Бюрократия и технократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848--1923) и в концепции политического класса Гаэтано Маска (1858--1941). В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на упорядочивающую роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве (М. Бобер). Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии (д. Белл, М. Дюверже и др.)

Содержание

Введение
1. Методологические аспекты изучения бюрократии
1.1 Понятие бюрократии и эволюция теории бюрократии
1.2 История развития бюрократии
1.3 Признаки бюрократии
1.4 Формирование бюрократии
2. Место бюрократии в системе государственной власти
2.1 Особенности системы государственных органов
2.2 Взаимосвязь бюрократии и государственной власти
3. Проблемы бюрократизма в системе государственных органов и пути их решения
3.1 Проблемы бюрократизма в современной системе
3.2 Пути преодоления бюрократизма
4. Технократия как концепция построения общества
4.1 История технократии
4.2 Причины возникновения технократической концепции в XX веке
4.3 Ранние проявления
4.4 Технологический детерминизм
4.5 Технократический общественный строй
4.6 Технократическая политическая система
5. Технократическое движение
5.1 Технократическое движение в Европе
5.2 Технократическое движение в России
5.3 Технократическое движение сегодня
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Зырянова (2).doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Популярный  документальный фильм обличительного характера «Дух времени», а в особенности в его продолжениях — «Дух времени: Приложение» — излагают, среди прочего, идеи технократии и даже предлагают аналог проекта «Технат», так называемый «Проект Венера» разработанный футурологом Жаком Фреско. Сам Фреско признаёт, что ранее состоял в технократическом движении, но покинул его из идеологических соображений. По мнению марксистов, проект Венера близок к утопическому социализму.

Целью проекта  является создание «ресурсо-ориентированной экономики», основанной, по утверждению автора, на всеобщем праве собственности на природные ресурсы и широком применении технических и технологических решений различных социальных и экономических проблем, использовании исключительно альтернативных источников энергии, освоение новых для человека сфер обитания, снижении необходимости задействования человека в производственной сфере.

Предполагается, что опора на существующие природные  ресурсы и технологические новшества  обеспечит для человеческого общества устойчивое развитие. При этом либо игнорируются, либо сознательно отвергаются экономические законы товарного обмена, в том числе Закон стоимости. Фреско считает, что производство денег не имеет отношения к Закону стоимости. По его мнению, кредитно-денежная политика современных государств строится на абсурдной формуле : X=X+Y (где Х-это имеющиеся в данный момент в государстве деньги, а Y-это проценты, которые подлежат уплате по кредитам).Y- это деньги, которые в данный момент отсутствуют, но должны быть напечатаны, поскольку иначе невозможно будет погасить проценты по кредитам. Таким образом, денежная система — это саморазрушающаяся система, поскольку она является ничем иным как финансовой пирамидой. Автор, вслед за классиками технократии, критикует систему экономики, основанной на эквивалентном обмене на основе стоимости, утверждая, что планетарные запасы ресурсов и энергии используемые «с новой современной технологией и разумной эффективностью» могли бы удовлетворить потребности всего населения планеты в достаточной степени.

Проект достаточно эклектичен и включает взгляды автора на все стороны общественной жизни и различные технологии, в частности на архитектуру и градостроительство.

 

Заключение

Бюрократия  занята тем, что сама разъединяет, атомизирует  его элементы; выхватив из него свою долю, она с великим трудом пытается «сшить» остатки белыми нитками  директивного плана и объявить себя великим интегратором. Не государство  говорит на языке управляемого объекта, а управляемый объект, лишенный своего голоса, вынужден изъясняться на языке бюрократического аппарата и его интересов. Бюрократия превращает общество в казенный дом, в котором свободная самодеятельность населения замещается административным уставом.

Общество, «встроенное» в государство, естественно перенимает от него специфическую композиционно-отношенческую  структуру, сотканную из множества  иерархически взаимосвязанных мест. Отличительной особенностью этих мест является их безраздельная принадлежность государству. Здесь можно быть министром или рабочим, вахтером или инженером, инженером-конструктором или инженером-технологом, художником или ученым, пожарником или учителем - кем угодно, но при огромном профессиональном разнообразии все как один являются служащими у государства и в этой своей униформе вполне сливаются в «социальной однородности». Настоящие различия возникают внутри униформы, когда в общем составе государственных мест выделяется особый управляющий уровень.


Технократическая   идеология   за   последние   десятилетия   получила

распространение практически во всех странах индустриализованного мира. Но  внастоящее время она  сильно  отличается  от  так  называемого  классического

технократизма,   выразителем    которого    был    Т.    Веблен.    Эволюция

технократических  идей происходила, во-первых, от надежды  на  полную  замену

политики  рациональным  научным   управлением   к   стремлению   максимально

деидеологизировать  политику  и  обеспечить  всестороннюю  научно-техническую

экспертизу управленческих решений, а во-вторых, от иллюзий  об  обществе,  в

котором у власти находятся исключительно  инженеры  и  ученые,  к  признанию

технократов одной из властвующих элит современного общества.

      На  стадии  зрелого  индустриального  общества  технократия   начинает

оказывать   существенное   влияние   на   политическую   власть.    Усиление

интенсивности  данного  влияния  связано  с  распространением   в   обществе

технокультуры,    рационализирующей    и    механизирующей     все     сферы

жизнедеятельности. Политическая роль технократии базируется  на  ее  научнойкомпетенции, обладании  специализированной информацией и  методикой  принятияэффективных  решений. В этой связи выполнение властных  функций  технократиеймеет как бы два уровня. С одной стороны, научно-технические специалисты  настадии подготовки управленческих решений, выступая в качестве  экспертов  поотдельным проблемам, обладают возможностью повлиять на  конечный  результат.

С другой стороны, специалисты с  техническим  образованием  стали  все  чаще

занимать  руководящие посты,  причем  не  только  в  промышленной  и научнойсферах.  Образовалась  технократическая  элита,   для   которой выполнениенепосредственно   управленческих   функций   стало   основным содержаниемпрофессиональной   деятельности.    Большинство    современных зарубежныхисследователей сходятся на том, что приоритетное значение в настоящее  времямеет первый способ воздействия.

 

Литература:

 

1.  Акопов Г.Л., Кислицын С.А. Политология. -Ростов н/Д: 2009. - 350 с.

2. Политология  /Под ред. Буренко В.И.2-е изд., стер. - М.: 2013. - 392 с. 

3. Теория и  методы в современной политической  науке/Под ред. Ларсена С.У. - М.,2009.-751с.

4. Политология.Практикум(Учебное  пособие)/Под ред. Решетникова  С.В.- М.,2008.- 256 с.

5. Доунс Э. Жизненный цикл бюрократических структур. М., Изд-во МГУ, 2003

6. Оболонский  А.В. Бюрократия и бюрократизм// Государство и право. - 2004. -  №12.

7. Кокошин  А.А. Технократия, технократы и  неотехнократы. - М., 2009.

8. Семёнов  В.В. Уроки Платона. Наука и политика. - Пущино, 2011

9. Корнеева  М.П. Отречение от бытия // Парадигма:  Очерки философии и теории  культуры. - Вып. 7. - СПб., 2007. - С. 184 - 188.

10. Попов Н.П. Что делать с бюрократией? // Мир измерений.- М.,2010. № 10.-с. 52-61

 

11. Патокина  Е.А, Цикличная бюрократия и  коррупция: человеческий фактор  как связующее звено между  «идеальной» и «неидеальной»  бюрократией // Молодой ученый.-М.,2011.№  11.-с. 92-94

12. Кокошин А.А. Технократия,технократы и неотехнократы// Вестник Академии права и управления.-2009.,№ 16.-с. 5-24


Информация о работе Бюрократия и технократия