Выборы и избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:45, реферат

Краткое описание

До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции,
"подковерные" решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (Автосохраненный).docx

— 56.53 Кб (Скачать файл)

 

  1. Избирательная процедура и избирательная компания.

Избирательная процедура  — это мероприятия государства  по организации и проведению выборов, избирательный закон в действии. Избирательная, кампания — это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон - партий, различных общественных организаций, самих кандидатов. Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кампания.

Избирательная процедура  включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию  избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддержку  выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов  голосования.

Избирательная кампания предусматривает  выдвижение кандидатов противоборствующими  политическими силами, агитацию за них и т.п.

В государствах со сложившейся  демократией тон в избирательной  кампании задают партии и блоки партий. Так называемые независимые кандидаты  в этих государствах, как правило, не имеют серьезных шансов на победу, их соло тонет в мощном пропагандистско-агитационном хоре политических партий.

Избирательная борьба —  основное поле деятельности политической партии в демократическом обществе. Можно даже в определенном смысле утверждать, что демократические  партии рождаются и существуют для  выборов. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электората.

Электорат (от лат. elector — избиратель) — это контингент избирателей, голосующих за какую- либо партию на выборах. Например, электорат социал-демократических партий составляют в основном рабочие, интеллигенция, служащие, мелкие собственники.

Предвыборная программа  кандидата на пост президента или  партии на парламентских выборах  включает обычно четыре раздела: экономический, социальный, внутри- и внешнеполитический. Особенно чувствительны избиратели к социальному аспекту программы. Поэтому даже если ситуация требует  применения экономических «кнутов», соискателям народного благоволения следует припасти для народа и  социальные «пряники». Расплывчатость программных обещаний обычно не идет на пользу тем, от кого они исходят, но иногда она неизбежна. Хорошо украсить программу яркими, звучными лозунгами, завораживающим названием, с тем чтобы воздействовать не только на разум, но и на эмоции избирателей.

Разумеется, далеко не все  избиратели наивно верят и предвыборные посулы своих склонных к преувеличениям политиков. Для многих выборы — не более чем политическое шоу, к котором ценится состязание улыбок и остроумие его участников, т.е. на первый план выдвигается имидж, но уже в самом поверхностном, обывательском смысле.

Избирательная кампания—весьма дорогостоящее мероприятие. В результате преимущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто прав, а тех, кто богат. С целью как-то смягчить это не украшающее демократию явление в некоторых странах (США, Великобритании, Японии, ЮАР) закон устанавливает допустимую максимальную сумму предвыборных расходов, но проконтролировать его выполнение трудно. Кроме того, с целью создания «равных условий» соперничающим на выборах группировкам практикуется их государственное финансирование в виде субсидий или возмещения избирательных расходов, но предназначенные для этого суммы попадают опять-таки в руки более сильных и менее нуждающихся. В одних странах для получения государственной финансовой помощи партии необходимо собрать определенный минимум голосов (в Швеции—2%, в ФРГ—0,5%), в другом — выдвинуть кандидатов в/определенном числе округов 
(Италия, Норвегия). Выделяемая сумма пропорциональна количеству собранных партией голосов (фрг, Норвегия) или выдвинутых ею кандидатов (Швеция, Дания, Финляндия).

Кульминацией избирательной  кампании является день наборов. Однако в отличие от шумной предвыборной борьбы сама процедура голосования  есть тайна, «вещь в себе», и потому наиболее интересное об этой процедуре  мы узнаем либо тогда, когда тайна  нарушена, либо когда процедура еще  не сложилась, не узаконилась. Последнее  характерно для обществ с недостаточно развитой культурой, политической или  общей. Известно, например, когда Наполеон Бонапарт решил «узаконить» свою диктатуру посредством народного плебисцита, голосование проводилось открыто, под строгим надзором властей, а в армии — по полкам, причем солдаты голосовали хором.

Во многих современных  государствах голосование — не только право, но и обязанность, за невыполнение которой полагается наказание: в Бельгии, 
Нидерландах, Австралии — штраф, в Пакистане - даже тюремное заключение. Объясняются подобные строгости нарастанием aбcентизма (от лат. Absentia - отсутствие) — уклонения граждан от участии в выборах.

В некоторых странах во избежание «выборной давки» ограничивается количество кандидатов, баллотирующихся  по каждому избирательному округу.Так, в Великобритании это число не должно превышать пяти кандидатов. Кроме того, каждый кандидат вносит довольно большой денежный залог, который будет удержан, если претендент не наберет минимум 5% от общего числа голосов. Пятипроцентный барьер установлен ряде стран (в том числе, и России) и для партий. Во многих странах за день до выборов предвыборная агитация запрещается, чтобы избиратель мог спокойно взвесить, кому же все-таки отдать свой голос.

День выборов - это как  бы пик, апофеоз, праздник демократии. Но нередко он становится объектом манипуляции политических элит и их лидеров.

Избирательная, кампания завершается  подсчетом голосов, определением и  объявлением итогов выборов. Подсчет  голосов не представляет ни технической, ни моральной проблемы в цивилизованных странах. В тех же, что пока не входят в их число, возможна и фальсификации итогов голосования. Такое имело место на президентских выборах 1986 г. на Филиппинах, на парламентских выборах 1988 г. в Бангладеш и других странах.

 

  1. Этапы развития российского избирательного права

В России выборы приобрели  особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг.

Избирательное право этого  периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение  о выборах в Государственную  Думу от 3 июня 1907 г. предусматривало  категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах  и кочевые народы. Значительные ограничения  избирательных прав предусматривались  для национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная  Дума должна быть ”русской по духу”. Были введены имущественные цензы. Закон  подробно перечислял, какое имущество  и какие доходы нужно иметь, чтобы  получить право голоса. Отсутствие этих условий исключало участие  в выборах.

Установление такого порядка  соответствовало сохранению оптимального баланса сил в российском парламенте того времени.

Конституция РСФСР (1918 г.), принятая после Октябрьской революции 1917 г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным  избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие  ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости  и т.п. Право избирать и быть избранным получили военнослужащие Советской Армии и Флота. Однако и здесь был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала и т.п.); частные торговцы; монахи и служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома; душевнобольные лица; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом. Следует отметить, что по Конституции 1918 г. избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству.

Конституция СССР, принятая в 1936 г., отказалась от указанных ограничений, отстранив от участия в выборах  лиц, не являющихся гражданами СССР, несовершеннолетних, а также осужденных судом с  лишением избирательных прав (последнее  ограничение было отменено в 1958 г.). Произошли изменения в процедуре  проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.

В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституцией были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены.

Новый этап в развитии российского  избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 г.) Правовое регулирование  порядка проведения выборов в  новый законодательный орган  страны - Федеральное Собрание - имеет  много новых особенностей (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.).

 

Выборы мэра г. Москва 2013 г.

В канун Нового года разговоры  о том, что власть пойдёт на досрочные  выборы столичного градоначальника, усилились. На то есть причины: Сергей Собянин  ушёл с поста руководителя московской организации "Единой России", что  весьма актуально перед выборами, ведь рейтинг правящей партии в Москве невелик и может стать препятствием на пути к избранию. Ряд известных  политических аналитиков и СМИ говорят  о том, что решение о досрочных  выборах уже принято и лишь ожидает своего оглашения.  
Всё это очень похоже на правду, но как считают некоторые СМИ, эти выборы являются свидетельством негативных событий, надвигающихся на город.

Однако, радости по поводу возможного противостояния с оппозицией не будет. Москвичи, которые должны в меньшей степени, нежели жители иных субъектов, страдать от "муниципального фильтра", всё же имеют шансы остаться без значимой борьбы за мэрское кресло.  
Для выдвижения в кандидаты в градоначальники в Москве необходимо пройти этот самый фильтр, т.е. набрать подписи 6% муниципальных депутатов Москвы в 3/4 муниципальных округов. После присоединения Большой Москвы к старой стало 146 муниципальных образований, где примерно 1750 депутатов. При этом муниципальные выборы, которые в Москве были протестными (свыше трети мест получила оппозиция) в бывшей Московской области будут только в будущем году. Это ещё одна причина поспешить властям: сегодня муниципалы бывшего Подмосковья почти сплошь представители партии «Единая Россия».  
Итак, для выдвижения кандидату нужно 6% подписей, т.е. 105 штук. Какая политическая сила может выдвинуть своего кандидата? 
1) "Единая Россия". За неё подпишутся все представители партии + бюджетники, а это где-то 1250 депутатов. Точно подсчитать количество депутатов от Единой России сложно, т.к. практически все на  выборах президента РФ почему-то жутко стеснялись своей партии и шли на выборы самовыдвиженцами. 
2) КПРФ. Коммунисты имеют около 200 мандатов. Таким образом, они могут свободно выдвигать своего кандидата. Кандидат от КПРФ скорее всего окажется на выборах «спойлером»: партия не пойдёт на поддержку объединённого кандидата и будет поддерживать своего, который иметь шансов не будет, но голоса на себя оттянет.

3) "Справедливая Россия". Имеет 123 мандата, что также  позволяет выдвинуть своего кандидата.  Однако особо следует учитывать  политическую "разношёрстность"  народных избранников от Справедливой России: от либералов до коммунистов. Совершенно не очевидно, что они будут поддерживать все одного человека. Однако при должной кооперации с другими независимыми депутатами, партия всё же может существенно повлиять на выдвижение кандидата в мэры.  
4) "Яблоко". Имеет 48 мандатов. Может оказать существенную помощь оппозиционной коалиции "декабристов". Скорее всего будет поддерживать единого кандидата от объединённой оппозиции. 
5) Независимые самовыдвиженцы. Их численность сложно точно подсчитать, поскольку в масштабах Москвы они растворяются в общей массе замаскированных под независимых «единороссов». Однако численность таких депутатов составляет примерно 100 - 120 человек.

6) Другие партии. ЛДПР имеет менее 10 мандатов, ещё более незначительным является представительство в муниципальных Собраниях депутатов "Правого дела", "Патриотов России" и "РПР-Парнаса" (у последних и вовсе, кажется, всего один депутат). Их роль будет малосущественной.  
Регистрация кандидатов

По итогам рассмотрения представленных документов Избирательной комиссией  города Москвы оказались зарегистрированы 6 кандидатов (из них 1 самовыдвиженец и 5 от политических партий):

Михаил Дегтярёв (ЛДПР)

Николай Левичев (Справедливая Россия)

Иван Мельников (КПРФ)

Сергей Митрохин (Яблоко)

Алексей Навальный (РПР-ПАРНАС)

Сергей Собянин (самовыдвижение)

Включение в избирательный  бюллетень Алексея Навального во многом зависело от исхода «дела Кировлеса», рассмотрение которого в суде наложилось на избирательную кампанию. В случае, если до дня голосования обвинительный приговор был бы подтверждён апелляционной инстанцией и вступил в силу, регистрация кандидата была бы отменена. После вынесения приговора 18 июля и заключения кандидата под стражу руководитель его избирательного штаба Леонид Волков заявил, что Алексей Навальный не намерен «подыгрывать победителю» в ситуации, когда он лишён возможности вести полноценную избирательную кампанию. После освобождения из-под стражи на следующий день кандидат пересмотрел это решение и продолжил избирательную кампанию.

 

 

 

Аналитика

Наибольшую относительную  поддержку Алексей Навальный  получил в центральных районах  города, а Сергей Собянин - на территории "Новой Москвы" (Новомосковский и Троицкий административные округа) .

Информация о работе Выборы и избирательная система