Власть как социальное явление. Ресурсы, функции, принципы, типология власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:38, лекция

Краткое описание

ВЛАСТЬ - важнейшая категория политики как отношений и политологии как науки.
Власть прежде всего – это взаимодействие как минимум двух субъектов. Это отношения подчиненности, зависимости. Власть «кратос» греч.
Источником власти является неравенство (физическое, политическое, социальное и т.д.)
Мы рассматриваем власть как социальное явление.
Власть - 1)это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного или группы людей оказывать влияние на других в соответствии со своими интересами. 2)Это вид социального взаимодействия, когда один подчиняется воле другого. 3)Это право и возможность одних повелевать, управлять другими, используя авторитет, нормативные акты, насилие и др. средства.

Вложенные файлы: 1 файл

Власть,политическая власть.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Политология лекция 

Власть как  социальное явление. Ресурсы, функции, принципы, типология власти.

Власть - важнейшая категория политики как отношений и политологии как науки.

Власть прежде всего  – это взаимодействие как минимум  двух субъектов. Это отношения подчиненности, зависимости. Власть «кратос» греч.

Источником власти является неравенство (физическое, политическое, социальное и т.д.)

Мы рассматриваем  власть как социальное явление.

Власть -  1)это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного или группы людей оказывать влияние на других в соответствии со своими интересами. 2)Это вид социального взаимодействия, когда один подчиняется воле другого.  3)Это право и возможность одних повелевать, управлять другими, используя авторитет, нормативные акты, насилие и др. средства.

Ресурсы власти  – это совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект.

 

По структуре субъектов власти ресурсы бывают:

- индивидуальными(опора на личность, монарха ит.д.)

-институциональными(организация  учреждение, власть опирается на  какую-либо структуру)

-групповые( опирается  на возможности различных социальных  групп)

 

По применяемым средствам и методам ресурсами являются:

-убеждение

-принуждение

-насилие

-право

-традиции

-страх

-мифы

- поощрения 

И др.

 

По сферам общественных отношений ресурсы бывают:

-политические (правовые, военные и др.)

-экономические (финансы,  кредиты, производство)

-социальные (статусно-ролевые  позиции субъектов в обществе)

-духовно-идеологические (информационные, религиозные, научные  и др.)

 

Комплексный подход к ресурсам власти:

-принудительные  ресурсы (основаны на насилии,  наказании, страхе, ограничении)

-утилитарные   ресурсы (в основе преимущества(материальные, политические) субъектов общества)

-нормативные ресурсы  (социальные нормы: мораль и  нормативные акты)

 

Зарождение и развитие власти можно проследить через ее исторические формы.

Разновидности форм власти

-Аномальная («ненормативная»;  распыленная среди членов первичного общества власть)

-Индивидуализированная  ( расширение процессов в обществе  привели к тому, что позиции  вождя или лидера становится  более влиятельным)

-институализированная (властелин, вождь начинает опираться  на специальный орган, а именно государство как политический институт. Образуется в период рабовладельчества)

-надгосударственная  власть (политическая власть, она  признает власть над несколькими  странами.  Например, Европарламент,  ООН)

Функции власти

  • Господство
  • Руководство
  • Регулирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Организации
  • Мобилизация
  • И др.

Принципы осуществления и реализации власти

  • Надежность
  • Легитимность(законность)
  • Единоначалие
  • Демократический централизм ( меньшинство подчиняется большинству, но учитываются интересы меньшинства)
  • Толерантность
  • Сохранение власти
  • Коллегиальность (обсуждение и коллегиальное решение)
  • Самокритичности
  • Принуждения
  • Меры и др.

Типология власти

Критерии

По субъектам власти

  • Индивидуальной
  • Групповой (партийная, классовая, группа по возростам)
  • Институциональной

По отношению к закону, формам существования власть может быть

  • Официальной (Легитимной)
  • Неофициальной (нелегитимной)

По уровню проявления власть может быть

  • Микроуровня (семья,коллекив,малая группа до 40 человек
  • Среднего уровня (власть района, области и т.д.)
  • Макроуровня (высшие органы власти, гос-во как полит. Институт, ООН и др.)

По сферам общественных отношений

  • Политическая власть (через институты политеческой власти)
  • Экономическая власть ( это влияние с помощью собственности, материальных благ и т.п.)
  • Социальная власть  (повышение или понижение соц. статуса, роли, человека, группы людей в обществе)
  • Духовно-Идеологическая власть (влияние на мировоззрение человека через воспитиние, науку,культуру, искусство,идеологию и т.д.)

По формам или режиму правления

  • Монархическая
  • Республиканская
  • Демократическая
  • Тоталитарная
  • Авторитарная и др.

Структура власти:

  1. Источники власти (авторитет, сила, традиции, закон, харизма, тайна, интерес и др.)
  2. Субъект власти (носитель власти, кто властвует)
  3. Объект власти (те, на кого направлена власть)
  4. Функции власти
  5. Ресурсы власти
  6. Типология власти

Особенности и признаки политической власти

Полит. Власть – это способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества исходя их общенациаональных, общегосударственных задач.

Она всегда связана  с использованием государственного аппарата власти как политического  института а также других субъектов  политики

Политическая  власть (более широкое понятие, чем гос. власть)

Государственная власть (не власть в гос-ве как в стране, а осуществление власти на основе государственного аппарата власти, государства как политического института)

  Неполитическая власть ( отношения, которые связанны между субъектами гражданского общества, не опираясь на государство как полит. институт)

 

Признаки  политической власти

  1. Верховенство полит.власти над другими видами власти ( обязательность выполнения её решения для всего общества. Нормативно-правовое регулирование)
  2. Всеобщность, публичность (осуществление власти на основе права и от имени всего общества)
  3. Моноцентричность ( наличии единого центра принятия и реализации полит. решений с учетом разделения полномочий федерального и регионального уровней власти)
  4. Легальность (открытое использование ресурсов власти, закрепленное законами)
  5. Легитимность

    ( легитимность политической власти предполагает 3 необходимых элемента:

    -наличие власти общественное её признание и поддержка, признание авторитета.

           - законность формирования ,

              -способность властных структур реально властвовать)

 

Президентская и парламентская  системы власти. Институт президентства в России

Парламентская или президентская республика

  1. Парламентская республика (Австрия, ФРГ, Италия, Финляндия и др.)

-Верховенство власти  принадлежит парламенту, правление  носит партийный характер

-Правительство формируется  парламентом, министр назначается  парламентом. Участие главы государства  в формировании правительства  номинальное в большинстве стран.

-Правительством  руководит премьер-министр. 

-Власть президента  представительская. Президент избирается парламентом.

-Премьер имеет  право роспуска парламента и  назначения новых выборов.

    2) Президентская (США 1787 г., была принята конституция, где было сказано, что США - федеративное гос-во, Бразилия, Мексика, Франция, Россия)

-Власть в руках  главы исполнительной власти, т.е. президента.

-Должности премьер-министра  нет, её выполняет президент.

-Президента выбирает  электорат, всё население

-Правительство формирует  президент, оно подотчетно ему.

-Конгресс не может  отправить в отставку правительство. Президент не может распустить конгресс (т.е. парламент), потому что существует очень мощный институт разделения ветвей власти.

 

    Президентство в РФ   

Глава правительства назначается правительством

Президент может издавать указы, может не согласиться с новыми законами. Президент назначает судей с одобрением совета федерации и т.д.

Информация о работе Власть как социальное явление. Ресурсы, функции, принципы, типология власти