Внешняя политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:08, реферат

Краткое описание

После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны в 1990-е гг. четко подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. Первый охватывает 1990—1994 гг., когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя политика Республики Беларусь.docx

— 33.16 Кб (Скачать файл)

 

По состоянию на 1 июня 1999 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией подписано  около 200 межправительственных и межгосударственных договоров. В апреле 1999 г. во взаимных поставках участвовали 79 субъектов  Российской Федерации (в 1996 г. их было 37) и все регионы Беларуси.

 

Развивалось двустороннее военно-политическое и военно-техническое сотрудничество. В декабре 1997 г. были подписаны Договор  о военном сотрудничестве, Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере. В  январе 1998 г. на заседании высшего  Совета Союза Беларуси и России в  Москве утверждена Концепция совместной оборонной политики двух государств. Осуществляется координация внешней  политики Беларуси и России.

 

Вместе с тем интеграционная политика белорусского президента разворачивалась  на фоне углубления социально-экономического и политического кризиса в  Беларуси, периодического обострения торговых и информационных войн между  Беларусью и Россией. Форсированное  белорусско-российское сближение подрывало  аморфное СНГ и вызывало подозрения у соседей Беларуси. Внутри страны оно сопровождалось нарастающей  критикой и противодействием со стороны  широких общественных кругов и национально-демократических  сил. С приходом к власти президента В. Путина Россия стала демонстрировать  прагматический подход к интеграции и твердое желание отстаивать свои государственные интересы в  развитии отношений с союзной  Беларусью.

 

Западный вектор внешней  политики. Поворотным пунктом в истории  развития суверенной Беларуси явился конституционный референдум, состоявшийся в ноябре 1996 г. Он породил затяжной конституционно-политический кризис в  стране и ухудшение отношений  с Западом. Международное сообщество, такие влиятельные международные  организации, как ОБСЕ, Совет Европы, Европейский союз, не признали в  качестве законных результаты ноябрьского 1996 г. референдума, приведшие к установлению режима неограниченной президентской  власти. Они заявили о непризнании  новых государственных органов, созданных после референдума, в  том числе Национального собрания. Государства Запада и международные  организации признают Верховный  Совет 13-го созыва как единственный легитимный законодательный орган  власти.

 

После референдума 1996 г. Запад  и международные организации  ввели ограничительные меры в  отношении Республики Беларусь. Совет  Европы приостановил ее статус специально приглашенной страны, а Евросоюз —  действие рамочных соглашений 1995 г. США  объявили политику "избирательного участия", предусматривающую прекращение  контактов с белорусским руководством и поддержку институтов гражданского общества в Беларуси. Вместе с тем  Запад заявил, что его целью  является не изоляция Беларуси, а возвращение  ее в семью цивилизованных европейских  стран, на путь демократии и рыночных реформ.

 

В начале 1998 г. в Минске по предложению белорусского правительства  отрылось Представительство Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ. Основные усилия КНГ  направлены на проведение свободных  и демократических парламентских  выборов и обеспечение свободы  средств массовой информации. С целью  нормализации внутриполитической обстановки миссия ОБСЕ пыталась наладить конструктивные переговоры между белорусскими властями и политической оппозицией. Однако эти попытки не принесли желаемого  результата, а деятельность КНГ подверглась  критике с обеих сторон.

 

После распада Варшавского  Договора и СССР перед Беларусью  встала проблема определения отношений  с военно-политической организацией НАТО. В ноябре 1992 г. страну посетил  генеральный секретарь НАТО М. Вернер. Он заявил, что Запад и НАТО с  уважением относятся к стремлению Беларуси стать нейтральной и  безъядерной страной и отметил  их заинтересованность в добрых отношениях с Беларусью и ее соседями. В 1993 г. во время визита в Минск государственного секретаря США У. Кристофера Беларуси было предложено присоединиться к Программе  НАТО "Партнерство ради мира", на что позитивно отреагировало  тогдашнее белорусское руководство. Однако на деле страна присоединилась к этой Программе в январе 1995 г., сделав это одним из последних  европейских государств. В 1997 г. штаб-квартирой  НАТО в Брюсселе одобрена Индивидуальная программа партнерства Республики Беларусь с НАТО на 1997—1999 гг., которая  предусматривает ограниченное сотрудничество с альянсом. В апреле 1998 г. открыто  постоянное представительство Беларуси при НАТО.

 

С 1994 г. белорусский президент  выступает против расширения НАТО на Восток и продвижения блока к  границам Беларуси. По мнению руководства  страны, такое решение явилось  бы большой исторической ошибкой  Запада. А. Лукашенко заявлял о  том, что существование НАТО после  распада Варшавского Договора не вызвано исторической необходимостью и предлагал альянсу самораспуститься. Учитывая неготовность и нежелание  этой организации к самоликвидации, он предлагал серьезно реформировать  НАТО. Белорусский президент также  выдвигает планы создания антинатовского и антиамериканского блока в  составе Беларуси, России, Югославии, Китая, Индии, Ирана, арабских государств. Он высказывал сожаление о выводе ядерных ракет с территории Беларуси, поскольку это не позволяет сегодня  эффективно "сдерживать" НАТО.

 

После того как в 1997 г. Россия и Украина заключили с НАТО основополагающие документы о сотрудничестве, Беларусь оказалась фактически не охваченной гарантиями безопасности со стороны  альянса. Отношения с НАТО ухудшились в 1999 г. в связи с военной акцией блока против Югославии. Беларусь вместе с Россией внесла в Совет Безопасности ООН острый проект резолюции с  осуждением интервенции. Однако он не получил широкой поддержки. В  конце 1999 г. Беларусь вслед за Россией  восстановила официальные контакты с НАТО. Беларусь выступает за создание системы европейской безопасности без разделительных линий и при  усилении координирующей роли ОБСЕ.

 

Отношения со странами Востока. Во второй половине 1990-х гг. активизировались отношения Беларуси со странами Азии и Арабского Востока. В ходе визитов  А. Лукашенко в Китай, Индию, Вьетнам, Сирию, Египет и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона рассматривались вопросы  укрепления двусторонних политических, торгово-экономических и военных  связей.

 

По мнению белорусского руководства, наиболее продуктивно из этой группы стран сотрудничество развивается  с Китаем, Индией, Вьетнамом. Контакты на различных уровнях между руководством Беларуси и указанных государств приобрели стабильный характер, отличаются доброжелательностью и откровенностью. Беларусь неоднократно получала поддержку  этих стран в международных организациях при обсуждении таких деликатных для нее вопросов, как права  человека или принятие в Межпарламентский союз делегации Национального собрания Республики Беларусь. В конце 1990-х  гг. состоялись визиты А. Лукашенко  в Сирию, Египет, Израиль, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. Вместе с тем неоднозначную, критическую  реакцию мировой прессы вызвали  визиты высокопоставленных белорусских  представителей в Ливию, Ирак, Иран и подписанные с этими странами соглашения о поставках оружия.

 

Белорусская активность в  ООН. После провозглашения независимости  существенно изменился статус Беларуси в ООН. Вместо прежней роли "дополнительного  голоса" для делегации СССР Республика Беларусь стала действовать на форуме наций, исходя из собственных национально-государственных  интересов. Первым проявлением самостоятельных  действий белорусской дипломатии в  ООН было принятие по инициативе делегаций  БССР, СССР и УССР на 45-й сесии  Генеральной Ассамблеи резолюции  о международном сотрудничестве в смягчении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На этой же сессии белорусская делегация поставила  вопрос о переводе страны из группы стран-доноров в группу стран  — получателей помощи ООН.

 

В 1997 г. по инициативе правительств Беларуси, России и Украины ООН  разработала программу международного содействия территориям, потерпевшим  в результате чернобыльской катастрофы. Определенный вклад в реализацию чернобыльских проектов на территории Беларуси вносят МАГАТЭ, ВОЗ и ЮНЕСКО. Однако помощь международного сообщества в преодолении и минимизации  последствий самой страшной техногенной  аварии XX в. оказывается в целом  весьма незначительной. По признанию  белорусского руководства, страна оказалась  наедине с этой ужасной бедой.

 

Изменение статуса Беларуси в ООН потребовало по-новому решать вопрос об уплате взносов в регулярный бюджет Организации и бюджет операций по поддержанию мира. В 1995 г. в результате настойчивых усилий белорусской  дипломатии, поддержанных другими европейскими странами, было принято решение о  постепенном снижении доли взносов  Беларуси с учетом сложного социально-экономического положения и необходимости отвлечения огромных государственных средств  на уменьшение последствий чернобыльской  катастрофы.

 

Белорусские делегации на самом высоком уровне участвовали  в таких важных всемирных конференциях, проводимых под эгидой ООН, как: конференция  по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992), конференция по правам человека (Вена, 1993), конференция по народонаселению (Каир, 1994), конференция по социальному  развитию (1995) и др. В октябре 1995 г. на юбилейной, 50-й сессии Генеральной  Ассамблеи ООН с докладом выступил президент Республики Беларусь А. Лукашенко, заявив о готовности Беларуси развивать  всестороннее сотрудничество с этой ведущей международной организацией.

 

В 1995 г. Беларусь выступила  за бессрочное продление Договора о  нераспространении ядерного оружия. В 1998 г. на 53-й сессии Генеральной  Ассамблеи по инициативе белорусской  делегации принята резолюция "Региональное разоружение", в которой содержится одобрение известного предложения  о создании в Центральной и  Восточной Европе пространства, свободного от ядерного оружия.

 

Республика Беларусь вносит значительный вклад в решение  еще одной важной проблемы разоружения: запрещения новых видов оружия массового  уничтожения. Начиная с 1970-х гг. она  выступает инициатором принятия резолюции Генеральной Ассамблеи  о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового  уничтожения и новых систем такого оружия. На 54-й сессии Генеральной  Ассамблеи (1999) по инициативе Беларуси вновь принята такая резолюция. В ней подтверждается необходимость  принятия эффективных мер в целях  предотвращения появления новых  видов оружия массового уничтожения.

 

Беларусь считает необходимым  реформирование системы ООН и  ее основных органов с целью повышения  эффективности организации, что  включает в себя увеличение количества постоянных членов Совета Безопасности и выделение дополнительного  места непостоянного члена восточно-европейской  региональной группе. Как известно, Беларусь лишь однажды избиралась непостоянным членом Совета Безопасности (на 1974—1975 гг.). Ее новая попытка войти в  состав этого главного органа ООН  по поддержанию мира и международной  безопасности в 1993 г. закончилась безрезультатно. Следствием этого явилось предложение  о выделении дополнительного  места для стран Восточной  Европы.

 

Белорусская дипломатия выступает  в ООН за принятие резолюций в  целях интеграции стран с переходной экономикой в мировую систему  хозяйства, развития предпринимательства  и приватизации в интересах устойчивого  развития, оказания помощи странам, освободившимся от тоталитарных режимов.

 

Внешнеэкономические связи. За годы независимости значительно  расширились торгово-экономические  отношения Беларуси с иностранными государствами. Если в 1994 г. она поддерживала такие связи с 97 странами, то в 1998 г. — со 137 странами за границами  СНГ. Объем внешней торговли страны вырос с 1,5 млрд дол. США в 1993 г. до 15,6 млрд дол. США в 1998 г. (в округленных  цифрах). В 1998 г. доля стран СНГ в  общем объеме торгового оборота  Республики Беларусь составляла 66,9 % (в  том числе России — 59,4 %), стран  Европейского союза — 12,3 %, стран  Центральной и Восточной Европы — 8,4 %, стран Азиатско-Тихоокеанского региона — 3,3 %, стран Балтии — 3 %. В первом квартале 2000 г. основными  торговыми партнерами республики являлись: Россия — 56,2 %, Германия — 5,3 %, Украина  — 5,2 %, Польша — 3,8 %, Латвия — 3,2 %, Литва  — 2,5 %, США — 1,7 %.

 

Основными партнерами Беларуси в области экспорта в 1998 г. были: Россия — 64,9 %, Украина — 5,5 %, Германия — 2,8 %, Польша — 2,6 %, Латвия — 2,4 %, Литва — 2,2 %. В области импорта ведущими партнерами являлись: Россия — 54,3 %, Германия — 8,9 %, Украина — 8,7 %, Польша — 3,3 %, Литва  — 2,4 %, Италия — 2,1 %. Во второй половине 1990-х гг. увеличился экспорт белорусской  продукции в страны Ближнего и  Среднего Востока, Южной Азии, Северной Африки. Главным экономическим партнером Беларуси на протяжении десятилетия оставалась Россия, хотя ее доля в торговом обороте республики постепенно снижается. Со своей стороны, Беларусь является третьим по значению экономическим партнером России, уступая только Германии и США.

 

Одной из серьезных проблем  внешнеэкономической деятельности страны является отрицательное сальдо торгового оборота. В первом квартале 2000 г. экспорт составил 1675,3 млн дол., импорт — 2000,8 млн дол. Особенно значительный дисбаланс в превышении импорта  над экспортом наблюдается в  торговле с развитыми государствами  Запада и Россией. Во второй половине 1990-х гг. снизились размеры кредитования белорусской экономики со стороны  развитых государств, малой оставалась доля зарубежных инвестиций. По объему привлеченных прямых иностранных инвестиций (20 дол. на человека) Беларусь находилась на предпоследнем месте среди  бывших социалистических стран. Внешний  долг составлял около 1 млрд дол., что  по рыночному курсу эквивалентно 100-процентной доходной части бюджета. В начале 2000 г. США прекратили действие торговых преференций в отношении  Беларуси, сохранив для нее режим  наибольшего благоприятствования  в торговле.

 

Белорусское руководство  заинтересовано в наращивании активности на европейском направлении, стремясь использовать объективную экономическую  заинтересованность стран ЕС в сотрудничестве с Беларусью. В настоящее время  компании из стран ЕС являются основными  инвесторами на территории Беларуси. Количество предприятий с иностранными инвестициями, созданных с участием фирм этой группы стран, достигло к  началу 2000 г. 625, или 42 % от общего числа  таких предприятий. Доля западноевропейских инвесторов в их уставном фонде составляла 137 млн дол. США, или 61,4 % от общего объема иностранных инвестиций. Среди государств — членов ЕС, инвестировавших капиталы в экономику страны, лидировали Германия (56,4 млн. дол., или 41,2 %) и Нидерланды (52,9 млн дол., или 38,6 %). Влияние предприятий  с иностранными инвестициями на торговый баланс страны и в целом на ее экономику постепенно возрастает. С 1996 по 1999 г. доля их годового экспорта в  общем объеме увеличилась с 2,3 до 7,1 %, импорта — с 3,1 до 9 %.

 

Заключение

 

Итоги внешнеполитической деятельности Республики Беларусь представляют собой  сочетание успехов и неудач, достижений и просчетов. С одной стороны, страна добилась всеобщего международного признания, доказала способность к  независимому существованию в сообществе суверенных государств, урегулировала  отношения с соседними государствами, содействовала своей политикой  в области ядерного разоружения  укреплению мировой стратегической стабильности.

Информация о работе Внешняя политика Республики Беларусь