Возникновение и гендерных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:37, доклад

Краткое описание

Связь женских исследований с новыми социальными движениями. Термин “гендерные исследования” (gender studies) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women's studies) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies).

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение и развитие женских исследований.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

В результате этого развития произошли серьезные трансформации теоретической феминистской мысли, которая теперь отрицает эссенциализм, характерный для определения категории “женщина”, и концептуализирует множественные идентичности женщин, подразумевающие, но не сводимые к категориям расы, этничности, экономического и профессионального статуса, работы, возраста, сексуальной ориентации, религии, национального происхождения и культуры.

Начиная с этого периода, феминизм продолжает развивать все более мультикультурную перспективу, учитывая опыт женщин всех рас, этнических групп, социальных слоев и сексуальных ориентации. “Черный феминизм” (black feminism), например, рассматривает особое положение афро-американских женщин в американском обществе. Элис Уокер принадлежит красноречивая мысль о том, что “черный феминизм”, или “вуманизм” основывается на исторической силе черных женщин в их семьях и общинах и богатой афро-американской традиции сопротивления и выживания. Черные феминистки сделали также упор на понятии “множественного сознания”: речь идет о том, что в жизни цветных женщин США взаимодействуют одновременно различные системы расизма, сексизма и расового угнетения. Эти исследователи представили афроцентристскую перспективу в истории женщин взамен евроцентристской, что позволило оценить те властные роли, которые играют женщины в африканских обществах. Азиатско-американские и латиноамериканские феминистки отметили напряженные отношения между американской и эмигрантскими культурами, а также выявили общие потребности женщин упрочить их культурное наследие, но отвергнуть содержащийся там сексизм. Азиатско-американские феминистки выступают против мифов об азиатской женской сексуальности, мифов, которые появились из взаимной игры западных стереотипов о восточных женщинах; латиноамериканские феминистки показали в своих работах, как важно порой достигать соглашения между конфликтующими требованиями латиноамериканских общин и женского самоопределения. Феминизм для латиноамериканских женщин и женщин других расовых групп означает работу вместе с мужчинами над решением их общих проблем, связанных с социальным неравенством, а также направленную на изменение сексистских или мачистских установок внутри общины.

Итак, на третьей стадии развития женские исследования в США поднялись на качественно новый уровень. Ученые стали обращать внимание на разнообразие женщин в аспектах расы, этничности, класса, религии, национальности, сексуальной ориентации, возраста и инвалидности.

Отличительная черта женских исследований — это развитие коллективных способов действия. Хотя женщины-ученые, медики, художники и многие другие работают в одиночку, они часто объединяют свои ресурсы (знания, навыки и энергию) для коллективной работы, результат которой делает акцент не на индивидуальных усилиях, а на совокупном усилии группы. Во-первых, коллективное действие представляет взаимную поддержку в трудном начинании. Во-вторых, многие проблемы требуют экспертизы не одного человека, а специалистов разного профиля или опыта.

 

Четвертая стадия развития женских исследований: перспективы глобализации началась в 1990-х годах и была связана с развитием глобальной инфраструктуры и повышением внимания к международным проблемам женщин. Распространение образовательных программ и исследовательских проектов по проблемам женщин и гендера в странах Западной Европы, Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки привело к интенсивному обмену информацией, опытом и ресурсами между учеными и преподавателями. Были основаны регулярные международные летние институты, конференции и конгрессы, проводимые при поддержке многочисленных женских организаций. Образовательные программы приобретали международную, глобальную ориентацию, в частности, в связи с растущим числом публикаций, вышедших в постколониальных государствах и странах Третьего мира. Эти программы делают акцент на вопросах политики, социально-экономического развития, проблемах милитаризма, репродуктивных прав, беженцев, работы и семьи.

За последние тридцать лет были опубликованы тысячи книг и статей, оспаривавших старые предрассудки и осваивавших новое интеллектуальное пространство. Женские исследования начинают рассматриваться не как образовательный капитал для карьеры университетского преподавателя, а как источник дополнительной экспертизы в отношении активизма и деятельности правительства.

Женские исследования в Западной и Северной Европе. В 1980-х-1990-х годах появляются программы женских исследований в Европе; открываются новые отделения, ряд факультетов и центров. Их основными задачами в целом являются следующие задачи, которые можно продемонстрировать на примере Магистратуры междисциплинарных женских исследований (Graduate School of Interdisciplinary Women's Studies) университета Уорика (Великобритания): обеспечить критическую перспективу дискуссии по женщинам, осмыслить разнообразие феминистских подходов и важность категории “различия” в современных феминистских исследованиях; развить знание о разнообразии исследовательских методологий в женских исследованиях; способствовать осознанию философских и этических вопросов, возникающих в исследовательской ситуации изучения женщин; осмыслить смещение акцента в феминистской теории и методологии в направлении философии, осуществлять феминистскую критику биологии и культурных исследований и т. п. Характерно, что в 1993 году эта программа реорганизуется в Центр исследований женщин и гендера (Centre for the Study of Women and Gender Центр Исследования Женщин и Пола), характеризуя общий переход от женских исследований к гендерным исследованиям в Западной Европе.

Еще пример — Центр гендерных и женских исследований в университете Ньюкэсл (Великобритания) был основан также в 1996 году с целью развития междисциплинарных курсов и проектов; его деятельность посвящена интеллектуальному освоению того, как конструируются маскулинность и феминность, а также политическому признанию форм неравенства и поиску возможных способов достижения равенства. Особо выделяются проекты на следующие темы: идентичность и репрезентации, конструкции маскулинности и феминности в международном масштабе; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера; гендер и пространство; сексуальности; теории инаковости (queer theory); равные возможности, работа и образование; насилие и нарушение прав; феминистское движение и феминистская теория.

В тот же период открываются новые самостоятельные кафедры и программы, учреждаются исследовательские ассоциации, в названии которых присутствует термин “гендер”. Так, международная сеть гендерных исследований, образованная в 1996 году при Гендерном институте Лондонской школы экономики, в число своих задач включает следующие: поддерживать проекты и другую деятельность в сфере гендерных исследований; развивать теории этики, справедливости и демократии; расширять перспективы социальной политики посредством исследований, международного сотрудничества ученых, исследовательских центров, неправительственных организаций, средств массовой информации, бизнеса и политиков. Проекты разрабатываются в следующих направлениях: гендер и социальная философия; теории этики, справедливости и репродуктивных прав; культурные конфликты, коллективные идентичности и гендерные отношения; гражданство, мобильность и сотрудничество; равные возможности и образование в течение всей жизни; перспективы трансграничных форм демократии. Основной принцип программы — сочетание этики, теории и прагматики; гендерные исследования носят междисциплинарный характер, преодолевая традиционные рамки социальных наук, используют сравнительный подход, подчеркивая общность и различия между странами и регионами.

Одной из основных теоретических и методологических проблем развития женских исследований в Западной Европе становится вопрос о взаимоотношении женских исследований в Северной Америке и Западной Европе, в котором существенную роль играют различия национально-политического контекста этих мировых регионов. Так, Рози Брайдотти, одна из самых известных феминистских теоретиков и организаторов науки в Западной Европе, указывает, во-первых, на то, что лишь университеты Северной Европы поддерживают женские исследования в статусе самостоятельных факультетов, и, во-вторых, что название “феминистских”, достаточно распространенное в США, могут позволить себе только те исследовательские центры, которые не связаны со студенческими образовательными программами: “Как правило, определение “феминистский” устрашает университетский истеблишмент и, главное, сочувствующих феминизму женщин-нефеминисток, являющихся его частью — вот почему со всей необходимостью его приходится избегать”. В большинстве других случаев женские исследования в Европе интегрированы в другие факультеты и дисциплины, например, американистики (American Literature или American Studies Американская Литература или американские Исследования), особенно в странах Южной и Восточной Европы. Поскольку традиции феминизма в американской истории весьма сильны, таким образом, снимается необходимость особых аргументов в пользу функционирования программ женских исследований на кафедрах американистики. На основании этих выводов Брайдотти считает Европу колонией в области женских исследований.

В то же время существует и противоположная точка зрения на соотношение между американскими и европейскими типами феминизмов и женских/гендерных исследований. Например, по мнению Зиллы Айзенстайн, доминирование западного феминизма на мировом рынке “не останавливает развитие других видов феминизма в других странах и не сводит их к вариантам западного. Наоборот, в разных странах разные виды феминизма раздаиваются внутри собственных политических культур и историй и изменяют в свою очередь западные модели феминизма”.

Основные причины возникновения гендерных исследований:

- Дискомфорт в связи с противопоставлением женщина и мужчин, замалчивание многообразия мужского опыта. Менее важным становится деление на мужчин и женщин, более важно различие половых практик, сексуальностей, идентичностей

- Женщины и мужчины, люди с различной сексуальной ориентацией и половой идентичностью

- Развитие знаний о маскулинности, опыте разных мужчин, гендерной идентичности Переход от исследования женщин и мужчин к исследованию пола и сексуальности

- Гендерные отношения; различие и сходство полов; гендерная история, репрезентации гендера в культуре.

 

 

 



Информация о работе Возникновение и гендерных исследований