Авториторизм и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть формы авторитарных режимов в современном мире.
Исходя из цели, формируются задачи контрольной работы:
1. раскрыть сущность авторитарного политического режима;
2. рассмотреть основные причины и виды авторитаризма.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и особенности авторитарного политического режима.
Глава 2.Структурные особенности авторитарной политической системы.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

Российский  Государственный Социальный Университет

Филиал г. Клин

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Авторитаризм и его характеристика»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Щербань В.Ю.

Факультета  «ГМУ»; 2 курс

 

 

 

 

Содержание

 Глава 1. Сущность и особенности авторитарного политического режима.

Глава 2.Структурные особенности  авторитарной политической системы.

  Заключение.

  Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

В современном мире около  двухсот стран - общностей людей, совместно проживающих на одной  территории и объединяемых общими демографическими, историческими, экономическими, культурными  аспектами. На политической карте мира эти общности людей объединены в  государства. Что же отличает государство от обычного множества людей, что позволяет нам говорить о государственности того или иного общества? Государство в современном понимании характеризуется, прежде всего, суверенитетом, наличием определенной закрепленной территории, одного или нескольких государственных языков, собственной системы управления, и, самое главное, государственным строем и политическим режимом. Таким образом, можно сказать, что политический режим – одно из центральных понятий политологии и теории государства - является отличительным признаком любого государства, составным элементом формы государства. Современный мир настолько многообразен, что на политической карте сегодня можно найти государства практически со всеми известными науке политическими режимами. Сегодня в связи с развитием международных отношений, сближением многих государств с одной стороны, и многочисленными политическими и военными конфликтами, с другой стороны, проблема определения политического режима становится ведущей задачей историков, политологов, специалистов по международным отношениям.

Цель контрольной работы – рассмотреть формы авторитарных режимов в современном мире. 
Исходя из цели, формируются задачи контрольной работы: 
1. раскрыть сущность авторитарного политического режима; 
2. рассмотреть основные причины и виды авторитаризма. Государственное устройство и политический режим не раз становились темами теоретических и практических исследований, проводимых ведущими российскими учеными: Алексеевым С.С., Денисовым А.И, Лазаревым В.В., Петровым В.С. и некоторыми другими.

 

 

1. Сущность и особенности авторитарного политического режима

Авторитаризм обычно характеризуется  как тип режима, который занимает промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает  на сущностные признаки явления в  целом, даже если четко вычленить  в нем черты тоталитаризма  и демократии.Сущностно значимым при определении авторитаризма  является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены  больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко  разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в  политическом мышлении, мнениях и  действиях, мирится с наличием оппозиции.1

Авторитарный режим —  государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой  и т.д.) при минимальном участии  народа. Авторитаризм присущ власти и  политике, но основания и степень  его различны.2

В качестве определяющих могут выступать  природные, прирожденные качества политического  лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные  ситуацией (необходимостью особого  рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.

В настоящее время во многих современных  странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем  весьма позитивно оценивали и  оценивают данный тип организации  власти.3

Исторически авторитаризм существовал  в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах (например, античные греческие и  восточные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные абсолютистские режимы и т.д.). Его теория была впервые  разработана ультраконсервативными  и реакционными теоретиками начала XIX в. как ответ на Французскую революцию и социалистические движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом. С развитием индустриального общества идея авторитаризма стала принимать оттенки конструктивной политической идеологии. Контрреволюционная (у Ж. де Местра) идея порядка утратила монархическую ориентацию, отпала концепция абсолютистского авторитаризма: абсолютная и независимая от людей власть короля - это причина политики; его министры (аппарат власти) - это средства; общество подданных, которые повинуются, - это следствие (Л. де Бональд).4

Авторитаризм стал в XIX веке постоянным и важным течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать. К концу века авторитаризм стал рассматриваться как средство мощной национальной и социальной мобилизации и управления сверху процессом государственного строительства (Г.Трайчке). Испанец Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей диктатуры») в качестве наиболее оптимальной формы политического обеспечения перехода отсталых стран к современной демократии.

В первой половине ХХ века показательна авторитарная доктрина крайне правого  французского идеолога и политика Ш.Морраса, для которого индустриализация, проникновение  государства в общество, высокая  мобилизация народа как средство осуществления политики - объективные  и неизбежные условия авторитаризма. Авторитаризм XX века в подобных трактовках стал все чаще принимать националистический антидемократический характер, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов. Фашизм довел теорию и практику авторитаризма до крайних тоталитарных форм.5

2. Структурные особенности авторитарной политической системы

Обобщая и систематизируя исторический опыт функционирования авторитарных систем и режимов, можно выделить наиболее устойчивые структурные особенности  организации этого типа власти. Так, в институциональной сфере авторитаризм отличается прежде всего организационным  закреплением власти узкой элитарной  группировки (или лидера). Соперничество  конкурирующих элитарных группировок  за власть, как правило, осуществляется в форме заговоров, путчей, переворотов. Стремление власть предержащих утвердить  свое положение подкрепляется полным доминированием структур исполнительной власти над законодательной и  судебной.6 Недооценка и игнорирование представительных органов, означающая разрыв государства с интересами широких социальных слоев, обусловливает низкий уровень гражданской самодеятельности и слабость горизонтальных связей внутри общества. Такое постоянное усечение механизмов представительства интересов населения сокращает социальные источники власти и способы ее легитимизации, в конечном счете, предопределяя и слабость вертикали власти.

Политический плюрализм в политических системах авторитарного типа строго дозирован. Множественность политических сил инициируется властями и не способна вызвать угрозу сложившимся порядкам. В то же время концентрация в руках  собственных прав и полномочий практически  означает полное устранение оппозиции  с политической арены. Жесткий стиль  властвования не дает возможности институциализировать компромисс в политической жизни, наладить поиск консенсуса при принятии государственных  решений.87

С нормативной точки зрения авторитаризм отличается постоянным и преимущественным использованием силовых методов  регулирования социальных и политических конфликтов. Как указывает X. Линц, для этого типа власти характерна четко очерченная компетенция властей и их функций во вполне предсказуемых границах. Правила игры строго поддерживают господство одной группы. Концентрация власти предполагает систематическое использование по преимуществу закрытых от общественности способов принятия решений, стремлением поставить под контроль основные формы общественной самодеятельности, в том числе в экономической сфере. Ввиду того что в таких обществах, как правило, складываются политические отношения сверхбогатых и сверхбедных слоев населения, власть характеризуется высоким уровнем нестабильности.8

В информационно-коммуникативной  сфере для авторитаризма характерен низкий статус идеологических способов удержания и укрепления власти, засилье  односторонних каналов в основном официального информирования общества. На информационном рынке полностью  доминируют проправительственные СМИ, отсутствуют свобода слова, гарантии равной конкуренции. В общественном мнении, в силу осознания широко распространенной коррупции и продажности  властей, складываются мощные настроения пассивности и разочарованности во власти.9

 

Заключение

Теоретические и практические исследования политических режимов, их типологии  и их существования в той или  иной стране в исторической перспективе  и в настоящее время являются значительной областью исследований в  политологии и новейшей истории. Проведенное исследование позволило дать наиболее полное определение термина «политический режим», рассмотреть различные подходы к этому понятию и классификации, предложенные различными учеными. Рассматривая тот или иной политический режим в каждой конкретной стране необходимо помнить о существенном различии между теорией и практикой, о существовании многих формальных демократий, где общество живет по авторитарным законам и принципам и, напротив, о монархиях, где управление страной осуществляется с соблюдением всех демократических принципов.

 Неудивительно, поэтому, что  целью во многих формально  признанных демократических государствах  считается построение демократии  и открытого общества - основного  гаранта соблюдения демократических  принципов. Среди основных преимуществ  демократии необходимо отметить  обеспечение прав и свобод  каждого отдельного гражданина, в том числе защиту меньшинств, главенство права и закона (что  обеспечивает наивысший уровень  законности и порядка), подотчетность  избранных в честных, свободных  выборах властей (меньшинства)  народу (большинству), что существенно  ограничивает произвол и вседозволенность  властей. Несмотря на видимые  преимущества демократического  устройства государства, в современном  мире немало государств, живущих  по принципам недемократических  режимов – тоталитарного и  авторитарного. Основной чертой  этих режимов является ограничение  личных прав и свобод человека  и гражданина, стремление к полному  (тотальному) контролю государства  и власти над жизнью общества  – от личной жизни отдельных  людей до контроля в экономике.  Существуют, однако, некоторые различия  между тоталитаризмом и авторитаризмом.

Многие полагают, что авторитаризм является более «мягким» по сравнению  с тоталитаризмом режимом, которые  постепенно может трансформироваться в либеральный, демократический  режим, так как авторитаризм допускает  некую степень свободы в политике (существование многих партий, тем не менее, лояльных правящей) и в экономике (авторитарные власти не стремятся к контролю над бизнесом и другими сферами экономики). Историческое развитие современного общества доказало неконкурентоспособность всех прочих режимов по сравнению с демократическим; и сегодня мы, с одной стороны, являемся свидетелями появления на политической карте мира все большего числа демократических государств, а также перехода к реальным демократиям в формально признанных демократических государствах, а с другой стороны – укрепление и ужесточение тоталитаризма в антидемократических государствах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Авторитаризм и власть // Социально-политический журнал. 1997. №3.

2.Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. – М., 1996.

3.Баранов Н.А. Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке. – СПб., 2001.

4.Баранов Н.А. Популизм как политическая деятельность. – СПб., 2002.

5.Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

Информация о работе Авториторизм и его характеристика