Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Происхождение политики…………………………………………………………....4
2. Сущность политики…………………………………………………………………..6
3. Функции политики в обществе……………………………………………………...9
4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
4.1 Взаимодействие экономики и политики..……………………………………..11
4.2 Политика и право………………………………………………………………..12
4.3 Взаимосвязь политики и морали……………………………………………….13
4.4 Идеология и политика……………………………………………………..……13
Заключение………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

моя политология.docx

— 45.00 Кб (Скачать файл)

     2) отношения, направленные от общества  в целом, отдельных социальных  групп или конкретных личностей  в адрес государственных органов;

     3) отношения по вертикали и по  горизонтали власти. Отношения по  вертикали власти характеризуются  соподчинением, иерархией властей.  Примерами являются отношения  между федеральной и региональной, законодательной и исполнительной  властью. Отношения по горизонтали  власти — это отношения между политическими субъектами, имеющими равный статус. Примерами являются, прежде всего, отношения между правящей элитой и контрэлитой, между различными группировками внутри самой правящей элиты, между различными субэлитными группами – финансовой, промышленной, военной и т.д. элитами;

     4) отношения между субъектами гражданского  общества по поводу власти. В  качестве основных субъектов  гражданского общества выступают  социальные группы. Для борьбы  за власть они создают политические  партии. Борьба политических партий  между собой обостряется в  период избирательных кампаний. Таким образом, в данном случае  речь идет о борьбе политических  партий в период избирательных  кампаний;

     5) международные (или межгосударственные) отношения.

     Следующим элементом политики является политическое сознание. Политическое сознание – это отражение в чувствах, эмоциях, убеждениях общества в целом, отдельных социальных групп или конкретных личностей явлений и процессов политической жизни.

     Принято выделять виды политического сознания по разным основаниям:

     1) по формам политического сознания: политическая идеология, политическая психология, политические и правовые знания;

     2) по субъекту, или носителю политического сознания: политическое сознание общества в целом, политическое сознание социальной группы, политическое сознание личности;

     3) по уровню политического сознания: тип политического мышления (политической ментальности), характерный для нации в целом; уровень политической и правовой информированности, степень компетентности политических суждений; политические установки, ориентации, оценки, мотивы политического участия или неучастия.

     Наконец, еще одним элементом политики является политическая система общества. Политическая система – это совокупность учреждений и институтов, осуществляющих в единстве и взаимодействии власть и управление обществом.

     Внутренними элементами политической системы (и тем самым основными политическими институтами) являются:

     — государство (единственный чисто политический по своей природе институт);

     — политические партии (имеющие, в отличие  от государства, двойственную природу  – политическую и социальную одновременно);

     — общественные движения и самодеятельные объединения, либо действующие в  сфере политики, либо в том случае, когда их деятельность направлена в  адрес государственных органов  и тем самым приобретает политический характер.

     Политику  принято классифицировать по различным  основаниям. В зависимости от основания  классификации выделяют следующие  виды политики:

     — по направлениям: внутреннюю и внешнюю;

     — по сферам жизни: экономическую, социальную, национальную, демографическую, культурную и т.д.;

     — по масштабам: глобальную, международную, региональную;

     — по ее носителям: государственную, партийную, военную и т.д.;

     — по значимости для общества: прогрессивную  и реакционную.

     Субъектами (носителями) политики выступают конкретные личности и социальные группы, партии и политические движения, классы и нации, государства и народы.

     Обычно  выделяют первичные и вторичные  субъекты политики.

     Первичные субъекты – это большие социальные группы (профессиональные, региональные, демографические, этнические, конфессиональные и др.) как носители социально  значимых интересов.

     Под вторичными субъектами понимаются те структуры, которые в своей деятельности реализуют интересы и волю больших  социальных групп (государственные  органы, различные политические институты, политические элиты и лидеры).

3. Функции политики в обществе

     Политика  выполняет в общественной жизни следующие  функции:

     1. Выражение общественно значимых  интересов всех групп и слоев  общества. Выражение интересов включает  в себя: а) осознание интересов;  б) их оформление в идеологии; в) институализацию интересов посредством создания политической партии или общественного движения.

     2. Рационализация возникающих в  обществе противоречий. Достижение  социальными группами своих интересов  неизбежно сопровождается конфликтами  между ними. Политика призвана  перевести разрешение этих конфликтов  в русло цивилизованного диалога.  Другими словами, для достижения  своих интересов можно выводить  людей на улицы, переворачивать  машины, бить витрины; а можно  создать политическую партию, путем  участия в избирательной кампании  провести своих представителей  в парламент и разрешать все  вопросы за столом переговоров  с представителями других партий  в парламенте.

     3. Руководство и управление общественными  процессами в интересах тех  или иных групп или общества  в целом. Руководство заключается  в определении основных целей  и приоритетов развития, а также  в выработке путей и средств  их достижения; управление представляет  собой деятельность по реализации  выработанных стратегических решений.

     4. Интеграция различных социальных  групп за счет подчинения их  интересов интересам целого. Политика  призвана выразить единый общенародный интерес и определить место в нем каждой социальной группы.

     5. Обеспечение инновационного характера  общественного развития. Это означает, что политика призвана обеспечить  соответствие политических форм  потребностям экономического и  социального развития общества. Другими словами, политика должна  создавать условия, благоприятные  для экономического и социального  развития.

     6. Наконец, политика выполняет своеобразную  человекотворческую функцию. Она заключается в том, что политика представляет собой специфическую сферу самореализации личности, т.е. позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо.

         4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.

     Согласно  политологической энциклопедии, политика - это организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Раскрывая суть политики, как самостоятельной сферы общественной жизни, необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества, поскольку в реальной жизни политика неразрывно и многообразно связана и взаимно обусловлена со всеми сферами общественной жизни.

     4.1 Взаимодействие экономики и политики

     Решающую  роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика  выступает важнейшим фактором, определяющим политическую жизнь общества. Например, многие полагают, что слабо развитая экономика неизбежно предполагает централизацию власти, усиливает  авторитарные тенденции. В то же время  экономический рост в обществе, повышение  подушного дохода способствует установлению плюралистической демократии. При этом не стоит утверждать, что прежде всего экономика определяет политическую область жизни. Политика также не может рассматриваться как основной определяющий фактор экономики. В целом экономика, предопределяя материальные основания жизнедеятельности людей, обусловливает тем самым и характер социальной дифференциации общества. Та или иная форма реакции государства на социальные запросы групп заставляет политику действовать в направлении принятия определенных решений.

     Хотя  влияние экономических отношений  на политику не всегда заметно в  повседневной жизни, оно существует:

     - политические интересы людей,  прежде всего, детерминированы  их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в  снижении налогов, другие - нет.  Одни хотят сократить социальные  расходы в государственном бюджете,  другие - нет. Соответственно разные  социальные группы будут выступать  с различными требованиями, программами.  Наконец, экономическое интересы  «заставляют» бизнес-элиту финансировать  избирательные кампании, непосредственно  воздействовать на политиков  для принятия выгодных для  бизнеса решений. 

     - экономическая нестабильность и  кризисы порождают кризисы доверия  к существующей власти, являются  причинами ее смены, роста неконвенциональных форм активности и даже революций.

     - внешняя политика государства  строится с учетом интересов  национальной экономики. Об этом  свидетельствует практика давления  западных правительств на правительства  стран - экспортеров нефти с  целью понижения цен на сырье  либо практика обеспечения в  других регионах мира интересов  собственных транснациональных  корпораций.

     Обратное  влияние политики на экономику проявляется в следующем:

     - стабильность политической ситуации  влияет на стабильность экономической  жизни, делает страну привлекательной  для инвестиций; политическая нестабильность  приводит к бегству капитала  за рубеж, к «утечке мозгов»; 

     - реализация научно-технической политики  влияет на рост производительности  труда, воздействует на условия  и содержание труда работников;

     - во влиянии через реализацию  экономической функции государства; 

     - политика изменяет экономическую  среду посредством обоснования  новых концепций экономического  развития и их воплощения в  экономических реформах.

     Развитие  производства распределения в любом  обществе порождает проблемы, часть  которых является политическими, т.е. не может быть решена без использования  специальных политических институтов и процедур. Источником таких проблем  являются, прежде всего, переходы от одного типа производства к другому. Они  влекут за собой изменения отношений  общества с природой, производственных отношений и систем распределения  благ, обусловливают крупные социальные сдвиги.

     Политика  имеет значительные возможности  влиять на развитие производства - распределения  посредством решения порождаемых  им политических проблем, изменением норм права, форм собственности, механизмов управления производственными и  распределительными процессами. Однако это ограничено потребностями и  возможностями самого производства - распределения. Не соответствующие  им политические решения могут надолго  деформировать развитие производства.

     Нестабильность  политической жизни страны имеет  своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны.

     Вопросу взаимосвязи политики и экономики  в отечественной науке уделяется  наибольшее внимание, но это не означает, что взаимосвязь политики с другими  сферами жизни общества менее  существенна или имеет меньшее  значение в общественной жизни общества.

     4.2 Политика и право

     Политика  неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают  правила «политической игры», определяя  рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Правовая, юридическая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господства тех или иных сил. Право является той системой требований к совместному существованию людей в обществе, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование. Оно выступает как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, государства. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.

Информация о работе Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни