Борьба за власть исключительное или нормальное явление в политике? Средства борьбы за власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:16, контрольная работа

Краткое описание

Человеческое общество как социальная макросис¬тема включает в себя ряд подсистем (сфер), основными из которых являются: экономическая, социальная, по¬литическая и духовная сферы. Они представляют собой компоненты общества, его статические составляющие. В каждой сфере действуют люди. Их действия образу¬ют экономическую, социальную, политическую, духов¬ную жизнь общества.

Содержание

Введение
Борьба за власть. Методы борьбы за власть.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

лех. полит.docx

— 25.82 Кб (Скачать файл)

Тема: Борьба  за власть исключительное или нормальное явление в политике? Средства борьбы за власть.

 

Содержание

Введение

Борьба за власть.  Методы борьбы за власть.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Человеческое общество как  социальная макросистема включает в себя ряд подсистем (сфер), основными из которых являются: экономическая, социальная, политическая и духовная сферы. Они представляют собой компоненты общества, его статические составляющие. В каждой сфере действуют люди. Их действия образуют экономическую, социальную, политическую, духовную жизнь общества. Политическая жизнь — многосторонний, многоплановый процесс, в который вовлечены массы людей. Они принимают в нем участие исходя из своих политических интересов, руководствуясь своими взглядами на окружающую действительность.

Особенностью политической жизни, отличающей ее от других форм жизни  общества, является то, что она разворачивается  и функционирует вокруг политической власти, которая составляет центр, главный объект политической жизни народа. Борьба за власть, ее использование, попытки установления над ней гражданского контроля определяют направление и формы политической жизни, ее основное содержание в конкретных условиях данной страны.

Исторический  опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных  действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно выделяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Властные отношении объективно присущи общественной жизни без отношений власти человеческая цивилизация невозможна. В своем общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, принуждение и другие средства.

 

Борьба за власть.  Методы борьбы за власть.

Все в  жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у власти, господствующей в той или иной стране. Исторический опыт показывает, что от того, каким было это начало, многое зависит в ее дальнейшей судьбе. Известно, что власть может сформироваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или революции, которая может стать трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы человеческих жизней, до основания разрушит хозяйство страны. Трагедии, связанные со становлением власти, народ не забывает. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношения между властвующими и подвластными держатся, как правило, на страхе последних.

Иное  отношение у народа к власти, изначально законной, 
официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое изначально правомочное становление власти 
способствует утверждению консенсуса в отношениях общества и 
политической власти, признанию обществом, народом ее права 
на руководящую роль. Следует, однако, отметить, что само по 
себе изначально законное становление власти не есть гарантия 
того, что в дальнейшем эта власть вполне оправдает 
доверие народа.

Власть возникла вместе с появлением человека и вместе с ним прошла длительный путь своего становления  и постоянного совершенствования. В современных условиях также идут процессы развития власти.

Отметим ряд новых тенденций  характерных для власти:

Первая тенденция заключается  в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействии на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества.

Вторая тенденция проявляется  в возрастании фактора легитимности (законности)власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, то есть признания ее обществом.

Третья тенденция —  к разукрупнению политической власти, к развитию системы разделения властей  — одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти.

Четвертая тенденция отражает процесс нарастания в ряде стран конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь привлекательную для всех стран экономическую и политическую стабильность.

     Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Данный процесс идет практически во всех странах и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.

Релятивистские концепции власти (от англ. relation — отношение). В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут«нейтрализовать» ее, предложив ей раздел «зон влияния». Релятивистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности. В их числе стимулирование активности трудовой деятельности, соблюдение норм общественного поведения и др.

Бихевиористские концепции власти (от англ. behaviour — поведение) отношений между людьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредоточении внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать (обладание «политической энергией»). Важную роль играют те блага и привилегии, которые во все времена получают люди, имеющие власть. С обретением власти связано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др.

 Для многих борьба за власть является способом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки. Кроме того, для многих власть над другими людьми является формой наслаждения. В стремлении к властвованию существуют и другие мотивы. Например, возможны сговор или скрытое соглашение между теми, кто заинтересован в поддержке определенной кандидатуры и в финансировании ее борьбы за власть.

Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предложение. Возникает своеобразный «рынок власти» со своими менеджерами, готовящими кандидатов во власть и обеспечивающими их победу на выборах. Поэтому очевидно, что борьба за власть — постоянное, нормальное явление.

Обладание властью не легкая ноша для властвующего человека. Кем бы он ни был— всенародно избранным президентом страны или насильно захватившим власть диктатором — он несет огромную ответственность или перед народом, или перед историей. Но несмотря на «тяжелое бремя власти», многие люди (не все) стремятся к ней, борются за власть всевозможными средствами: демократическими, цивилизованными, насильственными, тайными, заговорщическими и пр.

Борьба за власть представляет собой одну из важнейших сторон политической жизни любого общества. Но методы и средства этой борьбы различны и даже противоположны в демократической и недемократической, тоталитарной политических системах. В тоталитарном обществе, как правило, власть сменяется путем свержения силой прежней власти и утверждения новой. Это основной метод борьбы за власть в таком обществе, а средство — вооруженное восстание или «дворцовый» переворот, в результате которого к власти приходит новый лидер- единоличный или групповой. В условиях тоталитаризма бытует положение, что «власть не передают, а берут, захватывают силой».

В силу такого понимания  основного метода борьбы за власть сама эта борьба становится злом, разрушающим стабильность общественной жизни, наносящим урон материальному производству, ввергающим страну в хаос. Некоторые революционные лидеры и организаторы «дворцовых» переворотов считают захват власти конечной целью своей борьбы, самоцелью. Они рассматривают власть не как средство проведения тех или иных прогрессивных преобразований в обществе, идущих на благо народа, а лишь как удовлетворение своих политических амбиций, желание быть на вершине власти.

Борьба за власть имеет  место и в демократическом обществе. Здесь она выступает обычным и естественным явлением политической жизни. Это — необходимый способ и механизм разрешения политических противоречий, которые всегда имеют место в том или ином виде. Цивилизованное, деловое отношение к политической власти, т. е. как к инструменту политики, средству управления обществом позволяет в правовом государстве относительно спокойно, без каких-либо эксцессов передавать ее из рук в руки, в те руки, тем людям, которые избраны в ходе выборов и которые, по мнению избирателей, готовы ее лучше и эффективнее использовать на общее благо.

Более того, иногда складывается такая обстановка, когда властвующей  политической партии или группе бывает даже выгодно временно передать власть в руки оппозиции, чтобы снять  с себя на некоторое время ответственность  за управление страной, получить время для разработки новой социальной стратегии, исходя из новой ситуации. На очередных выборах партия вновь выдвигает своих представителей в органы власти и в случае благоприятных для нее результатов выборов приходит к власти. Такова в общих чертах технология политической борьбы в демократическом обществе.

Однако нельзя думать, что  в демократическом обществе борьба за политическую власть ведется исключительно «мягкими», цивилизованными, только законными методами и средствами. И здесь немало «недозволенных», незаконных средств используют претенденты на места в парламенте, кресла губернаторов, президентов, премьеров. Это, наверно, потому, что власть в политической сфере дает ее обладателям материальные блага и преимущества, высокий социальный статус в обществе, а также удовлетворяет их желание властвовать над людьми.

Одним из методов борьбы за власть в тоталитарном, а иногда и в демократическом обществе является политическая интрига. Она представляет собой совокупность целенаправленных усилий, игру политических сил или отдельных деятелей, направляющих ход событий к нужным им результатам в условиях создания видимости спонтанного, неожиданного, самопроизвольного развития этих событий. Особой разновидностью политической интриги является политический заговор.

Традиционные инструменты политической интриги в наши дни это физическое устранение, так и к приемам политической и моральной дискредитации соперников. К тому же современность обогатила «инструментальный арсенал» политической интриги целенаправленным использованием процедур демократического общества: например «организацией голосования» или подтасовкой его результатов. В современном российском обществе борьба за власть в целом приобрела демократические формы: многие, в том числе высшие государственные посты замещаются путем всенародных выборов. Однако «традиции» нашего прошлого и сегодня довлеют нередко над некоторыми политическими деятелями. Одной из них является стремление главных участников политической борьбы убрать своих соперников в ходе предвыборной кампании, до дня голосования. Это ведется путем компроматов (чаще всего ложных, подтасованных), различных обвинений за прошлую их деятельность и т. д. До сих пор не исключены из арсенала средств политической борьбы угрозы в адрес соперников и даже их физическое уничтожение (заказные убийства на политической почве).

Сохраняется и другая «традиция» прошлого: стремление участников борьбы за власть привлечь на свою сторону  как можно больше людей, подчас не сведущих в политике, не понимающих истинных целей своего участия в ней. Расширение социальной базы любого движения укрепляет его. Но только в том случае, если участники движения действуют сознательно, понимают цели движения. Бессознательное участие, «стадное» поведение массы народа в политической борьбе только усиливает ее жестокость, недемократичность и в конечном счете вредит самим лидерам, усугубляет нестабильность политической жизни.  

Заключение

Еще в глубокой древности видели неразрывность политики и власти-этих двух важнейших явлений общественной жизни людей. Государство может осуществлять свою политику, управлять обществом, только используя власть над людьми, принуждая их к повиновению.

Власть как общественное явление возникла на самых ранних этапах жизни человеческого общества. В первобытном родоплеменном  обществе власть осуществлялась всеми  членами рода(племени), которые избирали старейшину (вождя). Его моральный авторитет был основанием, источником его власти. Новое качество власть, властные отношения приобрели с возникновением государства и зарождением политики и политических отношений как особой сферы человеческой деятельности. Власть становится атрибутом(неотъемлемым признаком) государственной организации, центром политической жизни общества. Ее необходимость обуславливается  потребностями общественного производства, которое немыслимо без подчинения (в различных формах) всех его участников единой воле – воле государства.  Без власти невозможно в целом общежитие людей, поддержание определенного единства, стабильности общества. Она регулирует взаимоотношения между людьми, примиряет или разрешает возникающие в обществе противоречия и конфликты.  Без власти человеческое общество существовать не может, оно превратится в хаотическое скопление людей, не способное к воспроизводству общественной жизни и деятельности во  всех его проявлениях. В этом заключается необходимость и сущность власти. Власть - это способность и возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей посредством воли, авторитета, прав и насилия.

 


Информация о работе Борьба за власть исключительное или нормальное явление в политике? Средства борьбы за власть