Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 00:34, реферат

Краткое описание

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

nalogi.docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

Санкции - мера наказания  плательщиков за нарушение налогового законодательства

административные санкции  применяются к ответственным  лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных  налоговых инспекциях; занятия запрещенной  деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного  ведения бухгалтерского учета; несвоевременной  сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;

финансовые санкции применяются  непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным  предприятиям) за сокрытие или занижение  фактически полученных доходов или  других объектов обложения; занятие  запрещенной деятельностью; несвоевременное  представление расчетов по авансовым  платежам, деклараций по доходам и  другие нарушения налогового законодательства [6,c.45].

Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения

Постановления Правительства  РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь

Нормативно-правовые акты республиканских  органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [1,c.36].

Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами возложено  на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все  законодательные проекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом  налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные  инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в  пределах своей компетенции в  соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также  в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью  органов оперативного управления государство  руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики [1,c.40].

Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом  государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в  сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции  Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий [8,c.56].

Таким образом, налоговая  система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых  на территории государства. Основу налоговой  системы составляют налоги, которые  представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными  элементами налогообложения являются:

Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;

Объект налога – то, что  непосредственно облагается налогом;

Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;

Налоговые льготы – некоторые  более лёгкие условия уплаты налога;

Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;

Налоговые санкции – наказания  за нарушения в налоговой сфере  и др.

Однако налоговую систему  составляют не только налоги. Для успешного  и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.

Важным звеном налоговой  системы является также налоговое  законодательство, которой устанавливает  механизм уплаты налогов, сроки и  суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

 

2. ВИДЫ НАЛОГОВ  И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

В Республике Беларусь, как  в унитарном государстве, взимаются  общегосударственные и местные  налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных  органов власти (республиканский), а  местные зачисляются полностью  в местный бюджет.

К общегосударственным налогам  Республики Беларусь относят.

подоходный налог с  физических лиц, основная ставка которого 12%;

налог на прибыль – 24%;

акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;

НДС – 20%;

налог на недвижимость;

экологический налог;

земельный налог.

Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета.

Субъектами налогообложения  налога на прибыль являются юридические  лица; подоходного налога - физические лица; земельный, налог на недвижимость, НДС, акцизами – юридические и  физические лица; налог за добычу и  экологический налог – юридические  лица и индивидуальные предприниматели.

Объекты налогообложения: налог  на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов  – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов  и др.

Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Состав и количество местных  налогов определяют Советы Депутатов  соответствующей административно-территориальной  единицы. Перечень местных налогов  и сборов, которые вправе вводить  местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Важным элементом налоговой  системы являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы  страны. Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары.

В настоящее время ведется  активная работа по оздоровлению налоговой  системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:

снижение числа налогов  и сборов;

упрощение налогового законодательства;

систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;

упрощение документооборота;

введение электронной  системы расчетов;

снижение налоговой нагрузки на экономику;

увеличение периода уплаты налогов;

меры по избеганию двойного налогообложения и др.

Не стоит забывать, что  налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких  слоев общества и предпринимательских  структур. Поэтому внесение тех или  иных изменение в систему налогообложения  требует очень взвешенного подхода  и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.

 

Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь


Информация о работе Характеристика налоговой системы Республики Беларусь