Власть как политическтий феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:26, доклад

Краткое описание

В социологии существует множество подходов к определению этого понятия. В данной работе под термином "институт" будет пониматься система учреждений, в которых определенные люди получают полномочия для выполнения определенных общественно значимых функций для удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей или для регулирования поведения членов группы. Примерами институтов власти (или политических институтов) являются политические партии, правительство, суд, полиция и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Институты власти.docx

— 14.69 Кб (Скачать файл)

Институты власти

В социологии существует множество подходов к  определению этого понятия. В  данной работе под термином "институт" будет пониматься система учреждений, в которых определенные люди получают полномочия для выполнения определенных общественно значимых функций для  удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей или для регулирования  поведения членов группы. Примерами  институтов власти (или политических институтов) являются политические партии, правительство, суд, полиция и др.

 Институты  включают себя следующие элементы: цель, набор функций, средства  и учреждения и санкции [3, с. 96, 98]. Тогда говоря об институтах  власти, в качестве цели можно  выделить в широком смысле  поддержание общественного порядка,  успешное функционирование общественной  системы. Среди функций, выполняемых  этой группой институтов, будет  принятие законодательных актов  (институты законодательной власти), обеспечение их выполнения (исполнительная  власть), определение меры наказания  в случае их нарушения (судебная  власть). Материальные средства –  это, например, здания Госдумы  или Облсовета, а также различные предметы, являющиеся атрибутами власти (молоток судьи) или необходимые для осуществления функций института (текст законопроекта для депутата).

Функции власти.

 Проявление  власти естественно для человека  и заложено в биологических,  природных и социальных началах  его жизни. Командование и исполнение  — два  универсальных принципа  власти, которые нераздельны и  взаимодействуют, как и  два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно  необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и  масс, партий и лидеров и т.д.  Координация этих отношений и относится к общественным функциям  политической власти. Власть призвана формировать политическую систему  общества, политические отношения между государством и обществом,  общественными группами, классами, политическими институтами, партиями,  гражданами, органами государственного управления. Власть призвана  контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные  и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных  уровнях:

- макроуровне высших центральных политических институтов,  государственных учреждений, партий и организаций;

- среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения  регионального, областного и районного масштабов;

- микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая  культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является  низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

 От функционирования  политической власти во многом  зависит тип  политического  режима в обществе, открытость  или закрытость общества,  характер  политических отношений и другие  политические характеристики  данного  государства, включая стабильность, авторитет, разделение и  сотрудничество  властей, роль оппозиции, демократичность.  Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям  политической власти можно отнести  следующие: 

- поддержание  общественного порядка и стабильности;

- выявление,  ограничение и разрешение конфликтов;

- достижение  общественного согласия (консенсуса);

- принуждение  во имя социально значимых  целей и сохранения  стабильности;

- управление  делами общества.

Ресурсы власти

 Под ресурсами  власти принято понимать все  те средства, использование  которых обеспечивает влияние на  объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют  собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо  средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека  (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить  человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь  (оружие, карательные органы в целом) (Основы политической науки. Учебное пособие. Часть 1. — 1993. — С. 110).

 Субъекты  политической власти обладают  уникальной системой ресурсов. В   их руках находится государство  с его аппаратом, армией, органами  внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными  органами, денежной и налоговой  системами и т.д. Государственная  власть имеет монопольное право  издавать законы, обязательные для  всего населения. Она может  легально использовать силу,  опираясь на специальный аппарат  принуждения. Государство, имея  единый центр  принятия решений,  использует не только принуждение,  но и экономические,  социальные, культурно-информационные ресурсы. 

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции  (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). 

К ресурсам относится  экономический, военный, культурный потенциал  страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство  общества, природные богатства, численность  населения, его качество  (культура, образованность, трудовые навыки и  т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во  всех ее формах, средства массовой информации. Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов  имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.


Информация о работе Власть как политическтий феномен