Глоссаторы и постглоссаторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:48, реферат

Краткое описание

Глоссаторы занимались, кроме всего прочего, изучением терминологии римского права по методу distinctio - берется термин, и из него выводятся все последующие термины с помощью предикатов.
Наивысшего развития школа достигла при AZO (умер около 1230). Последний представитель - Ассursins издал GIOSSA ORDINARIA - избранные глоссы всей школы(около 1250). Итак, глоссаторы восстановили весь JURIS CORPUS CIVILES.
Цель и задачи данного реферата – как можно полнее раскрыть, осветить выбранную нами тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Этапы рецепции Римского права…………………………………..4-5
2. Глоссаторы…………………………………………………………..5-6
3. Постглоссаторы……………………………………………………..6-7
Заключение…………………………………………………………..8
Список использованной литературы……………………………...9

Вложенные файлы: 1 файл

глоссаторы и постглоссаторы.docx

— 27.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Этапы рецепции Римского права…………………………………..4-5

2.  Глоссаторы…………………………………………………………..5-6

3.  Постглоссаторы……………………………………………………..6-7

         Заключение…………………………………………………………..8

         Список использованной литературы……………………………...9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В 1088 г. в Болонье Ирнерий начал преподавание юриспруденции. Эта школа приобрела известность. В 1158 г. император Священной Римской империи Фридрих I (Барбаросса) издал эдикт, по которому брал под свое покровительство и защиту студентов и профессоров по пути в университет и в самом университете. Студены иностранцы были подсудны профессорам, а не общим судам.

 Школа стала приобретать черты корпорации. Первоначально появляются землячества (nationes), которые потом, вследствие наличия у всех студентов общих интересов, образуют единую корпорацию (universitas) во главе с выборным ректором (rector).

 В 1215 г. папа наделил епископа Болоньи правом разрешать профессорам преподавать. Для этого необходимо было получить звание doctor: экзамен + диспут с комиссией профессоров, во главе с епископом.

 Лозунг школы: обратиться прежде всего к более тщательному изучению источников и прежде всего Дигест. Преподавание заключалось в чтении и комментировании источников. Комментирование переходило в толкования - глоссы (заметки на полях).

 Также глоссаторы пишут summae - обозрение какой-либо части сокращенно в виде введения к последующему чтению, комментированию и собранию различных юрид. правил (brocarda). Наиболее знаменита brocarda Ирнерия.

 Глоссаторы занимались, кроме всего прочего, изучением терминологии римского права по методу distinctio - берется термин, и из него выводятся все последующие термины с помощью предикатов.

 Наивысшего развития школа достигла при AZO (умер около 1230). Последний представитель - Ассursins издал GIOSSA ORDINARIA - избранные глоссы всей школы(около 1250). Итак, глоссаторы восстановили весь JURIS CORPUS CIVILES.

  Цель и задачи данного реферата – как можно полнее раскрыть, осветить выбранную нами тему.

 

 

 

1. Этапы рецепции Римского  права

 Первыми такими заимствованиями стали сборники правовых обычаев и римских законов в Бургундской правде (494 г.), Бревиарии Алариха (506 г.; вплоть до XI в. имел название Законов римских вестготов, а затем до XVI в. — Бревиарии Алариха). Римское правовое наследие использовалось в церковном праве, а также в церковной литургии. Римское право особенно укоренилось в Южной Франции и Средней Италии.

 Следующей стадией стало изучение и реципирование Свода законов Юстиниана, ее конечная фаза приходится на XV— XVI вв. Германские государи воспринимали себя в то время непосредственными преемниками римских императоров и потому считали возможным покровительствовать изучению и адаптированию конструкций римского императорского (монархического) законодательства. Это покровительство находило поддержку (более давнюю) также в западной церкви, для которой римское право было воплощением более высокой культуры по сравнению с памятниками варварских правд. В то время церковь также воспринимала себя как хранительницу духа римского законоведения.

 Реципирование римского права в странах Европы проходит три стадии :

  1. комментирование глоссаторами (от слова "глосса", означавшего на средневековой латыни иностранное, непонятное слово, а также его истолкование);
  2. всеохватывающая критическо-догматическая работа по перетолкованию и согласованию римского наследия с действующим правом;
  3. приспособление его к новым социальным условиям национально-государственного существования европейских народов.

 Рецепция римского права ускорялась вместе с ростом потребностей в правовом регулировании торговли, морских перевозок, развитием кредитования и новых форм собственности. Рецепция не исключала критики и сдержанности по мере реципирования римских институтов и норм: рецепция могла быть полной, частичной, периодической и т.п. В Чехии позднего средневековья римское право уподоблялось по силе действия железному обручу. В Англии, наименее затронутой римским влиянием, знатоки права и обычаев систематически прибегали к заимствованию из римского и канонического права. Во многих европейских школах XVI— XVII вв. учили составлению юридических документов, и это являлось составной частью обучения риторике.

В позднем средневековье  римское право стало конкурировать  с национальным (Франция, Германия) и нередко менялось под воздействием этой конфронтации. В Германии реципированное римское право получило наименование "современное римское право". 
В XII в. Фридрих Барбаросса, германский император, назвал римское право "всемирным правом". В XVI в. его называли "писаным разумом" и "юриспруденцией, висящей в воздухе". В XIX в. юрист Моддерман (1888 г.) назвал его "правом общим, высшим и научным".

 

2. Глоссаторы

 Глоссаторы, или экзегеты (толкователи), творчество которых приходится на XI—XII вв., были заняты объяснением смысла отдельных законов, логически-связным изложением целых учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источниками права (элемент собственно догматический). Римское право излагалось в целом, без увязки с расположением титулов и книг в Своде Юстиниана: здесь уже имел место элемент систематический с более самостоятельной и творческой формой все той же догматической обработки позитивного римского права.

 Особую проблему для глоссаторов составило расхождение между нормой права и соображениями справедливости. В доглоссаторский период исходили из того, что несправедливая норма может быть отвергнута в процессе применения и заменена правилом, сообразующимся с требованием справедливости. Позднее Ирнерий, глава школы глоссаторов, и Болонская школа требовали отказа от "субъективных представлений о справедливости" и возлагали разрешение конфликта между нормой закона и справедливостью на усмотрение законодательной власти.

 Болонская школа глоссаторов превратилась из городской в общую для всех народов, в Общую школу (так поначалу называли университеты). Начиналось это обучение с богословия и юриспруденции. В XI в. здесь возникло объединение учащихся, прибывших из разных мест для изучения юриспруденции. Болонская школа была создана на пожертвования знатного семейства и при поддержке папы римского.  
Слушатели получили право на то, чтобы иски и обвинения против них разбирались местным епископом или тем преподавателем, у которого каждый из них занимался. У папы университет имел защиту от городских властей. Клирикам поступление в школу было облегчено папой. За счет церковной казны обеспечивались общежития для бедных студентов (их именовали коллегиями и бурсами): преподавателям, плохо обеспеченным взносами студентов, часто предлагались бенефиции, т.е. определенные доходы с церковного имущества.

 В университете присуждались различные ученые степени в зависимости от уровня освоения школьной науки. Ректор считался основным духовным наставником. Присуждение ученых степеней производилось по образцу цеховых ремесленников — только после предварительного испытания их познаний. Высшим было звание "доктор" (ученый), оно соответствовало званию "мастер" у ремесленников и давало право преподавать вполне самостоятельно и в свою очередь брать в учение других. Кроме одобрения от товарищей требовалось еще одобрение от духовных властей.

 С начала XIII в. папы предоставляют большим ученым возможность преподавать в других высших школах. Лучшие университеты Запада стали привлекать еще больше слушателей. Существовал даже обычай посещать несколько университетов в разных странах. 
К концу XIV в. в европейских странах насчитывалось до 50 университетов. Самыми самостоятельными были университеты в Кембридже и Оксфорде.

 

3. Постглоссаторы

  В конце XIII в. на смену глоссаторам и их методу пришли т. н. комментаторы, или постглоссаторы. Родоначальником и теоретиком нового направления позднее стали считать испанского философа Раймунда Луллия (1234 – 1315). Луллий сделал попытку поставить на службу практической юриспруденции, нуждавшейся в многочисленных конкретных рекомендациях, новейшие тогда методы испанской (и арабской) философии, в частности «особое искусство, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины».

  Он составил несколько общих сочинений по новой философии права, где обосновывал мысль о том, что любые частные положения права могут и должны быть изобретены при помощи непререкаемых «всеобщих принципов».

  Постглоссаторы довели до совершенства схоластический метод. С помощью чисто логических категорий они проводили анализ уже не столько древних текстов, сколько правовых принципов и институтов. Нередко эти принципы и институты были предполагаемыми (отсутствовавшими в источниках классического римского права). Таким путем были введены общие понятия собственности, обязательства, держания, которых не знало древнее право.

  Комментаторы ввели в юридическую теорию и практику очень существенное понятие о юридическом лице (persona fictiva – фиктивное лицо), с помощью которого стали разрешаться практически очень сложные вопросы взаимных требований людей и учреждений, государства, церкви. Особенно важным оказалось новшество, внедренное в классическое понятие о собственности: разделение на «прямое господство» (dominium directum) и «полезное обладание» (dominium utile). С его помощью реалии иерархической земельной собственности феодального типа оказались включенными в общую систему других норм традиционного римского вещного права.

  Другим новым приобретением школы постглоссаторов стало безусловное признание первенства принципов естественного права. Вырабатывая общие понятия права, постглоссаторы одновременно смотрели на них как на универсальные, абсолютные по содержанию и по значению: в таких общих понятиях заключены вечные и неизменные требования права и естественной справедливости. А любые нормы позитивного права (зафиксированного источниками и древними текстами) должны сверяться с безусловными заповедями естественного, должны трактоваться в его духе.

  Согласно одному из правил «юридического искусства» Р. Луллия, «позитивное право должно быть сведено к праву естественному и с ним соответственно». Тем самым постглоссаторы стали активно приспосабливать римское право к потребностям своего времени. И это приспособление было особенно влиятельно и важно, так как постглоссаторы не оставались только профессорами либо теоретиками, они привлекались в качестве консультантов в судах.

  Одним из самых знаменитых комментаторов был итальянский профессор Бартоло де Сассоферрато (XIV в.). Ему принадлежит обобщающий труд по комментированию с новых позиций всего Юстинианова Свода. Его идеям, в частности, обязан один из важнейших принципов европейского обязательственного права, согласно которому содержание соглашения определяется не столько формальными требованиями к сделке, но законами места исполнения, платежа и т. д.

  Это значительно упростило денежные и другие взыскания, заставило внимательнее относиться к местным узаконениям и судебным порядкам. Другим известнейшим из постглоссаторов был профессор Балдус де Убалдис (XIV в.), ученик Бартоло и один из видных судей в городах Северной Италии.

 

 

 

 

 

Заключение

 Наиболее справедливую оценку деятельности глоссаторов мы находим у Савиньи. Он признает, что у глоссаторов было много слабых сторон и что приводимые у Берриа-Сен-При примеры служат указанием на действительно серьезные недостатки. Но, во-первых, по этим примерам нельзя судить обо всех глоссаторах, и, в особенности, по ним нельзя себе составить суждения о тех представителях школы глоссаторов, которые действовали во время ее наибольшего процветания. Все примеры Берриа-Сен-При взяты из Glossa ordinaria, составленной уже в эпоху упадка школы. Для серьезной оценки следовало бы обратиться к предшествовавшим глоссаторам, напр. к Плацентину. Во-вторых, нельзя эти промахи глоссаторов в исторических и филологических объяснениях судить строго. Нам кажутся они смешными, потому что мы получаем теперь без всякого труда такой запас исторических сведений, какой в средние века стоил бы чрезвычайных усилий. Но, что еще важнее, рядом с этими слабыми сторонами, легко объяснимыми общим состоянием знаний в ту эпоху, глоссаторы имеют за собой несомненные научные заслуги, поважнее тех частных достоинств, на которые указывает Гравина. 

До глоссаторов, можно  сказать, сохранилась и изучалась  только буква римского права. Глоссаторы же обратились к изучению самого смысла - их мысль стремилась проникнуть в  мысль римских юристов - и этим путем они установили в области  права ту живую духовную связь  с Древним Римом, которая непрерывно сохраняется и до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Берман Г.Дж. Западная  традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

2. Томсинов В.А. Рецепция права // Общая теория государства и права. Академический курс. Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 2001. Гл. 12. 
3.  Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. С. 103–106;

4.  Полдников Д.Ю. Договорные  теории глоссаторов. М., 2008.

                                                                               


Информация о работе Глоссаторы и постглоссаторы