Выборы. Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:46, реферат

Краткое описание

Политология как наука о политических отношениях и политических процессах уделяет значительное внимание изучению политических феноменов, которые имеют давнюю историю и играют в обществе значительную роль.
В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании законодательных, исполнительных и судебных органов государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Избирательное право и избирательный процесс…………………...4
2. Типы избирательных систем………………………………………..12
3. Избирательная система Республики Беларусь…………………….16
Заключение……………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Необходимо остановится на видах выборов.

По масштабу выборы бывают: общенациональные, региональные, местные.

По способу волеизъявления граждан выборы делят на прямые, непрямые, очередные, внеочередные, дополнительные, частичные.

1. Прямые выборы – это  непосредственное избрание конкретного  лица (партии) на определенный пост.

2. Непрямые выборы –  предусматривают опосредование воли избирателей группой выборщиков либо действующим избирательным органом (разновидности – косвенные выборы (посредством коллегии выборщиков) и многоступенчатые (выразителем воли избирателей является постоянно действующий орган – парламент, местный совет и т.д.))

Очередные выборы – проводятся после истечения срока полномочий данного органа или лица;

4. Внеочередные выборы  – проводятся до истечения  данного срока.

Дополнительные – происходят в том случаи, когда депутат парламента (или другое лицо) выбывает из его состава по какой-либо причине;

6. Частичные – проводятся  регулярно для частичного обновления  коллегиального выборного органа [7, c. 140-142].

Виды выборов по вносимым изменениям в политическую систему: переломные выборы; постепенная перестройка.

Переломные выборы – происходят резкие изменения политических симпатий граждан, которые отражаются на результатах голосования и приводят к значительным переменам в составе правящей элиты, в некоторых случаях к изменению структуры политической власти;

Постепенная перестройка – приводит к существенным изменениям политических реалий, однако перемены происходят постепенно.

Виды выборов исходя из победы (или поражения) правящей партии и сохранения (или изменения) схемы распределения голосов: 1. Консервирующие; 2. Экстраординарные.

Исходя из победы (или поражения) правящей партии и сохранения (или изменения) схемы распределения голосов:

Консервирующие выборы – это выборы в процессе, которых большинство избирателей осталось верно своим политическим взглядам и партийным симпатиям, и партия большинства осталась у власти;

Экстраординарные выборы – на них побеждает одна из оппозиционных партий в связи с временным всплеском ее популярности; при этом не происходит существенных изменений в том, что касается поддержки избирателями ведущей партии;

Выборы тесно связаны с избирательным правом. Это понятие используется в основных смыслах. В первом значении избирательное право – это совокупность норм, которые регулируют порядок избрания и формирования представительных органов власти и должностных лиц. Во втором значении избирательное право – это право граждан участвовать в образовании представительных органов власти и должностных лиц.

Во втором значении различают активное и пассивное избирательное право. Активное – право граждан участвовать в избрании должностных лиц и членов представительных учреждений. Оно может осуществляться прямым и косвенным образом. Пассивное право – предусматривает возможность граждан выставить свою кандидатуру и быть избранным.

Демократическая организация выборов базируется на соблюдении ряда принципов избирательного права:

 

Принцип всеобщности выборов означает, что право участия в выборах предоставляется всем совершеннолетним гражданам вне зависимости oт пола, расы, национальности, возраста, вероисповедания, места жительства. Наличие или отсутствие всеобщего избирательного права определяется на основании тех ограничений, которые установлены для участия в выборах. Подобные ограничения получили название избирательных цензов (от лат. censeo – делаю опись, перепись) – условий, ограничивающих избирательные права определенных лиц.

Избирательные цензы подразделяются на технические, охранные и дискриминационные:

 

- технические и охранные  – корректируют принцип всеобщего  избирательного права и включают  ограничения, позволяющие упорядочить  процедуру и итоги выборов;

- дискриминационные вводятся  для ограничения или отстранения  от участия в политических  выборах отдельных лиц.

Приемлемым для современного общества считаются только три ценза: по возрасту, дееспособности, моральным соображениям (отстранение от участия в выборах лиц из мест лишения свободы). Остальные избирательные цензы рассматриваются как в той или иной мере дискриминационные.

Принцип равного избирательного права предполагает равенство избирателей, то, что каждое лицо, участвующее в подаче голоса, в одинаковой мере влияет на результаты выборов и что закон не дает преимуществ и не устанавливает ограничений ни одному из кандидатов. Одинаковое влияние избирателей на результаты выборов может быть обеспечено в тех случаях, если:

- каждый избиратель обладает  одним голосом (в случае избрания  нескольких кандидатов это правило  звучит иначе – каждому избирателю  принадлежит равное количество  голосов);

- каждый избиратель и  кандидат имеет одинаковую долю  участия в выборах – равенство  их возможностей обеспечивается  посредством регламентации законодательными  нормами процесса и порядка  избирательной кампании, в том  числе порядка финансирования  и использования СМИ;

- каждый избранный депутат  представляет одинаковое число  граждан (избирательные округа должны  иметь примерно равное число  избирателей).

 

Принцип свободного волеизъявления основан на том, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах. В ряде стран за уклонение от участия в выборах применяются различного рода санкции (Италия, Австрия, Австралия).

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратель лично, непосредственно подает свой голос либо за, либо против того или иного кандидата в органы власти. Непрямое избирательное право существует в двух формах: (косвенные и многостепенные выборы):

- косвенные выборы допускают, что между избирателем и кандидатам  во властный орган стоит посредник  – выборщик. Граждане голосуют  за выборщиков, а те, в свою  очередь, – за кандидатов (избрание  президента в США Бразилии, Аргентине);

- многостепенные выборы  – процедура, при которой граждане  избирают лишь членов нижней  ступени представительного учреждения, а те избирают членов вышестоящих  органов (избрание высшей палаты  в Индии, Японии, Франции, Всекитайского  собрания).

Принцип альтернативности выборов – важнейший элемент демократических избирательных кампаний. Суть его состоит в том, что для организации демократического процесса необходимо наличие хотя бы двух (или более) претендентов и состязательность между ними.

Принцип тайного голосования означает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещен – никто без ведома самого гражданина не должен знать за кого он проголосовал.

Максимальное участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма.

Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.

Отказ от голосования отражает не только кризис доверия к отдельным политикам, но и свидетельствует о более глубоких явлениях – отчуждении значительной части населения oт власти и политики. Абсентеизм – можно рассматривать как показатель разочарованности граждан обществом, функционированием всей политической системы. Встречается и такое мнение, что абсентеизм можно считать нормальным явлением современной демократии, свидетельствующей о зрелости гражданского общества, наличии у граждан частной жизни и возможности свободного самоопределения линии своего политического поведения на очередных выборах, а также в отношении к власти и политике данного общества в целом. Выборы, также как референдум, являются важнейшей формой непосредственной демократии.

Таким образом, выборы – способ формирования с помощью голосования органов государства и органов местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Порядок и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно–правовых актах конкретных государств. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Свои функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы тесно связаны с избирательным правом. Максимальное участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма. Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.

 

2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ.

 

В широком смысле избирательная система – это система общественных отношений, которые возникают в связи с выборами и реализацией норм избирательного права.

В узком – это закрепленные в законодательном порядке способы выдвижения кандидатов, образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатских мест в парламенте.

Избирательные системы, используемые в различных государствах существенно отличаются друг от друга в силу исторических, политических и иных факторов. В целом принято выделять два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную системы.

Наиболее древней и простой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. она действовала в 83 из 153 демократических государств. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

Наиболее древней и простой является мажоритарная система. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

Существует несколько вариантов мажоритарной системы.

Мажоритарная система относительного большинства. В данном случаи избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов в своем округе. Обычно эта модель используется там, где выборы проводятся по одномандатным округам, т.е. страна делиться на избирательные округа по числу мест в парламенте. Данная система применяется в Великобритании, Канаде, США и других англосаксонских государствах.

Согласно так называемому «закону Дюверже» мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы с чередованием независимых и стабильных партий у власти. Это связано с тем, что:

- от каждого одномандатного  округа место в парламенте  способна получить лишь крупная  партия; мелкие партии практически  не имеют шансов на победу. Система, таким образом, обеспечивает  крупным партиям больше мест, чем это соответствует доле  голосов, т.к. голоса подданные за мелкие партии «пропадают»;

- избиратели, которые стремятся  реально повлиять на исход  выборов, будут голосовать за  партию способную одержать победу  в округе. Они вряд ли отдадут  голоса за малую партию, даже  если симпатизируют ей.

Однако не все исследователи согласны с таким утверждением. Они указывают на те государство, где данная система используется и где в парламенте представлены от 3 до 9 партий (в канадском парламенте –7 различных партий, в Великобритании – 9, Австралии -4).

Мажоритарная система абсолютного большинства – она призвана предотвратить такую ситуацию, когда победителем становиться кандидат, избранный меньшинством. При такой системе для избрания кандидату необходимо набрать 50% +1 голос. Если в первом туре этого не происходит, проводиться второй тур. В него выходят два кандидата, набравшие большинство голосов. Победитель определяется по простому большинству.

В основе этого типа избирательной системы лежит предположение, что избиратели, голосовавшие за неперспективных кандидатов, во втором туре поддержат человека, позиция которого им наиболее близка. Также система стимулирует создание межпартийных коалиций на последних этапах выборов. В их рамках обычно «малоперспективная» партия ведет агитацию среди своего электората за кандидатов партии-лидера. Вознаграждением ей служат различные посты, бюджетные средства и т.д. Данный тип мажоритарной системы используется на выборах президента Франции, а также в ряде государств СНГ.

Мажоритарная система имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств относятся:

- позволяет сформировать  эффективно работающее и стабильное  правительство;

- между избирателями и  депутатами устанавливаются устойчивые  связи; народные избранники вынуждены  ориентироваться на свой электорат.

Недостатки системы:

- значительная часть избирателей  остается не представленной в  органах власти;

- возможна ситуация, когда  партия, пользующаяся меньшей поддержкой  избирателей, получает в целом  по стране большинство голосов;

- в таких условиях возможен  рост недоверия граждан к власти, политическая апатия, радикализм.

Второй основной вид избирательной системы – пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствие уровня представительства партии в органах власти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтому места в парламенте распределяются между партиями и блоками пропорционально числу голосов подданных за них.

На практике это происходит следующим образом. Предположим, что в округе за 5 мандатов борются 4 крупные и ряд мелких партий. На выборы пришло 100 тыс. человек. Необходимо определить так называемый «избирательный метр» - т.е. необходимый минимум голосов для получения одного депутатского мандата. В нашем случае он равен 20 тыс. человек. Эта цифра соотноситься с количеством голосов, полученных каждой партией. Соответственно, если она имеет не менее 20 тыс. голосов – получает один мандат. Возможна такая ситуация, когда некоторые партии не набрали нужного числа голосов, а получивших мандаты есть лишние (т.е. более 20тыс.). Поэтому необходимо распределить оставшиеся мандаты. Мандат получает та партия, у которой остаток, больше всех. Если имеется еще один нераспределенный мандат, он достается партии, которая занимает второе место по «остатку» голосов и т.д. [7, c. 143-144].

Информация о работе Выборы. Избирательное право