Аристотель о виде власти и формах государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:38, реферат

Краткое описание

Отвергнутым теориям государственного устройства, а также осужденным формам реально существовавших в его время государств Аристотель противопоставляет свой собственный проект идеального государства. По Аристотелю, для построения государства идеального не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки существующего реального человека. Задача политика и законодателя — не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа. Необходимо ввести такой государственный строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы легче всего приемлемым и гибким: улучшить государственный строй — задача менее сложная, чем изначала установить его.

Вложенные файлы: 1 файл

surs.docx

— 18.37 Кб (Скачать файл)

Студент 1 курса Гончар Илья Иванович

Группа ПО-12

                        Проверил Доцент Бессольнов Александр Борисович

 

 

 

СУРС

«Аристотель о виде власти и формах государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвергнутым теориям государственного устройства, а также осужденным формам реально существовавших в его время государств Аристотель противопоставляет свой собственный проект идеального государства. По Аристотелю, для построения государства идеального не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки существующего реального человека. Задача политика и законодателя — не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа. Необходимо ввести такой государственный строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы легче всего приемлемым и гибким: улучшить государственный строй — задача менее сложная, чем изначала установить его.

Состав государства, по Аристотелю, сложен. Государство – понятие сложное; оно, как и всякое другое понятие, представляя собой нечто целое, состоит из многих составных частей. Одна из них – народная масса, работающая над продуктами питания; это земледельцы. Вторая составная часть государства – класс так называемых ремесленников, занимающийся ремеслами, без которых невозможно само существование государства; из этих ремесел одни должны, существовать в силу необходимости, другие служат для удовлетворения роскоши или для того, чтобы скрасить жизнь. Третья часть – торговый класс, именно тот, который занимается куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей. Четвертая часть – наемные рабочие, пятая – военное сословие.

В своих трудах – «Политика», «Этика», «К Никомаху», «Афинская полития» – Аристотель различал уравнивающую (простое арифметическое равенство, например в гражданско-правовых сделках) и распределяющую (геометрическое равенство, при распределении общих благ «по достоинству») справедливость.

  В «Политике» Аристотель пишет о рабстве, семье и собственности. Он выступает за рабство, считая его необходимым. К рабам должны относиться эллины-преступники (по закону) и неэллины-варвары (по природе). Существует разряд рабов, труд которых отделяется от труда ремесленников почти незаметной гранью. "Рабы, по нашему разъяснению, – пишет Аристотель, – распадаются на несколько категорий, так как существует и несколько сортов, работ. Одну часть этих работ исполняют мастеровые, именно такие рабы, которые, как показывает и само наименование их, живут "от своих рук"; к их числу принадлежат и ремесленники".

  Человек, по Аристотелю, – «животное политическое», т.е. не может жить вне государства, вне общества. Человек создает себе семью, но лучше всего политическая природа человека реализуется в государстве, т.е. союзе свободных и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной властей.

  Аристотель считал  семью и собственность естественными  явлениями, предпосылками человеческого  общения и образования государства. В семье отец – господин, его  власть по отношению к детям  – непререкаема, практически как  власть рабовладельца над рабами. Семья – основа государства, отправная  точка его развития. Частная собственность  коренится в природе человека, в его естественной любви к  себе, в страсти к накопительству. Именно с позиций защиты частной  собственности, семьи Аристотель  критиковал оба платоновских  утопических проекта государства.

  Государство есть  продукт естественного развития. Аристотель, как и Платон, воспринимает  государство как цельный организм, основанный на человеческом общении, ведь человек всегда нуждается  в общении. Семья постепенно разрастается  в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством.

Свой проект наилучшего государственного строя он намечает, исследуя реальные, исторически известные или современные формы государства. Аристотель выделяет две главные формы государственного устроения: демократию и олигархию. Демократией называют строй, при котором верховная власть находится в руках большинства, а олигархией – строй, при котором эта власть принадлежит меньшинству. Но, по разъяснению Аристотеля, повсюду зажиточных бывает меньшинство, а неимущих – большинство. Поэтому формальный признак принадлежности к большинству или меньшинству не может, согласно Аристотелю, быть основой для различения олигархии и демократии.

Настоящим признаком отличия олигархии и демократии служит богатство и бедность. Там, где власть основана – безразлично, у меньшинства или большинства – на богатстве, мы имеем дело с олигархией, а где правят неимущие, там перед нами демократия. Другими словами, демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих руках, олигархией – строй, при котором власть находится в руках лиц богатых, обличающихся благородным происхождением и образующих меньшинство. Олигархия и демократия основывают свои притязания на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние – удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия блюдет интересы зажиточных классов, демократия – интересы неимущих классов; общей же пользы ни одна из этих форм государственного устройства в виду не имеет. Отношение между бедными и богатыми – отношение не только различия, но и противоположности.

А так как одни из них в большей части случаев фактически составляют меньшинство, а другие – большинство, то богатые и бедные, по мысли и по словам Аристотеля, "оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу".

  Правильные формы  правления в государстве (по Аристотелю): монархия, аристократия, полития. Они  опираются на законы, нацелены  на общее благо. Неправильные  формы правления в государстве: тирания, олигархия, демократия. Для  них характерно беззаконие, общие  интересы не соблюдаются.

  Идеальное государство, по Аристотелю, – государство «золотой середины», в котором соблюдаются мера и умеренность во всем (от количества законов до размера территории). Опираться полис должен на средний класс. Власть в государстве разделена между различными социальными группами. Часть земли и рабов находится в общей собственности всего народа, другая часть – в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны отдавать нуждающимся. Законодатель должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам мир и досуг.

  Идеи Аристотеля были  восприняты просветителями Нового  времени, многими другими политико-правовыми  мыслителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Богомолов А.С. “Античная философия”.

2. Аристотель Сочинения  в 4-х томах.


Информация о работе Аристотель о виде власти и формах государства