Взгляд Аристотеля на политику в государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:04, реферат

Краткое описание

Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем
его в литературе нередко именуют Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он
прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где учился, а затем и преподавал в
платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347
г. до н. э.), Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих
государствах, а в 342—340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя
Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра.

Вложенные файлы: 1 файл

аристотель.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Аристотель родился в  небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем

его в литературе нередко  именуют  Стагиритом.  Семнадцатилетним  юношей  он

прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где  учился,  а  затем  и  преподавал  в

платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины  (в  347

г. до н.  э.),  Аристотель  в  течение  ряда  лет  жил  в  других  греческих

государствах, а в 342—340 гг. до н.  э.  по  приглашению  македонского  царя

Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра. С 335 г. до н. э. Аристотель снова в Афинах.  Здесь он  основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни. Аристотель был плодовитым  автором,  но  многие  из  его  произведений утеряны.   Политико-правовая   тематика   подробно   освещается   в  его работе «Политика» - трактат о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления. Трактат написан в последние годы (335—322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, находящихся под македонской оккупацией. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.

В отличие от Платона, Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей  к общению. Человек, изолированный от общества, должен обладать качествами бога, чтобы оставаться человеком, но он этими качествами не обладает и поэтому становится зверем. Люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению: а) семью; б) род или селение; в) государство — высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. По Аристотелю, человек «по природе своей есть существо политическое».

Если семья  основана на стремлении к продолжению  рода, селение - на отцовской власти, то государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Государство появляется лишь тогда, когда образуется «общение между семьями и родами ради благой жизни». Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство телеологически предшествует семье и селению, т.е. является целью их существования. Аристотель дает государству следующее определение: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Неразвитые в духовном отношении варвары не способны к государственной жизни: их удел быть рабами у греков.

Рабство как условие государства  обосновывается Аристотелем рядом доводов, решающий среди которых - естественные (природные) различия между людьми. В «Политике» подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аргументацию рабства «от природы» дополняют доводы экономического порядка.

Аристотель  выступил решительным противником  обобществления имущества, предлагаемого  Платоном. Закономерность частной собственности он связывает с индивидуализмом человека, его инстинктом обладания. Общность имущества, с его точки зрения, экономически несостоятельна, т.к. препятствует развитию у человека хозяйственных наклонностей. Но в обладании вещами должна быть мера. Так, необходимо ограничение размеров собственности и ее перераспределение для достижения солидарности. С этой же целью предусматривалось проводить совместные трапезы, раздачи (продуктов, денег и т.п.) и другие мероприятия. Аристотель считал: «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим».

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. Он подробно разобрал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. Со своими учениками он описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Его заслуженно считают основателем политической науки.

Классификация форм государства в «Политике» проводится по двум критериям - по цели и по числу  правящих лиц (правление одного, немногих и большинства).

По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления:

  •   Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству, или к власти приходит избранник. Извращением царской власти является тирания.
  • Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан).
  • Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче». Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии.

Наложение этих классификаций дает 6 видов государственного устройства: правильные - монархия, аристократия и побития; неправильные — тирания, олигархия и демократия.

Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных  форм к двум основным - олигархии  и демократии. Другие разновидности  власти являются их порождением или смешением. Аристотель отступает от формальных критериев разграничения и выдвигает на первый план признак имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие составляют как бы два полюса, «диаметрально противоположные» части любого государства, так что, в зависимости от перевеса той или иной стороны, устанавливается и соответствующая форма правления.

Коренная причина  политической неустойчивости, мятежей  и смены форм государства заключается, по Аристотелю, в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. В своих рассуждениях о демократии и олигархии Аристотель вплотную подходит к пониманию социально-классовых противоречий, определяющих развитие рабовладельческого государства.

Симпатии Аристотеля на стороне политии - смешанной формы  государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать «самодостаточность» семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью. Экономику как умение правильно вести домохозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расширенную торговлю, ростовщичество и т. п.

Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности»,  прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться». включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления.

Важное значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легкообозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они «знали друг друга». Политическим идеалом Аристотеля был «самодостаточный», экономически обособленный полис.

Умеренный климат Эллады, но его мнению, создает наилучшие  условия для совершенного государства.

Отличительными  признаками полиса, по Аристотелю, являются распространение власти на свободных и равных граждан и единство власти и территории, что придает полису целостность.

Аристотель  перечисляет 5 элементов, составляющих государство:

  • Народ — крестьяне, производящие продукты питания;
  • Ремесленники — создают орудия труда;
  • Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;
  • Чиновники — рационально управляют государством;
  • Военные — защищают государство.

Помимо вышеперечисленной  классификации население государства  состоит из неимущего большинства  и богатого меньшинства. Первые имеют  склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной». Социальной опорой власти в политии (полисе) выступают собственники земли. Как и Платон в «Законах», Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его сословиями являются воины и правители. Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные, права граждан предоставляются также земледельческому демосу - крестьянам.

Аристотель  проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов  мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества .

Высшим благом Аристотель называет счастье. Задачами государства являются:

  • Обеспечение пропитанием;
  • Обеспечение комфорта;
  • Защита;
  • Достаток;
  • Религиозный культ;
  • Справедливость.

Аристотель  указывает, что гражданам необходим  досуг и известная свобода  от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия  в делах государства.

Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб». Существует четыре основных обучающих предмета:

  • Грамматика;
  • Гимнастика;
  • Музыка;
  • Рисование.

Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти.

Аристотель различает  два вида справедливости — уравнивающую и распределяющую. Принципом уравнивающей справедливости является «арифметическая пропорция», затрагивающая отношения обмена, возмещение ущерба, назначение наказаний за имущественные преступления и т.п. При распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе и ее принципом служит «геометрическая пропорция» - воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства (если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то ударившего следует не только ударить, но и подвергнуть каре).

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. Право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти. Политическое право делится на естественное и условное (установленное).

Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К таковым относятся все общественные явления, существующие «от природы -  семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает установления государства (писаные законы, обычное право). Естественное право выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. «Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов».

Аристотель  также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:

  • Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;
  • Должностной орган;
  • Судебный орган.

Аристотель  разбирает причины конфликтов в  государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогию, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном. Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.

Информация о работе Взгляд Аристотеля на политику в государстве