Выборы в политической системе общества и их разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:37, контрольная работа

Краткое описание

Выборы служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений и отдельных депутатов. Избирательная кампания активизирует процесс осознания гражданами своих интересов, а кандидаты в депутаты, стремясь получить массовую поддержку населения, становятся особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям избирателей. И хотя депутаты после победы на выборах нередко забывают о своих обещаниях, в развитых демократических странах депутатский корпус все же ориентируется на запросы своих избирателей и свои обязательства. Таким образом по результатам выборов социальные интересы населения получают свое представительство в органах власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3
Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России……………………………………………………….4
Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры…..9
3. Определите, какие выборы проводятся в России в каждом из нижеперечисленных случаев………………………………………………..13
Заключение…………………………………..………………………………..15
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные системы и технологии Контрольная.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

            Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета 

 

 

 

                                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

             по  дисциплине  «Избирательные  системы и технологии» 

на  тему: «Выборы  в  политической системе общества и  их разновидности»

       

 

 

                                            Выполнил: студент  5 курса

                                                                 факультета  МиМ

                                                                 специальности  ГМУ

                                                                 группы дневной

 

                                                                № л.д.

                                           Проверил: Баринова В.И.

 

                                                 Тула 2013 г

                                      

Содержание

      Введение……………………………………………………………….……..3

  1. Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России……………………………………………………….4
  2. Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры…..9

3. Определите, какие  выборы проводятся в России  в каждом из нижеперечисленных  случаев………………………………………………..13

    Заключение…………………………………..………………………………..15

    Список использованной  литературы…………….…………………………..16

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

Выборы являются главной  формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника  власти. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, поскольку именно в результате выборов избранные народом кандидаты наделяются властными полномочиями. 

 В связи с этим  в демократическом обществе выборы  являются одним из важнейших институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Сам факт участия граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям.

Выборы служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений и отдельных депутатов. Избирательная кампания активизирует процесс осознания гражданами своих интересов, а кандидаты в депутаты, стремясь получить массовую поддержку населения, становятся особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям избирателей. И хотя депутаты после победы на выборах нередко забывают о своих обещаниях, в развитых демократических странах депутатский корпус все же ориентируется на запросы своих избирателей и свои обязательства. Таким образом по результатам выборов социальные интересы населения получают свое представительство в органах власти.

 Выборы это способ смены политических элит, передача власти от одних людей к другим мирным демократическим путем через волеизъявление народа. В результате выборов обновляется состав правящей политической элиты и оппозиционной элиты, изменяется политический вес партий и их представителей, создается возможность вхождения в правящую политическую элиту граждан.

 

  1. Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России.

Выборы —  важнейший компонент современной  политики. Они представляют собой  способ формирования органов власти и управления с помощью выражения  по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах. 

В соответствие с Конституцией, Россия является федеративным государством, соответсвенно, существует двухуровневая  система органов государственной  власти: федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов РФ (региональные органы). В соответствие с Конституцией, в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления (местные или муниципальные органы), хотя они выполняют некоторые государственно властные функции и наделены влачимыми полномочиями. 

В зависимости от территории проведения выборы делятся на: 

1) федеральные

2) региональные

3) местные (муниципальные). 

Выборы бывают:

1) Президента РФ

2) выборы депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации

3) депутаты законодательных органов  субъектов РФ

4) представительные органы местного  самоуправления

5) главы исполнительных органов  местного самоуправления: в городах  - мэр, в районах - глава района. 

     Существуют различные классификации  выборов

Во-первых, выборы делятся на очередные (основные) и внеочередные.

Очередные выборы - это выборы, которые назначаются  и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами.

      Во-вторых, выборы бывают основными и дополнительными.

Данная классификация  применима только к выборам депутатов  представительных (законодательных) органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов.

     В-третьих, выделяются общие и частичные выборы.

Общими выборами являются одновременные  выборы всех депутатов представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предполагает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат). В настоящее время ротация предусмотрена на выборах законодательных (представительных) органов ряда субъектов Российской Федерации. В частности, избирательным кодексом Свердловской области подобный порядок установлен для выборов депутатов Областной Думы - палаты Законодательного Собрания Свердловской области. По закону выборы депутатов проводятся один раз в два года. На каждых выборах избирается половина состава депутатского корпуса, при этом все депутаты имеют срок полномочий четыре года.

В-четвертых, выборы делятся на первоначальные и повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования - факультативной стадии, происходящей в пределах того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы - самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов

1. Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ - Федеральное Собрание, Государственной Думы - Президент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ - представительный орган этого субъекта России только на календарный выходной день, но не на праздничный.

Решение о назначении выборов принимается  не позднее, чем за 65 дней до дня истечения  срока, на который были избраны соответствующий  орган или должностное лицо.

Если назначаются выборы по причине  досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Виды выборов:

1) по виду формируемых органов, выборы могут быть: Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т. д.;

2) по форме проведения выборов: непосредственные, косвенные (через представителей, уполномоченных населением осуществить выборы в органы власти) и т. п.

В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:

а) общегосударственными (на всей территории государства),   региональными (в субъекте Федерации) и   местными (в муниципальном образовании);

б) полными (выборный орган избирается в полном составе) и  частичными (избирается часть депутатов выборного органа взамен выбывших);

в) очередными (проводятся в установленный законом срок),   повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и   внеочередными (проводятся после досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица).

В зависимости от принципов избирательного права выборы могут быть:

а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением недееспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и  не всеобщими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права  по какому-либо необоснованному признаку — половому,  религиозному,  имущественному, социальному и др.);

б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избирателей) и  неравными (принципы равных выборов нарушаются);

в) прямыми (каждый избиратель голосует непосредственно за конкретного кандидата или кандидатов), косвенными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и многоступенчатыми(избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие — при трех ступенчатых выборах);

г) тайными (контроль за волеизъявлением избирателей не допускается) иоткрытыми (при открытом голосовании);

д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и  несвободными (на волю избирателей оказывается давление).

В зависимости от того, кого избирают, различают выборы президентские, парламентскиеи муниципальные (выборы в местные органы власти).

В зависимости от того, кто избирает, выборы бывают прямые и косвенные. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках.  Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь несколько ступеней или стадий.

Выборы бывают также очередные и внеочередные. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента. Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса. Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет большое значение.  При определении оптимального срока учитывается множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет. Оптимальным сроком считается такой, в течении которого избранное лицо могло бы реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Информация о работе Выборы в политической системе общества и их разновидности