Начало книгопечатания на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:59, реферат

Краткое описание

Печатный станок появляется тогда, когда приходит понимание, что книга рукописная – дорогое удовольствие, и не доступное. Когда пришло время освободить книгу от оков, и изобрести более совершенный и более дешевый способ распространения книг. Этим изобретением и явилось книгопечатание. В нем назрела большая необходимость также в связи с распространением грамотности.
В данной работе будет рассмотрена история книгопечатания, жизнь и работа Ивана Федорова – первопечатника, а так же книга XVI – XVII века.

Вложенные файлы: 1 файл

ВИДы начало книгопечатания на Руси. Русская книга 16- 17 вв.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

В XVI в. в Московском государстве  издано 17 печатных книг, тиражи их не превышали 1000 экз. Наиболее полно старопечатные  русские издания представлены в  Государственной Публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград) и в Государственной библиотеке СССР имени В.И. Ленина в Москве. Научный интерес представляет также собрание первых изданий московской печати Государственного Исторического музея (Москва).9

 

4. Книга в XVII веке

4.1. Общая характеристика книжного дела в XVII в 

Внутренняя и внешняя обстановка в стране в первые десятилетия XVII в. не благоприятствовала развитию книжного дела. Изменения в социально-экономических отношениях в Московском государстве XVI в. привели к усилению феодального гнета, ухудшению положения народных масс и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России XVII в. — расколе православной русской церкви. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении обрядов и церковных книг. Особую остроту этот вопрос приобрел после прихода на патриаршество Никона (1652), который энергично приступил к исправлению церковных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой.

Постепенно в связи  с потребностями экономического и культурного развития в московском обществе усиливается понимание необходимости более широкого образования, чем прежде. Круг образованных людей становится шире, чем в предшествующем столетии. Образование распространяется среди нарождающегося дворянства и проникает уже в посадскую среду, тогда как в XVI в. оно было доступно главным образом лишь верхушке феодального класса.

Так, в 1686 г. среди мелкого  посадского люда Москвы грамотных было 23,6%. В московской мещанской слободе  процент грамотных с 1677 г. до 90-х гг. XVII в. вырос с 36 до 52%. Тяга к образованию возросла под влиянием Западной Европы, сношения с которой в XVII в. усилились. В Москве появилось немало ученых людей, выходцев из Белоруссии и Украины; они работали переводчиками книг, справщиками на Печатном дворе. Среди них выделялись своей образованностью Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и другие поборники просвещения, много сделавшие для развития культуры России, издания и распространения книг. Значительное влияние на развитие русской образованности оказали в XVII в. греки, переселившиеся в Москву из Турции. В их числе — братья Лихуды, возглавлявшие одно время деятельность Московского печатного двора. Усилилось влияние иностранной научной и художественной литературы; она распространялась в России как в оригиналах, так и в переводах — рукописных и печатных. Если от XVI в. известно только 26 переводов, за первую половину XVII в. — 13, то во второй половине XVII в. их было уже 114.

В XVII в. возросло число  лиц, владевших крупными книжными собраниями. Среди них — служилые люди, члены царской семьи, представители высшего духовенства, просвещенные монахи, справщики Печатного двора, купцы. В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература. Наибольший интерес читателей XVII в. вызывали книги по истории, философии, географии, космографии, медицине, но количественно преобладала все же религиозная литература, что отвечало условиям времени, месту, которое религия и церковь занимали в жизни общества. 

 

 

4.2. Деятельность Московского  печатного двора 

После смерти в 1602 г. Андроника  Невежи во главе Печатного двора  стал его сын Иван Андроников Невежин. С 1601 по 1611 г. оба они напечатали 10 изданий церковно-служебного характера.

В 1605 г. на Печатном дворе была открыта вторая «изба». В ней работал «печатных книг переплетный мастер» Анисим Радищевский. Родом с Волыни, Радищевский, возможно, учился типографскому ремеслу у Ивана Федорова.

Во главе третьей  «избы», работавшей на Московском печатном дворе в начале XVII в., стоял мастер Никита Фофанов, напечатавший в 1609 г. Минею общую.

Во время польско-литовской  интервенции «печатный дом и  вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и  огнем пожжена бысть...»  

В это тяжелое для  страны время книгопечатание продолжалось в Нижнем Новгороде. Сюда из Москвы прибыл Никита Фофанов. В 1613 г. он напечатал тетрадь из 6 листов (12 страниц) — Нижегородский памятник. Автор рассказывает о вторжении польской шляхты в русскую землю и о чинимых ею злодеяниях, радуется освобождению родины от вражеских войск и возрождению Московского государства.

В 1614 г. Московский печатный двор был восстановлен, возобновил свою деятельность вернувшийся из Нижнего Новгорода Никита Фофанов. Штат Печатного двора постепенно увеличивается. Ремесленная стадия развития книгопечатания, когда почти все производственные операции исполнялись одним лицом, уступает место мануфактурной, с присущими ей специализацией и разделением труда.

В России первые мануфактуры  появились в тех отраслях промышленности, продукция которых имела достаточно широкий сбыт. Это касалось и книгопечатания, рассчитанного на массовое производство церковно-служебных и «чтомых» книг. Сыграли свою роль и государственный характер книгопечатания, и поддержка церкви. Во втором десятилетии XVII в. на Печатном дворе работали наборщики, разборщики, тередорщики (печатники), батырщики (накладывали краску на наборную форму), резчики пунсонов для отливки литер, словолитцы, переплетчики, знаменщики (украшали «подносеные» экземпляры, предназначенные для царя и его ближайшего окружения). Одним из главных учреждений Печатного двора становится правильня с большим штатом справщиков, чтецов и писцов, на которых была возложена «справа», т.е. редакция и корректура печатавшихся книг. Правильня играла и роль цензурного учреждения, следила за тем, чтобы печатались только одобренные церковью, исправленные книги. Среди справщиков было немало высокообразованных для своего времени людей — Федор Поликарпов, Сильвестр Медведев, Епифаний Славинецкий, Арсений Суханов и др.

В начале 30-х гг. XVII в. на Московском печатном дворе появился новый мастер — Василий Бурцев-Протопопов. Он руководил самостоятельным отделением типографии и именовался «подьячим азбучного дела». С 1633 по 1642 г. он выпустил 17 книг. Позднее, в конце 70-х гг., в Троицкой башне Кремля была устроена «Верхняя» дворцовая типография — личная типография царя. Руководил ею известный ученый, поэт и драматург Симеон Полоцкий. Только она имела право издания книг без специального разрешения патриарха, не зависела она и от управления Печатного двора. С 1679 по 1683 г. «Верхняя» типография выпустила шесть книг, в том числе несколько сочинений Симеона Полоцкого.

В 1654 г. во главе Печатного  двора становится патриарх Никон, проводится исправление церковных книг в связи с проводимой им реформой церкви. 

4.3. Содержание и тематика  печатных книг XVII в. Первые светские  печатные книги 

На протяжении XVII в. в  Москве были напечатаны 483 книги. По содержанию они делятся на три группы: литургические, церковно-служебные или культовые; книги религиозные, но не литургические, предназначенные для чтения вне церкви; книги не религиозные.

Преимущественная часть  изданий XVII в. — книги первой группы. Содержание и тематика книг, как  и в XVI в., определялись главным образом потребностями церкви: Апостолы, Евангелия, Псалтыри все еще составляют основную массу продукции Московского печатного двора. Развитие хозяйства, государственного управления, успехи культуры и просвещения приводят к некоторым важным изменениям в издательской деятельности Московского печатного двора. Прогрессивным фактором явилось издание сочинений, предназначенных не для церковной службы, а для повседневного чтения.

Особая труппа изданий XVII в. — буквари и азбуки, предназначенные  для обучения чтению и письму. Их основной текст состоял из молитв, но в то же время они носили на себе отпечаток педагогической и литературной индивидуальности издателя. Начало изданию букварей в Москве положил Василий Бурцов.

Целиком текст букваря  с иллюстрациями был выгравирован на меди в 1694 г. Леонтием Буниным. Кариону Истомину принадлежит другой примечательный букварь, отпечатанный в 1696 г. типографским способом. Это — одна из редчайших русских книг. До сих пор обнаружено лишь два (из 20 изданных) экземпляра этой книги. Значительное место в букваре занимают поэтические произведения самого К. Истомина.

В 1648 г. вышло первое московское издание знаменитой «Славянской  грамматики Мелетия Смотрицкого. Оно дополнено отрывками из сочинений Максима Грека, примерами, грамматического разбора предложений. «Грамматика» Смотрицкого была для своего времени подлинно научным сочинением. Ею пользовались в России еще в XVIII в. (по ней, как известно, учился М.В. Ломоносов).

Развитие военного дела и усиление внимания государства  к вопросам военного искусства нашло отражение в издании превосходно отпечатанной книги размером в лист с 35 гравюрами на меди и гравированным титульным листом по рисунку Григория Благушина: «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Это был перевод с немецкого руководства по военному делу Вальхаузена. Книга напечатана в 1647 г. Гравюры выполнены по заказу царя Алексея Михайловича в Голландии.

В 1649 г. выходит в свет первое печатное издание свода русских  законов — «Уложение государя царя Алексея Михайловича». Развитие торговли, усиление влияния купечества вызвали появление таких книг, как «Грамота о таможенных пошлинах» (1654), «Считание удобное;» (1682), предназначенных для людей «купующих и продающих».10

 

Заключение

История русской дореволюционной  книги — это свидетельство стремления передовых сил русского общества использовать книжное дело в целях просвещения народа, во имя торжества разума, прогресса и освобождения народа от вековой темноты, невежества, от гнета церкви и самодержавно-крепостнического строя.

Даже в условиях феодальной раздробленности и низкого уровня развития производительных сил, несмотря на свою религиозную окраску, уже  рукописная книга отразила становление  русской национальной культуры и  литературы, политической мысли, содействовала накоплению знаний, необходимых для последующих важных государственных, политических и культурных преобразований.

Введение книгопечатания в Московском государстве в середине XVI в. имело далеко идущие последствия, затронувшие все стороны жизни  феодального общества. Появление светских печатных книг в XVII в. подготовило почву для широкого использования книгопечатания в целях распространения культуры и просвещения в годы петровских преобразований.

Государственный характер русского книгопечатания с первых шагов его существования — своеобразная черта, отличающая русское книгопечатание начального периода от западноевропейского, частнопредпринимательского по преимуществу. Это облегчало централизованное издание книг в интересах правящих классов и церкви и одновременно тормозило развитие частной инициативы в книгоиздательском деле, препятствовало более широкому изданию и распространению книги, более полному удовлетворению читательского спроса.

 

 

 

Список литературы

1. Баренбаум, И. Е.  История книги/ И. Е. Баренбаум.- М.: «Книга», 1984.-   248 с.

2. Березов, П. Первопечатник  Иван Федоров/ П. Березов.- М.: Московский  рабочий, 1952. – 232 с.

3. Березов, П. Чудо  из чудес/ П. Березов.- М.: Московский  рабочий, 1964. – 248 с.

4. Немировский, Е. Л.  По следам первопечатника/ Е. Л. Немировский.- М.: «Современник», 1983. – 216 с.

5. Немировский, Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания/ Е. Л. Немировский.- М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

1 Березов П. Первопечатник Иван Федоров.- М., 1952.- С. 5 – 6.

2 Березов П. Чудо из чудес.- М., 1964.- С. 64 – 67.

3 Березов П. Первопечатник Иван Федоров.- М., 1952.- С. 75 – 82. 

4 Немировский Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания.- М., 1991.- С. 168.

5 Баренбаум И. Е. История книги.- М., 1984.- С. 21.

6 Немировский Е. Л. По следам первопечатника.- М., 1983.- С. 114.

7 Баренбаум И. Е. История книги.- М., 1984.- С. 22 – 25.

8 Там же С. 26.

9 Там же С. 32

10 Баренбаум И. Е. История книги.- М., 1984.- С. 32 – 40.




Информация о работе Начало книгопечатания на Руси