Экономические аспекты налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования -любому государству для реализации своих функций необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых могут быть только средства, которые государство собирает с граждан и организаций посредством установления и взимания обязательных платежей в казну. Указанные платежи выражают обязанность частных лиц участвовать в формировании государственных централизованных финансовых ресурсов и в совокупности выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть курсовой шаблон.docx

— 89.76 Кб (Скачать файл)

Большинство  проблем  налоговой системы как правило выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы,и отсутствием эффективной  связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых одной из важных проблем  является  - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что  в налоговой системе существуют различные  налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо  предприятия  в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых -  нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем ,что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя  экономический кризис.

В – третьих  одним из недостатков налоговой системы  является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим - нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.,что не способствует эффективному функционированию налоговой системы  .

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему  слабый контроль за сбором налогов ,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются  налоговые поступления.[7, c. 174]

Последствия повышения налогов [7, c. 174]

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис.1 это показано как повышение цены с Po до P1 ).

Рис. 1 Ведение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми  и  равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Таким образом ,можно выделить основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие  налоговый механизм. Благодаря этому произойдет  стимулирование  инвестиций  в  развитие  малонаселенных  регионов и будет наблюдаться стремительное  развитие  высокотехнологичных  производств, Все это позволит преобразовать  нынешнею  налоговую  систему.

Вносимые поправки  в законодательство о налогах и сборах  должны быть направлены на внесения   определенной ясности законодательства и на однозначность его применения , для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы.[5,  c. 133]

Стабильность налоговой системы заключается в  неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ  на создание  дополнительных  нормативно-правовых  актов  по  вопросам  налогового  регулирования,  которые не  затронуты  либо же не   в  полном  объеме  затронуты  законодательством  РФ  в  области  налогов  и  налогообложения.[14, c.151]

Итак в данной курсовой работе были  рассмотрены  проблемы налоговой системы и приведены возможные пути  ее совершенствования . Этот вопрос  остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы  необходимо  привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные  недостатки  и постараться сделать нашу систему проще.

 

 

 

          2 Современный анализ исследования

          2.1 Анализ проблем налоговой системы РФ

Согласно динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по данным государственной статистики можно видеть следующее.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 9719,6 млрд. рублей что на 26,8% больше, чем за 2010 год.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011г. обеспечили поступления:

  1. налога на доходы физических лиц - 20,5% (1994,9 млрд. руб.);
  2. налога на прибыль организаций - 23,4% (2270,3 млрд. руб.),
  3. налога на добычу полезных ископаемых - 21% (2042,5 млрд. руб.),
  4. налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги),

реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19% (1844,9 млрд. руб.).

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 1316,3 млрд. рублей, что на 18,8% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 658,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1%.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2012г. обеспечили поступления:

  1. налога на добычу полезных ископаемых - 30,7%;
  2. налога на доходы физических лиц - 21,4%;
  3. налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги),

реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19,4%;

  1. налога на прибыль организаций - 13,2%.

 В январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской

 Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1231,3 млрд.рублей (93,6% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 22,1 млрд.рублей (1,7%), местных - 26,6 млрд.рублей (2,0%), налогов со специальным налоговым режимом - 35,7 млрд.рублей (2,7%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2012г. составило 174,2 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 41,1%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-феврале 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,6 процентного пункта и составила 94,9%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов увеличилась на 1,0 процентного пункта и составила 2,4%. В феврале 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 102,7 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 43,4%.

В январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 112,9 млрд.рублей, что на 42,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (95,3%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В феврале 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 43,5 млрд.рублей, что на 37,4% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.

В январе-феврале 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 404,0 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 40,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,9 процентного пункта. В феврале 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 214,3 млрд.рублей, что на 12,9% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

На основе данных государственной статистики по динамике задолженности по налогам и сборам (Приложение 5) можно видеть, что общая задолженность постепенно снижает. И если по данным на 1 апреля 2010 она составляла - 775,5 млрд. руб., то уже 1 января 2012 - 675,3. Таким образом, общая сумма задолженности по налогам и сборам за период с 1 апреля 2010 года по 1 января сократилась на 13%.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2012г. составила 689,4 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 2,1%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 7,1%, налогу на добавленную стоимость - на 5,9%, налогу на прибыль организаций - на 2,2%, акцизам в целом - на 1,6%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 марта 2012г. составила 321,3 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 2,4%.

Проанализировав налоговые поступления за последние три года, мы можем увидеть, что экономика страны в целом показывает рост. Одной из основных причин такого подъема является совершенствование налоговой политики страны, в том числе и в части сокращения задолженности по начисленным налогам и сборам.

 

Можно сделать вывод, что эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу.

 

 

  2.2 Анализ исследования налоговой системы в Омской области

Для анализа структуры и динамики налоговых платежей предприятия, необходимо определить на каком режиме налогообложения находиться предприятие и, исходя из этого и особенностей его деятельности, определить, какие налоги уплачивает предприятие.

ЗАО «Азовское» Азовского немецкого национального района Омской области (далее – ЗАО «Азовское» АННР Омской области) применяет общую систему налогообложения (далее - ОСН).

ОСН - это совокупность правил и норм, регулирующих ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой отчетности теми организациями и индивидуальными предпринимателями, которые не применяют специальные налоговые режимы.

ЗАО «Азовское» АННР Омской области уплачивает следующие налоги: земельный налог, налог на доходы физических лиц, водный налог, другие налоги и сборы.

На основании данных из справки о налогах, сборах и страховых взносах за 2010 – 2012 года. Составим структуру и динамику налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды и представим в (Приложение А).

 

 

      

 

 

 

 

 

         3 Направление и меры совершенствования налоговой системы РФ

Можно выделить следующие основные направления по совершенствованию налоговой системы РФ:

1)Снижение общей налоговой  нагрузки.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико. Часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок и нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно

2)Упрощение налоговой  системы.

Установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

3)Совершенствование работы налоговых органов.

Необходимо осуществлять постоянный контроль качества работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников.

4)Введение прогрессивной шкалы подоходного налога.

Информация о работе Экономические аспекты налоговой системы РФ