Аристотель и Фома Аквинский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

История политических и правовых учений как наука по своему содержанию представляет школу альтернативного мышления. Она дает возможность при изучении обширного материала и современных политико-правовых учений осмысливать проблемы права, государства и политики с учетом многовековой противоречивой эволюции.
В нашей работе мы рассмотрим политико-правовые учения Аристотеля и Ф. Аквинского. Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель античной политической науки. Его основные трудыы в политико-правовой сфере: «Политика» (около 329 до н.э.) произведение относится к разряду записок, составленных в целях преподавания.

Содержание

Введение………….
1. Политико-правовое учение Аристотеля…..
2. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского……
Заключение…………
Список использованной литературы…….

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа на тему Аристотель и Ф. Аквинский.docx

— 36.23 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа на тему: «Аристотель и Фома Аквинский».

Содержание:

Введение………….

1. Политико-правовое учение Аристотеля…..

2. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского……

Заключение…………

Список использованной литературы…….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История политических и правовых учений как наука по своему содержанию представляет школу альтернативного  мышления. Она дает возможность при  изучении обширного материала и  современных политико-правовых учений осмысливать проблемы права, государства  и политики с учетом многовековой противоречивой эволюции.

В нашей работе мы рассмотрим политико-правовые учения Аристотеля и Ф. Аквинского.

Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель античной политической науки. Его основные трудыы в политико-правовой сфере: «Политика» (около 329 до н.э.) произведение относится к разряду записок, составленных в целях преподавания. В основе «Политики» лежат анализ и сравнение действующих конституций. Считается, что Аристотель вместе со своими учениками изучил конституции 158 государств; «Никомахова этика» (336-322 до н.э.).

Аристотель считал, что  идеи существуют не вне вещей, а в них, как форма. Любая вещь – это единство материи и формы. Какую бы форму ни имела вещь, она в то же время составляет возможность новой формы. Таким образом возникает иерархия форм.

Аристотель полагал, что  человек – это душа, которая  имеет два начала: разумное и волевое. При этом главное начало – разум. У человека есть много природных  импульсов, которые разум должен контролировать. Разум призван определить «точную меру», средний путь. Это путь добродетели, Добродетель – это «середина между крайностями». К добродетелям человека относятся: мужество – это среднее между безрассудством и трусостью, щедрость – это среднее между жадностью и расточительностью, скромность – это среднее между бесстыдством и стеснительностью.

Фома Аквинский (1225/1226-1274) – итальянский католический философ, доминиканский монах. Его основные труды: «Сумма теологии» (1265-1274), «О правлении государей» (1266).

«Сумма» – созданный схоластикой жанр философской литературы, огромный по объему и строгий по композиции обзорно-итоговый труд.

Словарь научных трудов Фомы Аквинского содержит 13 000 000 терминов (весь русский язык, по данным Института русского языка, насчитывает 440 000 слов).

На Фому Аквинского оказал большое влияние Аристотель. Фома Аквинский предложил синтез католической веры и философии Аристотеля.

Цель данной работы –  рассмотреть политико-правовые учения Аристотеля и Ф. Аквинского.

В соответствии с поставленной целью в работе сформированы следующие  задачи.

1. Рассмотреть политико-правовое учение Аристотеля.

2. Рассмотреть политико-правовые взгляды Фомы Аквинского.

3. сделать выводы о  проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политико-правовое учение Аристотеля

 

Политико-правовое учение Аристотеля имело следующее содержание.

Понятие справедливости. Среди  всех добродетелей есть одна, в которой отражены все остальные, то есть – справедливость. Общего определения справедливости у Аристотеля нет. Он выделяет два вида справедливости: распределяющую и уравнивающую. 

Критерий распределяющей справедливости – достоинство. Понятие достоинства меняется: при олигархии ценится богатство, при аристократии – честь.

Согласно принципу распределяющей справедливости благ должно быть больше у тех, кто более достоин. К благам относятся общественное положение, почет, власть и др.

Уравнивающая справедливость предполагает людей совершенно равными, а достоинство не имеет никакого значения. Неважно, кто совершил преступление: достойный или нет, но наказание должно последовать.

Понятие государства. Человек  по своей природе – существо общественное. Государство – это высшая форма человеческого общения. К другим формам общения Аристотель относил семью и общину. Семья – это низшая форма, за ней следуют община и, наконец, государство. Каждая низшая форма содержит в себе возможность высшей формы.

«Государство – сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни». Вне государства в силу своей природы могут находиться «либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек», «либо животное, либо божество».

«Государство создается  не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или животных, чего в действительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют сообщества, стремящегося к благоденствию всех и строящих жизнь по своему предначертанию».

Классификация форм правления  государства. Критерии классификации  – количество правящих и интересы общего блага. Аристотель выделял шесть форм государственного правления: три правильные и три неправильные (табл. 1).

Таблица 1

Формы государственного правления

Правильные

Неправильные

Правление осуществляется в  интересах:

общего блага

блага самих правящих

Монархия

Тирания

Аристократия

Олигархия

Полития (идеальная)

Демократия


 

Идеальная форма правления  государства. Идеальная форма правления  – полития. Полития – это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания двух неправильных форм олигархии и демократии. Олигархия усугубляет существующее имущественное неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бедных.

«Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних...»

Полития – это государство, основой которого является средний класс.

Характеристики политии:

• власть принадлежит «воинам, которые вооружаются за собственный счет»;

• преобладает частная собственность на землю средних размеров, хотя есть и государственная собственность на землю;

• совместные трапезы для обеспечения полисной солидарности; «лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим»;

• самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы граждане «знали друг друга»;

• не входят в состав граждан и не участвуют в законосовещательной и судебной деятельности: женщины, рабы, ремесленники, торговцы;

• полития – полис с обозримой и легко защищаемой территорией;

• умеренный климат (в Греции климат не холодный и не жаркий);

• особый характер граждан. Греки обладают и муже¬ством (как северяне) и умом (как азиаты);

• соединение сословного деления с возрастным: военное – юность; законосовещательное – зрелость; жреческое  – старость.

Правовая теория. Для человека естественно и полезно, считал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а подверженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке заставляет Аристотеля искать его аналог в общественной жизни. Таковым признается закон: «закон – это уравновешенный разум».

Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения.

Общество не может существовать без законов и права: «Человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех...».

Аристотель оправдывает правовое принуждение: «большинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести...».

Классификация права. Аристотель различает право позитивное и право естественное. Под позитивным правом он понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом – неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя: «Естественным правом является любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет».

Естественное право предписывает:

ü разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться;

ü рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»;

ü господство мужа над женой.

По поводу соотношения  естественного и позитивного  права Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался  на критике первого проекта идеального государства Платона. Аристотель –  критик «коммунизма» Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье – это источник радостей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политико-правовые  взгляды Фомы Аквинского

 

Ф. Аквинский — крупнейший представитель схоластики — учения, господствовавшего в католической церкви в средние века. Христианская вера уже воплотилась в стабильную, строгую и всепроникающую церковную  организацию. В столь строгие  формы вводилась и идеология  христианства. Поискам, откровениям, прозрениям был положен конец. Создавалось  догматическое, формализованное учение, основанное на авторитете официально признанной интерпретации священных  писаний. Подход схоластов — рационалистический, формальнологический. Совершенствуя мастерство и изобретательность логических умозаключений, религиозные философы подтверждали догматы веры. Схоластика — это попытка рационального доказательства иррациональных истин, Тогда появилось выражение: «Философия есть служанка богословия».

Схоластика сложилась  в II—XII вв. Учение св. Фомы принадлежит  к так называемой зрелой или поздней схоластике. Особенность егоподхода в том, что он не ограничивается религиозными догмами, не сводит «сумму теологии» только к ним, хотя эти догмы, конечно, представляют для него высшее знание, и им все подчинено. Но для Аквинского была немаловажна и повседневная действительность. Это тоже проявление божественной сути, хотя и несовершенное. В анализе реальности Фома следовал здравому смыслу и широко пользовался античным наследием, причем не мистикой Платона, к которой обращалось первое поколение схоластов, а реализмом Аристотеля и достижениями римского права. Возврат к античным представлениям о праве и государстве, признание языческого (римского) права и естественного характера государства — мужественный шаг Фомы. Тем самым он обновил схоластику, связал ее с действительностью, но в то же время «подложил под нее мину замедленного действия». Рационалистический реализм анализа земных проблем, обращение к античному наследию представляли угрозу для богословской надстройки и готовили почву для идеологии Возрождения, покончившей с монополией католицизма.

Как всякое религиозное мировоззрение, учение Ф. Аквинского основывается на идее божественного создания мира. Этот постулат пронизывает все его  представления о государстве  и праве. Фома создал многоярусную систему  права, т.к. ему приходилось сводить  воедино то, что ему было известно о римском праве с противоречивыми  высказываниями отцов церкви.

На вершине системы  права — так называемый «вечный  закон». Это божественное провидение, Бог создал мир с определенной целью.

Ограниченному человеческому  сознанию вечный закон в его целостности  недоступен. Но чтобы человек мог  следовать божественному предопределению, он был наделен способностью постигать отдельные максимы вечного закона, распознавать то, что ему соответствует, а что — противоречит. Человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения. На этой основе он вырабатывает определенные рационалистические принципы, составляющие естественный закон. Он порожден разумом человека подобно тому, как

вечный закон заключен в божественном разуме. Естественный закон можно определить и как  общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев.

Наконец, человеческий закон  — позитивный, признается людьми по их воле. Аквинский разделяет традиционную для древности и Средневековья  позицию: творить законы — не дело человека. Он может лишь признавать, что та или иная норма соответствует  естественному закону и в таком  случае человек обязан ей следовать. Законы создает природа, диктует  разум, а человек лишь признает их, придает им четкую форму, санкцию.

Информация о работе Аристотель и Фома Аквинский