Антикоррупционная политика. Региональное измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Коррупция, захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить на своей почве демократические устои. Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя.

Содержание

Введение

Глава 1. Антикоррупционная правовая политика современной России.

Понятие антикоррупционной политики как функции государства.
Правовые принципы антикоррупционной политики государства.
Особенности российской антикоррупционной политики.
Партнерство государства и гражданского общества в борьбе с системностью коррупции в России.

Заключение.

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

Коррупция способствует несправедливому  перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства  среди населения, обнищание значительной части общества и возрастанию  социальной напряженности в стране.

В 2008 году органами военной  прокуратуры было проведено 29,3 тыс. проверок соблюдения органами военного управления и воинскими должностными лицами прав и социальных гарантий военнослужащих.40 Большое внимание уделялось выявлению коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц. Выявлено 7408 нарушений закона в данной сфере, возмещен материальный ущерб на общую сумму 481,5 млн. руб. в 2008 году размер материального ущерба, причиненного воинским частям и учреждениям в результате преступных деяний этой направленности, возрос 2,1 раза и составил 1,6 млрд. руб.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции  не существует единственного общепринятого  определения. Оно может быть дано, исходя из конкретных форм проявления этого феномена. Коррупция (от лат. Corrumpere – «растлевать») – неюридический термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам и законам. Наиболее часто этот термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. В европейских языках этот термин имеет большую семантику, происходящую из исходного значения слова. Еще более широкое определение коррупции можно дать, если рассматривать ее как принадлежность к особому типу социальной системы. В таком контексте коррупция тесно связана с размерами управленческого аппарата: стремление «обуздать» коррупцию создает дополнительные контролирующие органы, что приводит к разрастанию коррупционных связей.

Выделяют так называемую деловую и бытовую коррупцию, которая возникает при взаимодействии рядовых граждан и чиновников. Ее проявлением выступают подарки  от граждан и оказание услуг должностному лицу и членам его семьи. Сюда же входит кумовство. Можно предполагать, что как деловая, так и бытовая  коррупция имеют одну степень  интенсивности по регионам РФ.

Каковы же возможные методы борьбы с этим столь опасным и, тем не менее, весьма укоренившимся явлением?

Один из них – дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства. ФЗ «О противодействии  коррупции» от 25 декабря 2008г. помимо общих  установок о принципах и задействованных  органах власти раскрывает лишь некоторые  аспекты антикоррупционной деятельности, которые уже хорошо известны действующему законодательству о государственной  службе (прозрачность доходов государственных  служащих, информирование о коррупционной  практике, конфликт интересов, ограничения  в связи с оставлением государственной  службы), в то время как без  регулирования остаются многие важнейшие  направления антикоррупционной  работы. 
 
Так в определении коррупции, данном в этом законе, указывается только на корыстные мотивы коррупционных нарушений, связанные с имуществом или деньгами. Однако при таком определении не учитывается сфера нематериальных услуг, которая зачастую даже выгоднее для коррупционеров и труднодоказуема.

Далее, не предусмотрен жесткий  механизм декларации сведений доходов  и имущества высокопоставленных чиновников и членов их семей –  данная норма не работает, сведения подаются далеко не всеми.

Другим не менее эффективным  методом борьбы с коррупцией является экспертиза правовых актов на коррупциогенность. Ведь только в России существует такое  понятие, как «взяткоемкость закона». В данной связи этот метод приобретает  особую значимость. Основу правовой базы работы по снижению коррупционных рисков законодательства РФ является ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. В частности, п. 3 ст. 5 Конвенции устанавливает, что в рамках политики и практики предупреждения и противодействия коррупции каждое государство-участник стремиться, периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Основные задачи такой  экспертизы как одного из превентивных способов противодействия коррупции, влияющих, прежде всего, на причины, а  не на внешние проявления коррупции; выявление норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений; выработка  предложений по устранению таких  норм; выработка рекомендаций по дополнению правовых актов или их проектов нормами, препятствующими совершению коррупционных  правонарушений; общая оценка последствий  принятия проектов правовых актов в  части создания условий совершения коррупционных правонарушений и  определение возможной эффективности  борьбы с коррупционными правонарушениями.

Думается, что Государственной  Думе РФ следует разработать более  специализированную и детальную  методику анализа коррупциогенности  актов внутреннего законодательства, которая бы учитывала их предметные особенности и специфику правового  регулирования. 
Сложности, связанные с выявлением и разоблачением коррупционеров, заставляют некоторых специалистов говорить о необходимости легализации еще одного метода борьбы с этим явлением – провокации. В юридических изданиях появляются публикации, одобряющие или во всяком случае, допускающие провокацию как средство борьбы со взяточничеством. На мой взгляд, в сложившихся условиях «все средства хороши». Так почему бы не использовать этот старый, проверенный и достаточно эффективный метод наряду с другими? Но дабы этот метод был узаконен, следует исключить из законодательства понятие провокации.

 

 

Заключение. 

Антикоррупционная правовая политика государства может быть эффективной только в случае, если она опирается на благоприятную  «внешнюю среду»:

  • на легитимную и эффективную государственную власть, стабильную демократическую политическую систему;
  • активно функционирующие институты гражданского общества;
  • высокий уровень общей и правовой культуры и правосознания граждан и должностных лиц.

К сожалению, в Российской Федерации подобная благоприятная  среда пока не сформировалась. 
12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года,56 в которой коррупция названа одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности наряду с разведывательной и иной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств, а также деятельностью террористических транснациональных преступных организаций и группировок. В Стратегии национальной безопасности указано, что среди главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией.

Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействии  коррупции" закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием этого  Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной  и муниципальной власти. И процесс  совершенствования антикоррупционного законодательства в нашей стране далек от своего завершения и для  этого предстоит много трудиться  всем: ученым, юристам-практикам, педагогам, руководителям. В учебные программы  вузов вносятся изменения, связанные  с необходимостью подготовки специалистов, способных противодействовать коррупции  с учётом изменений большого массива  нормативно-правовых актов. 

 
Подобные меры объясняются тем, что  коррупция – это опасное социальное зло. Она приобрела системный  характер. В таких условиях недостаточно обычных мер борьбы с этим явлением. С точки зрения уголовной ответственности  коррупционные нарушения относятся  к плохо раскрываемым и трудно доказуемым преступлениям. Поэтому  так важны превентивные меры широкого спектра.

 
Одним из превентивных направлений  борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего  совершению государственными служащими  коррупционных сделок. 

 
Реализация антикоррупционной политики в современной России должна вестись  в трех ее направлениях развития (правотворчество, правоприменение и правосознание). 

 
В целях совершенствования действующего законодательства РФ в части, касающейся противодействия коррупции необходимо решение следующих вопросов:

- обеспечение большей  открытости в деятельности судебных  органов и прежде всего судов  общей юрисдикции;

- дополнительная правовая  регламентация осуществления мероприятий  оперативно-розыскной деятельности  по коррупционным преступлениям  и дальнейшей реализации принципа  специализации в этом направлении  деятельности правоохранительных  органов; 
- более точное определение показателей, при наличии которых требуется антикоррупционная экспертиза законов, нормативных актов и их проектов; - определение конкретных временных рубежей и порядка ликвидации коррупциогенных факторов в действующем законодательстве РФ;

- уточнение статуса и  функциональных возможностей общественных  организаций и государственно-общественных  структур по участию в антикоррупционных  экспертизах. 
- Усилить в системе подготовки юридических кадров меры по повышению профессионального уровня специалистов в указанном направлении.  
- Полагать целесообразным и своевременным внедрение в учебный процесс вузов специальной дисциплины «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности служащих органов государственной власти».

В интересах обеспечения  комплексного подхода в осуществлении  антикоррупционных мер государства  необходимо выходить за рамки узкоюридических  способов борьбы с коррупцией в обществе, создавая мотивационные основы к  правовому поведению через формирование антикоррупционного правосознания  у должностных лиц, активной гражданской  позиции у государственных служащих и населения, что предполагает тесную взаимосвязь мер правового и  морального воспитания с мероприятиями  общественного контроля. 

 

 

 

 

Библиографический список использованной литературы

 
Нормативные акты.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
  2. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568 //Российская газета, 2008, 5 августа
  3. Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» от 13.04.2010 (http://www.korupcii.net)
  4. Указ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими» от 20.09.2009 г.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".
  6. Федеральный закон от 23 декабря 2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета 30 декабря 2008. -№4823.
  7. Федеральный закон от 15.07.1995г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. -№29. -Ст.2757.
  8. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004г. №79-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2004. -№31. -Ст.3215.
  9. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 2006. -№12.-Ст. 1231.
  10. Проект ФЗ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (был подготовлен группой ученых и внесен в Госдуму 19июня 2002г)
  11. Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией».
  12. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 8.03.2006г.  
    №40-ФЗ. 
    13. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460  
    «О Национальной стратегии противодействия коррупции и  
    Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011  
    годы». /Российская газета. 13.04.2010 г.

14. Указ Президента РФ  № 537 «Стратегия национальной  безопасности  
Российской Федерации до 2020 года» 12 мая 2009 г./Российская  
газета. От 13 мая 2009 г.

 

 


Информация о работе Антикоррупционная политика. Региональное измерение