герб  и государство - эти два понятия  тесно связаны друг с другом. Возникновение  государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. Однако немаловажно кроме этих правил знать и историю государства. Отталкиваясь от событий, которые происходили в русской истории, я попыталась найти их отражение на гербе России.

    Историю развития российского герба, как  и историю России, можно разделить на несколько периодов. Дело в том, что развитие орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь потом он появился на Руси. Посчитав это довольно важной проблемой, я решила, что историю взаимоотношений между этими странами стоит рассмотреть в отдельной главе.

    Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как  государственного герба. Однако герб того времени почти никогда не подчинялся геральдическим правилам. Лишь Петр I установил  изображение орла правильным, благодаря чему обширное развитие получила русская геральдика. Именно с него начинается новая веха в истории герба России. Логическим завершением становления государственного герба России явилось появление Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи. На нем были отражены символы могущества и единства российского государства. Основными историческими событиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества также сказываются на государственном гербе. Это заметно, например, когда на престол восходит женщина - государственный герб становится более изящным, контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды - при Елизавете Петровне и Екатерине II.

    Сам орел, как государственная эмблема, известен с незапамятных времен. Его  изображение используется в гербах многих стран мира. Назову лишь некоторые  из них: Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика, Польша, Сирия, США. Но двуглавый орел сохранился лишь в гербе Албании и Сербии, что подчеркивает их древнее происхождение.  
Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории...

 

     3. ТРАНСФОРМАЦИЯ СИМВОЛИКИ В ХОДЕ ИСТОРИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИЛИ РАЗРЫВ С ПРОШЛЫМ 

    Государственные символы, являются отражением истории  государства. С течением времени  сменяются поколения, мышление людей и устройство их жизни, но важно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях. Как дерево не может жить без корней, так и невозможно построить новое государство, не помня опыта предыдущих поколений. Поэтому символика государства, изменяясь, должна наряду с новыми содержать элементы своей истории. Н. Соболева замечает: “Изменение государственных символов – не прихоть: захотели – и какие-то аксессуары в гербах сняли, что-то прибавили, что-то убавили… Если символы государства видоизменяются, то для этого должны быть очень серьезные, весомые причины”. Создание совершенно нового герба в начале ХХ века свидетельствует о том, что это время произошел разрыв связи между прошлым и будущим.

Информация о работе Государственная симфолика и ее значение