Гендерные отношения и права женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. Еще в 60-х годах нашего столетия понятие гендер в том смысле, как оно сегодня используется - "соотношение полов" или "социально - культурная конструкция сексуальности", - было почти неизвестным.

Вложенные файлы: 1 файл

Работа глобалистика.docx

— 69.58 Кб (Скачать файл)

     3.2. Современное состояние реализации прав женщин в России

     К сожалению, далеко не всегда, механизмы  защиты прав, в том числе прав женщин: суд, прокуратура, государственная  инспекция труда и институт Уполномоченного  по правам человека, - используют такой  рычаг, как роль профсоюзов, правозащитных  и женских общественных организаций  которые, согласно Закону РФ (1995 г.) “Об  общественных объединениях” вправе выступать в защиту индивидуальных и коллективных прав и интересов  своих членов (ст.27).

     Необходимо  отметить становление механизмов организации  гендерной экспертизы законодательства в верхней палате Парламента России. Важную роль в организации экспертной оценки законопроектов уже несколько  лет играет Комиссия по делам женщин при Совете Федерации РФ.

     Поскольку Россия является не только правовым, но и социальным государством (ст.1 и  ст. 7 Конституции РФ), а в социальном государстве должен существовать баланс льгот, предоставляемых женщинам как  социальному слою населения, то это значит, что льготы, предоставляемые в связи с материнством, не должны снижать конкурентоспособность женщин по сравнению с мужчинами в других сферах возможного приложения сил - в труде и в общественно-политической деятельности.

     Если  мы рассмотрим предоставляемые женщинам льготы, то увидим, что они подразделяются на:

     1) льготы в связи с беременностью,  родами и кормлением ребёнка; 

     2) льготы по уходу за ребёнком;

     3) прочие льготы.

     Первые  из названных льгот должны быть полностью  сохранены и в условиях рынка. Они должны также включать права  в области планирования семьи: право  на искусственное оплодотворение, право  на контрацепцию, право на искусственное  прерывание беременности и др.

     Льготы  по уходу за ребёнком должны принадлежать в равной мере и матери и отцу. Это вытекает не только из ст.19 Конституции  РФ, но и из ратифицированной РФ 30 ноября 1997 г. Конвенции МОТ № 156 “О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями”.

     По-прежнему требуют тщательного внимания вопросы  охраны материнства, ночного труда  женщин и применения труда женщин на подземных работах. Но это не должно ущемлять в праве на профессиональную ориентацию и праве на профессиональную подготовку; праве на защиту своего достоинства по месту работы российских женщин.

     Право на социальную, правовую и экономическую  защиту материнства, детства, семьи, должно существовать вместе с правом на отцовство. Конечно, в признании и реализации для женщин права на охрану здоровья и медицинскую помощь есть свои особенности. В связи с этим, представляется целесообразным, повысить роль женщин в осуществлении права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     В 2001 г., в России подверглось реформированию социальное страхование и пенсионное обеспечение, в связи, с чем остро  встали вопросы гендерной нейтральности  в проведении данных реформ, чтобы, как это уже бывало, хорошие  начинания не обернулись дополнительной дискриминацией в отношении женщин.

     К сожалению, мы должны констатировать, что право на жилище и вопросы  создания условий для его осуществления  и защиты применительно к отдельным  категориям женщин по-прежнему не обеспечивается. Гарантии права наследования и вопросы  содержания брачных контрактов по российскому  законодательству проработаны на наш  взгляд недостаточно.

     Как показывают статистические данные, женщины  России, практически оказались отстраненными  от приватизации. ( Либоракина М. Женщины и приватизация. М., РИК "Дом Русанова", 1999).

     В России женщины составляют более  половины населения страны, но они  явно недопредставлены в органах государственной власти. В Гос. Думе РФ женщин примерно 10 %, а в Совете Федерации РФ сегодня вообще нет женщин. Такое положение ненормально и препятствует отражению в законах интересов всех слоев населения, как во внутренней, так и во внешней деятельности государства. В Концепции (20.11.97 - ГД РФ) предлагаются меры по совершенствованию под этим углом зрения избирательного законодательства, законодательства о политических партиях и о государственной и муниципальной службе. Важно помнить, что согласно Конвенции ООН 1979 г. временные специальные меры, направленные на установление фактического равенства между мужчинами и женщинами (в том числе квоты) не считаются дискриминационными. ( Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект.- М., Институт государства и права РАН, 2000).

     Порядок, процедуры и правовые акты в механизме  защиты прав женщин, к сожалению  не всем известны, т.к. в советское  время на эти моменты совсем не обращали внимания. Становление системы  социального партнерства и использование  его механизма при защите прав женщин могло бы во многом помочь. (Бойченко Л.Д. ООН и права женщин (статья)\\ Права женщин в России М., 1998, N2)

     Отдельного  разговора заслуживает тема: предотвращение насилия в обществе, проблемы домашнего  насилия. Говоря о ней, необходимо изучать  вопросы дискриминации по признаку пола.

     Существует  модельное законодательство о насилии  в семье. Разработаны Рекомендации ООН, создан Проект закона РФ "О предотвращении насилия в семье", но по-прежнему 30% всех убийств, осуществляемых в России происходит между родственниками и  близко знакомыми людьми . Решать данную проблему помогает развитие сети кризисных центров (для женщин, подвергающихся домашнему насилию и для мужчин - виновников домашнего насилия).Роль неправительственных организаций в работе с проблемой насилия в семье неоценима. (Бойченко Л.Д. Женская преступность, вопросы преодоления домашнего насилия, преступления против женщин в Республике Карелия (статья)\\Права женщин в России. М., 1999 N4-5;Достижения и находки: Кризисные центры России. М., "Пресс-соло", 1999.)

     Здоровье  является частью социальной политики общества, поэтому нам представляется чрезвычайно важным внедрение гендерных  аспектов в политику здравоохранения  в РФ.

     Необходимо  широко обсуждать и внедрять в  России вопросы репродуктивныах прав, репродуктивной свободы, репродуктивного выбора. Право женщины распоряжаться своим телом не должно подвергаться сомнению ни церковью, ни государственными институтами . Современные формы регулирования рождаемости : аборт и контрацепция не должны рассматриваться как угроза демографической ситуации в России. Для того, что бы внимательно разобраться в вышесказанном, необходимо изучать особенности формирования медико-социальных потребностей различных контингентов женщин.

     Невозможно  говорить о гендерных основах  социальной политики, не рассмотрев проблем  семьи и жизненных стратегий  женщин и мужчин.

     Семья в любом государстве является институтом распределения власти и  институтом ее финансового обеспечения . Семья помогает в минимизации издержек на воспроизводство рабочей силы.

     Говоря  о современной семейной политике в России необходимо рассмотреть  такое новое для нас явление  как "брачный контракт": возможность  гендерной асимметрии, которую уже  используют "новые русские". Этот договор уже сегодня можно  рассматривать с двух сторон : как “явный” и как скрытый.

     По-прежнему в РФ высока частота разводов, а  его последствия негативно сказываются  на всех членах семьи, но, как показывают конкретные исследования, порой это  бывает единственный выход из создавшейся  конфликтной ситуации. Помочь семье  в данном вопросе стараются через  создание и развитие центров помощи семье. Семья как институт, чрезвычайно важный элемент гендерной социальной политики, способствующий снижению рисков.

     Рассмотрение  гендерной социальной политики было бы неполным без гендерных аспектов занятости и пенсионной реформы.

     В России, в условиях либерализации  трудовых отношений, женщины, к сожалению, подвергаются все большей дискриминации. Это происходит из-за трех основных причин:

    • происходит снижение социального статуса работающих женщин. За годы реформ только 17% женщин смогли его повысить, а 44% - понизили ( прежде всего те, кто имеет высшее и среднее специальное образование);
    • наблюдается снижение профессиональных притязаний российских женщин. Их карьерные возможности не увеличиваются, особенно после кризиса августа 1998 г., когда 17% женщин, считавшихся преуспевающими и работающими в финансово-банковской системе, в системе туристических и страховых услуг, почти в одночасье лишились своей работы;
    • идет смена мотивации трудовой занятости и профессиональной мобильности женщин. Среди мотивов изменения форм трудовой занятости на первом месте стоит стремление получить более высокую зарплату, на втором - желаний найти интересную работу. (Силластэ Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория // СОЦИС, № 3, 2000.)

     Если  мы рассмотрим проблемы пенсионной реформы  в России, то необходимо будет провести прогноз последствий внедрения  формально гендерно-нейтральной  пенсионной системы по старости для  мужчин и женщин в России.

     (Баскакова  М.Е., Баскаков В.Н. О пенсиях  для мужчин и женщин. Социальные аспекты пенсионной реформы. М.: Московский философский фонд, 1998.-200;

     Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М. Институт Социологии РАН 1997;Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М. 1996).

     Важным  элементом социальной политики является государственная политика доходов, состоящая из выплаты пособий  и заработной платы, где так же чрезвычайно важны гендерные  аспекты. Именно они красноречиво показывают необходимость совершенствования  и регулирования оплаты труда  женщин и мужчин.

     Уровень заработной платы женщин отстает  от уровня зарплаты мужчин в среднем  на 30-40%. Это обстоятельство, естественно, накладывает свой отпечаток и  на размеры пенсионных накоплений мужчин и женщин. Если сравнивать пенсионные накопления бездетных мужчин и женщин, имеющих одинаковый уровень образования  и одинаковый страховой стаж, то оказывается, что пенсионные накопления женщин составляют 70-77% накоплений мужчин.

     Пособия и социальные выплаты должны быть гендернонейтральны - т.е., всеми пособиями по уходу за ребенком должны пользоваться оба родителя и т.д..

     Модельные расчеты оценки экономического эффекта  от вложений в образование у мужчин и женщин так же показывают их неравнозначность.

     (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М. Юристъ, 1997)

     Исходя  из вышесказанного и не вдаваясь в  теоретико-методологические аспекты  определения и измерения бедности: абсолютная, относительная, субъективная концепции бедности; не имея возможности  в данной небольшой статье показать масштабы и глубину бедности, мы все же можем констатировать, что  в России сегодня наблюдается  феминизация бедности. В этом играют немалую роль и социально-демографические  проявления феминизации бедности:

     неравенство экономических возможностей мужчин и женщин. (Женщины и мужчины России. Госкомстат России, 1998; Уровень жизни населения. Социально-экономический потенциал семьи. М., Минсоцзащиты РФ, 1996;Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. Вопросы экономики, № 3, 2000).

     Экономическая нестабильность в России толкает  наших граждан, в первую очередь  женщин на путь миграции, а здесь  мы видим новые возможности и  новые опасности, а именно - проблемы трэффика - сексуальной продажи людей.

     Правовая  база “женского вопроса” в России устарела, не отвечает современным  условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует “Концепция законотворческой деятельности по обеспечению  равных прав и равных возможностей мужчин и женщин”, недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

     Концепция предусматривает разработку ряда законодательных  актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению  конкурентоспособности женщин на рынке  труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие.Таким образом, реально сегодня можно говорить о двух рычагах воздействия на положение женщин: прямой компенсации их неблагоприятного положения мерах по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда.

     Все меры должны быть тщательно дифференцированы по срокам. Очевидно, например, что в  пределах минимум года-полутора никакие  меры по повышению конкурентоспособности  женщин не дадут прямого эффекта. Это время “нулевого цикла” мер  по изменению структуры спроса и  предложения на рынке труда. На это  время непосредственный эффект могут  принести лишь меры прямой поддержки: пособия, льготы и т. п. С определенного периода удельный вес этих мер должен меняться.

Информация о работе Гендерные отношения и права женщин