Политика как общественный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Неслучайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469-1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

Содержание

1. Политика как общественный феномен.
2. Парадигмы политики:
а) теологическая;
б) натуралистическая (геополитика, биополитика, психополитика);
в) социоцентристская;
г) культурологическая;
д) парадигма консенсуса;
е) парадигма конфликта.
3. Соотнесение политики с другими сферами общественной жизни:
а) экономикой;
б) правом;
в) моралью;
г) религией.
4. Роль политики в общественном развитии.
5. Субъекты и объекты политических отношений.
6. Соотношение целей и средств в политике.
7. Политика, политическое насилие и ненасилие.

Вложенные файлы: 1 файл

политика.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

План

1. Политика как  общественный феномен.

2. Парадигмы  политики:

а) теологическая;

б) натуралистическая (геополитика, биополитика, психополитика);

в) социоцентристская;

г) культурологическая;

д) парадигма  консенсуса;

е) парадигма  конфликта.

3. Соотнесение политики с другими сферами общественной жизни:

а) экономикой;

б) правом;

в) моралью;

г) религией.

4. Роль политики  в общественном развитии.

5. Субъекты и  объекты политических отношений.

6. Соотношение  целей и средств в политике.

7. Политика, политическое насилие и ненасилие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политика  как общественный феномен.

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий  философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика – это  цивилизованная форма общности, которая  служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

Если в политическом управлении небольшими городами-государствами  непосредственно участвовали все  граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Неслучайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469-1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

По мере роста  разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более  размытым, поскольку целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".

В массовом сознании политика обычно отождествляется с  управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характеристикой активного человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия".

Подобные интерпретации  политики указывают на важные стороны  этого сложного явления; они, в частности, характеризуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчерпывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские группы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выявления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.

Политика как  сфера деятельности по руководству  обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Конституции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не требовалось бы никакого правительства». Однако до тех пор пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек свободен пользоваться им, а в обществе существует "неравное распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воздействовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

2. Парадигмы  политики:

а) теологическая;

б) натуралистическая (геополитика, биополитика, психополитика);

в) социоцентристская;

3. Соотнесение  политики с другими сферами  общественной жизни:

а) экономикой;

б) правом;

в) моралью;

г) религией.

Политика неразрывно и многообразно связана с другими  сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, политика и сама оказывает на них воздействие, приобретая определенные черты и свойства. В настоящее время чаще анализируется связь политической сферы с материально-производственной, социальной и духовной сферами, а также с правом. Иногда правовая сфера включается в политику, особенно когда речь идет о государственно-политической сфере жизни общества.

В политической мысли  далеко не сразу удалось развести политику с другими сферами общественной жизни. Со времен Древней Греции и до XTV—XVIII вв. господствовали взгляды, представлявшие политику как универсальную форму человеческой активности, которая обеспечивает целостность и справедливость существования общественного организма, способ коллективного существования людей. Разделение политики и гражданского общества, которое осуществили Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк и другие мыслители, положило начало более точному пониманию связей политики с другими областями жизни. Можно выделить три основных подхода к соотношению политики с другими сферами жизни и явлениями общества. Сторонники первого подхода рассматривают политику ведущей стороной по отношению к экономике, праву, морали или религии, или, наоборот, вторичной, зависимой от них. Второй подход связан с тем, что политика может растворяться в других видах деятельности и сферах жизни или выделяться в качестве относительно автономной. Значительная часть исследователей, придерживающихся третьего подхода, считают политическую сферу равноправной, соотносительной с другими сферами общественной жизни.

4. Роль политики  в общественном развитии

Важной характерной  чертой политики является ее универсальность  и всеохватность. Так, политика выступает  в качестве всеобщего инструмента  социальной организации: она изначально связана с организованной деятельностью людей, функционированием государственных и иных политических институтов, с упорядочением взаимоотношений между участниками общественной жизни. В то же время политика, формирующаяся в пределах политической сферы общества Политическая сфера - это область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей, перерастает ее рамки и пронизывает все иные области жизни, ее поле значительно шире собственно политической сферы.

Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

Политическая  система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных  и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.

Политическая  система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается, прежде всего, в определении целей развития общества, каждой из его сфер.

5. Субъекты  и объекты политических отношений.

Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.

Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык.

Политические отношения  могут устанавливаться между  различными агентами и сторонами.

Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий.

Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:

– отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;

– социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;

– политические институты – государство, политические партии, общественные движения;

– международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и т. д.

Степень влияния различных  субъектов политических отношений  на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность.

Объектами политических отношений могут быть:

– политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;

– политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;

– правовое государство и гражданское общество;

– формы правления и территориального устройства;

– типы избирательных систем, выборный процесс;

– политические конфликты и способы их разрешения;

– современные политические технологии;

– международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Субъекты и объекты  политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений  могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.

Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.

6. Соотношение целей и средств в политике.

Основные  понятия.

Политика по своей сути является целеполагающей деятельностью. Это означает, что  она возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель, средство и результат -основные компоненты политической и любой другой деятельности. Цель представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. Она выполняет в политической деятельности организующую и мотивационную функции.

Цели политики внутренне противоречивы и разнообразны. Ее общая цель в социальной системе  интеграция внутренне дифференцированного  общества, увязывание конфликтующих  частных устремлений граждан  с общей целью всего общества. Гарантией гармоничного сочетания частных и общих целей призвано служить государство.

Средства политики представляют собой инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов  в реальные действия. «Средства» и  «методы» политики близкие понятия. Средства -это конкретные факторы влияния ее субъектов на объекты: пропагандистские кампании, забастовки, вооруженные действия, электоральная борьба и т.д. Методы политики обычно характеризуют способы воздействия ее средств. К ним относятся, прежде всего, насильственный и ненасильственный методы, принуждение и убеждение.

Вопрос о  влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики издавна является предметом горячих  споров. Среди различных воззрений  на этот счет можно выделить три  основных: 1) нравственный характер политики определяется ее целью; 2) приоритетное влияние на нравственную значимость политики оказывают используемые средства; 3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией. 

Информация о работе Политика как общественный феномен