Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. И становится очевидным, что монополии оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Антимонопольная политика государства………………………………4
2.Практические аспекты антимонопольной политики государства……11
2.1 Антимонопольная политика США……………………………………12
2.2 Антимонопольная политика России…………………………………..17
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Вывод: рассмотренные черты российского Закона роднят его с зарубежным антимонопольным законодательством, но он имеет и отличительные характеристики. Наиболее значимой среди них является включение в число субъектов монополистической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это само по себе доказывает особые условия применения антимонопольного закона России, когда ещё имеют место рецидивы незаконного монополизма, основанного на властной и региональной почве. 
А также было рассмотрено антимонопольное законодательство России. Основными документами в России, регламентирующими деятельность монополий, являются: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.), а также Закон «О естественных монополиях» (1995 г.). Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержка предпринимательства. А также рассмотрели ряд объективных трудностей с проведение антимонопольной политики средних долгосрочных издержек монополистической отрасли. 

В данной главе было рассмотрена антимонопольная политика в США и в России. А также была рассмотрена антимонопольная политика в общем. Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. 
В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах запада. Особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США основывается на прецедентной системе. 
В США антитрестовское законодательство стало развиваться с 1890 г., когда был принят первый антитрестовский документ - Акт Шермана, который ограничивал власть формировавшихся трестов. В дальнейшем антитрестовское законодательство дополнялось, создавалась структура исполнительной власти - в 1914 г. организована Федеральная торговая комиссия, позже - антитрестовский отдел Министерства юстиции США. Подобных антимонопольных законов в России сейчас нет. Следить за выполнением антимонопольного законодательства в России призвано Министерство по антимонопольной политике и защите предпринимательства. Основой российского антимонопольного законодательства является ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших компаний. 
Необходимы соответствующие правовые, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям, по практическому воплощению экономической политики государства, понятных правил “игры”. 
Решение проблем видится не в том кому предоставлять право решать, а в реальном исполнении, в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путём более тщательной экономической и правовой регулировки. 

Заключение

В процессе работы мне удалось определить то, что: 
1) Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль;

2) Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

а) Монополия возникает из господства в производстве; 
б) Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке; 
в) Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль; 
3) Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба; 
4) Существует много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на делении на естественные и искусственные монополии; 
5) Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений; 
6) Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути нежели зарубежные; 
7) Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной; 
8) Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства; 
9) В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся; 
10) Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами; 
11) При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма; 
12) Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии; 
13) В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций; 
14) Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода. 
15) Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах. 
16) Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий. 
17) Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства 
18) Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

Рыночные отношения в РФ, как известно, находятся на стадии становления, сталкиваясь с огромными трудностями, препятствиями, противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется. 
 
В контрольной работе я рассмотрела основные причины возникновения монополий; что собой представляет антимонопольная политика и как её регулировать. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольную политику как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики различных стран. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.  
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Государственное регулирование национальной экономики / Под ред. Н.А. Платоновой, В.А. Шумаева, И.В. Бубушевой, 2008
  2. Князева И. В. Антимонопольная политика государства / И. В. Князева. М.: Омега-Л. 2009.
  3. Кушлина В. И. Антимонопольная политика государства / В. И. Кушлина. М.: Государственное регулирование рыночной экономики. 2005.
  4. Сероокая А. Антимонопольное законодательство и конкуренция / А. Сероокая // Бизнес и закон. 2008.
  5. Комаров В. В. Антимонопольная политика государства / В. В.Комаров. М.: Инвестиции и лизинг. 2001 Комаров В. В. Антимонопольная политика государства / В. В.Комаров. М.: Инвестиции и лизинг. 2001.
  6. Жидков О. Антитрестовское законодательство США. / О. Жидков. М.: 2002.
  7. Качалин В. В. Система антимонопольной защиты общества./ В. В.Качалин. М.: ЮНИТИ, 2005.
  8. Сухотин Ю. В. Монополизм и антимонопольная политика./ Ю. В. Сухотин. М.: Дело. 2003.
  9. Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России http://fas.gov.ru/ 

 


Информация о работе Антимонопольная политика государства