Экономические основы и принципы построения налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить действующую налоговую систему в России и определить направления ее совершенствования.
Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налоговой системы, как инструмент государственного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

Серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов. Для решения этой проблемы в нашей стране требуется не только снижение ставок налогов, сколько прежде всего совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, что поможет поменять саму модель рационального выбора налогоплательщика, его оппортунистический тип поведения. Далее, необходима реальная борьба с коррупцией и  злоупотреблениями общественной властью.

Наконец, нужна скрупулезная настройка налогового законодательства с целью обеспечения его прозрачности и предотвращения  налоговой дискриминации, повышения вероятности обнаружения фактов уклонения прежде всего у посредников, благодаря деятельности которых сегодня  многократно сокращаются издержки уклонения от уплаты налогов для рядовых налогоплательщиков. Ужесточение штрафных санкций, рост числа проверок и количества проверяющих как возможные меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов могут  привести к положительным результатам только при опережающей эффективной борьбе с коррупцией.

Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и служение возможностей для уклонения от налогообложения.

Центральным звеном модернизации налоговой системы является создание центров обработки данных, на которые возлагается основное бремя задач по поводу обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней.

На ближайшую перспективу следует подумать об объединении на основе налогового учета всех видов государственного учета, включая и паспортный. Тогда вместо внутренних паспортов граждане могут пользоваться простейшими (но существенно более надежными) удостоверениями личности, в которых, кроме их налогового номера, будут содержаться еще и их отпечатки пальцев (в реальном виде или в цифровом формате).

Следующей важной мерой является закрепление за налоговым ведовством функции сборщика налогов. С учетом опыта зарубежных стран в этой сфере следует передать Министерству по налогам и сборам России все функции по сбору всех налогов и других обязательных платежей в стране на единый счет налоговых органов.

Все эти цели и задачи должны быть сформулированы в рамках Государственной налоговой доктрины России, а методы и средства их решения - в Общей концепции налоговой политики и основных направлений развития налоговой системы России.

Основные направления налоговой реформы  в России в этом общем контексте видятся так:

1)   ослабление налогового  бремени и упрощение налоговой  системы путем отмены низкоэффективных  налогов и отчислений во внебюджетные  фонды;

2)   расширение налоговой  базы путем отмены ряда налоговых  льгот, расширения круга плательщиков  налогов и облагаемых доходов  в соответствии с принципом  «налоговой справедливости»;

3)   постепенное перемещение  налогового бремени с предприятий  на физических лиц;

4)   решение комплекса  проблем, связанных со сбором  налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

 

3.2. Основные направления совершенствования налоговой политики России в перспективе

 

Основные направления налоговой политики подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

В трехлетней перспективе 2013-2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

В периоде 2013 - 2015 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущих периодах.

Взимание налогов и сборов может оказывать различное влияние на поведение экономических субъектов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является её диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. К важным факторам модернизации относится развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка инвестиций и развития  человеческого капитала.

2. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, а также иных  финансовых операциях.

3. Совершенствование специальных  налоговых режимов для малого  бизнеса.

4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

5. Страховые взносы на обязательное  пенсионное, медицинское и социальное  страхование.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Налогообложение природных ресурсов.

2. Акцизное налогообложение.

3. Введение налога на недвижимость.

4. Сокращение неэффективных налоговых  льгот и освобождений.

5. Совершенствование налога на  прибыль организаций.

6. Совершенствование налогового  администрирования.

7. Противодействие уклонению от  налогообложения с использованием  низконалоговых юрисдикций.

Таким образом, содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как известно, налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы – одной из главных элементов рыночной экономики. Необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная  проблема реформы налогообложения. Анализ реформаторских идей в области  налогов  в  основном  показывает,  что выдвигаемые  предложения  касаются  в  лучшем  случае  отдельных   элементов налоговой системы(прежде всего размеров ставок,  предоставляемых  льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены  одних  налогов  на другие).

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Так как налоговые реформы в сущности продолжаются и по сей день, данная тема остаётся актуальной и сегодня, когда и сама экономика России начинает стабилизироваться.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2012. – 39 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2013. – 848 с.
  3. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-1(ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
  4. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Б.Х. Алиева. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 448 с.
  5. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М., 2008. – 860 с.
  6. Булатов А.С. Экономика: Учебник – М.: Экономистъ, 2007. – 896.
  7. Виноградов В.В. Экономика России: Учебник/М.: Юрайт, 2010. – 320 с.
  8. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. Учебн./ Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б.-Изд.3-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс,2005. – 512 с.
  9. Иванов А.Г. Понятие администрирования налогов//Финансовое право. 2005, 9. – 35.
  10. Иохин В.Я. Экономическая теория: вопросы и ответы, задачи и решения: уч. пособие. – М.: Экономистъ, 2003. – 558 с.
  11. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ О.В.Качур.-М.: Кнорус,2007. – 304 с.
  12. Лыкова Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное — М.: Наука, 2006 г. – 444 с.
  13. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 655 с.
  14. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 томах. – пре.с англ. – М.: Инфра - М, 2007. – 972 с.
  15. Миляков Н.В.  Налоги и налогообложение: Учебник.-5-е изд. перераб. и доб.-М.: Ифра – М, 2006. – 509 с.
  16. Пансков В.Г. О принципах налогообложения физических лиц// Финансы, 2008, 1. – 48 с.
  17. Романовский М.В. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - Спб.: Питер, 2009. - 528 с.
  18. Русаковский И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – 178 с.
  19. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник – Киров, АСА,  2007. – 832 с.
  20. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Инфра - М, 2002. – 570 с.

 

 

 


Информация о работе Экономические основы и принципы построения налоговой системы