Актуальные проблемы внешней и внутренней политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время противоречия глобального развития заставили цивилизованных участников международной жизни уделять все больше внимания вопросам предотвращения ракетно-ядерной войны; организации превентивных мер по предотвращению межэтнических и межконфессиональных конфликтов и их локализации; предотвращению техногенных катастроф и ликвидации их последствий; борьбе с терроризмом, контрабандой наркотиков, с голодом, болезнями, совместным мероприятиям по охране окружающей среды и ликвидации источников и последствий её загрязнения.
Целью данной контрольной работы является анализ актуальных проблем внешней и внутренней политики России.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 3
1. Внешняя политика России

1.1. Глобальные проблемы современности . . . . 4

2.1. Приоритетные направления и проблемы внешней политики России . . . . . . . 5

2.Внутренняя политика России
2.1. Основные направления реализации социальной политики . . . . . . . . 9

2.2. Проблемы социальной политики России и пути их разрешения . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . 13
Список литературы . . . . . . . . . 14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

 
План работы: 
 
Введение . . . . . . . . . . . 3

  1.  
    Внешняя политика России

 
1.1. Глобальные проблемы современности  . . . . 4 
 
2.1. Приоритетные направления и проблемы  
 
внешней политики России . . . . . . . 5

  1.  
    Внутренняя политика России
    1.  
      Основные направления реализации

 
социальной политики . . . . . . . . 9 
 
^ 2.2. Проблемы социальной политики России  
 
и пути их разрешения . . . . . . . . 11 
Заключение . . . . . . . . . . 13 
Список литературы . . . . . . . . . 14 
 
Введение.

Политика - это искусство управления государством, ведение государственных дел, сущность деятельности органов власти. Политика всегда отражает определенные интересы, обусловливается экономическим состоянием общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития.

Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Вместе с тем политика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее в концентрированном виде.

Основные направления  внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента РФ парламенту России одновременно является посланием стране. Правительство РФ ежегодно заявляет о приоритетах промышленной и социальной политики.

 
В последнее время противоречия глобального развития заставили  цивилизованных участников международной  жизни уделять все больше внимания вопросам предотвращения ракетно-ядерной войны; организации превентивных мер по предотвращению межэтнических и межконфессиональных конфликтов и их локализации; предотвращению техногенных катастроф и ликвидации их последствий; борьбе с терроризмом, контрабандой наркотиков, с голодом, болезнями, совместным мероприятиям по охране окружающей среды и ликвидации источников и последствий её загрязнения. В дополнение необходимо принять во внимание проблемы численности населения, энергоресурсов. Важной составной частью внутренней политики является экономическая безопасность, а также проведение социальной политики: социальное страхование, социальная защита работников, политика в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику.  
^

Целью данной контрольной  работы является анализ актуальных проблем  внешней и внутренней политики России.

 

  1. Внешняя политика России.

Специфика внешней политики обуславливается тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время более 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений.

 
1.1. Глобальные проблемы  современности - это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств:

  •  
    Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития, разумности производства и потребления, сохранение экологического баланса Земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации, ибо от ее решения, в конечном счете, зависит решение всех остальных проблем.
  •  
    Из всех глобальных проблем проблема войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. Усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений - своеобразную раковую опухоль человечества.
  •  
    ^ Разрешение межэтнических противоречий. Национальные трения существовали, и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия. Многонациональное общество изначально менее стабильно, чем этнически однородное общество. К числу мер, ведущих к разрешению этнических противоречий, можно отнести: передачу существенной доли власти этнорегиональным территориям; принятие избирательных законов, стимулирующих межэтнические переговоры; создание условий для роста благосостояния экономически неблагополучных меньшинств.
  •  
    ^ Экологическая проблема в ее современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия и переросла в экологический кризис, который представляет собой резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.
  •  
    Проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом.

 
2.1. Приоритетные направления  и проблемы внешней политики  России:

  •  
    Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной задачей внешней политики самостоятельной России является укрепление ее международных позиций, разработка новой военно-политической доктрины. На реализацию этой задачи нацелены Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.
  •  
    В фокусе внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере ее интересов, в том числе с бывшими социалистическими странами. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.
  •  
    Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере.
  •  
    ^ В Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия должна зорко следить за Китаем, чтобы не допустить военного выплеска его энергии ни на Тайвань, ни на собственные территории; непосредственным инструментом данного сдерживания должны выступать США или НАТО.
  •  
    ^ Равноправное развитие отношений с США, противодействие установлению «однополюсного» мира. Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдение положений Договора по ПРО.
  •  
    Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Россия не может остановить расширение НАТО, однако должна внятно и однозначно трактовать это как недружественный шаг и ограничивать выгоды новых членов НАТО от сотрудничества с собой. Отношения России с Североатлантическим альянсом осложнены в связи с планами по расширению НАТО на Восток, в том числе по ускоренному приему Грузии и Украины, а также приближение военной инфраструктуры к российским границам (создание баз в Румынии и Болгарии) и нератификация соглашений об адаптации договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
  •  
    ^ Участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.
  •  
    Распространение ядерного оружия приобретает неконтролируемый характер. Выходом является создание новой системы коллективной безопасности, предоставляющей государствам альтернативные, более традиционные, в основном дипломатические методы обеспечения своей безопасности и суверенитета. Оно потребует отказа США от политики одностороннего применения силы; вербальное убеждение США в непосильности для них этой политики – объективная миссия России.
  •  
    ^ Защита прав граждан России и соотечественников, где бы они ни были. Любой гражданин России должен чувствовать там себя как дома и получать активную, инициативную поддержку.
  •  
    ^ Грузинско-российский вооруженный конфликт. Конфликт порождается сложнейшей комбинацией различных причин. Здесь и особенности «порывистого» грузинского характера, и особенности характера именно Саакашвили, переходившего от молитв в церкви перед встречей с российским президентом к личным оскорблениям и прямо провоцировавшего нас, и психологические особенности наших лидеров и их теперешней ситуации, и много другого. Атмосфера холодной войны предполагает ее периодические переходы в локально горячие состояния. Следствием этого стало признание независимости Абхазии и Южной Осетии.
  •  
    ^ Северный Кавказ – это пороховая бочка, и совершенно не представимо, что могут быть независимые Южная Осетия и Абхазия и рядом, под боком – спокойные субъекты Российской Федерации Чечня и Ингушетия. И если каким-то чудом удалось бы стабилизировать признанную хотя бы частью государств Южную Осетию, то через некоторое время не южные осетины станут просить об объединении с северными в рамках Российской Федерации, а северные – о присоединении к Югу. И так же не представимо, что может быть присоединение к России Абхазии (достаточно жизнеспособного и свободного общества, интеграция которого в российскую систему «властной вертикали» без кровопролития невозможна) и Южной Осетии при сохранении спокойствия на Северном Кавказе.
  •  
    ^ Энергетическая доктрина. Удорожание нефти носит фундаментальный характер и отражает общую нехватку энергоносителей и превращает российские нефть, газ и уголь из коммерческого в стратегический, геополитический ресурс – главный ресурс России во внешней политике. При освоении природных ресурсов следует обеспечивать максимальное влияние российского капитала – как частного, так и государственного. Фундаментальная задача в сфере структурных преобразований - повышение степени переработки экспортируемой продукции. Интенсификация развития не отменяет необходимости освоения новых месторождений, в первую очередь Ямала и Штокмана, и восстановления масштабов геологоразведки, достаточных для устойчивого развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в стратегической перспективе.

 
Задача, которую Россия должна решить во внешнеполитических отношениях, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы. 
 
^ 2. Внутренняя политика России. 
 
2.1. Главной проблемой внутренней политики России является реализация социальной политики. В последние десятилетие тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются. Каковы же основные функции социальной политики? 
 
Во-первых, это функция регулирования воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, функцией социальной политики является поощрение прогрессивных мотиваций к труду. В-третьих, к числу функций социальной политики относится социальная защита населения.  
 
Основные направления реализации социальной политики 
 
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальной страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику.

  •  
    ^ Социальное страхование - наиболее важная часть социальной политики государства. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска. В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым, в экономическом отношении, членам общества. Социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают наряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора.
  •  
    Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях.
  •  
    Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.
  •  
    Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу.
  •  
    Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается как инструмент социальной политики. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство.

 
2.2. Проблемы социальной  политики России и пути их  разрешения. 
 
Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность общества служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответственных действий властей. 
 
Нынешняя социальная политика не соответствует новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении некоторых категорий населения и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным механизмам. В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации. 
 
Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики, а именно:

  •  
    Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;
  •  
    Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;
  •  
    Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
  •  
    Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;
  •  
    Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
  •  
    Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
  •  
    Борьба с преступностью.

 
Просчеты государства в сфере  социальной политики ведут к росту  бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного  формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении. Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. При значительных бюджетных средствах, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична. 
 
В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

Информация о работе Актуальные проблемы внешней и внутренней политики России