Формы, методы и порядок осуществления налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Так, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
определение понятие налогового контроля;
определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;
определение методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности.

Содержание

Введение
Глава I. Формы, методы и порядок осуществления налогового контроля.
Понятие налогового контроля
Формы налогового контроля
Методы налогового контроля
Глава II. Налог на прибыль организаций.
Глава III. Практическое задание
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

нал.право.docx

— 57.57 Кб (Скачать файл)

Особой формой текущего налогового контроля можно назвать проверку за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники.

Контроль за применением контрольно-кассовой техники можно отнести к активной форме налогового контроля.  Последующий налоговый контроль реализуется в форме проведения выездной налоговой проверки.

Выездную налоговую проверку можно отнести к активной форме налогового контроля.

Целью выездной налоговой проверки является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, а также документальное подтверждение налоговым органом фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки.

Целью планирования выездных налоговых проверок является концентрация контрольных мероприятий на зонах риска, обеспечение качества контрольных мероприятий, а также мотивирование налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов.

Таким образом, планирование выездных налоговых проверок в соответствии Концепций системы планирования выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов: налогоплательщики стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а налоговые органы — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

 

3 Методы налогового контроля

 

В неразрывном единстве с формами налогового контроля существуют методы налогового контроля. Налоговым кодексом Российской Федерации не дано определения методов налогового контроля.

А.С.Титов считает, что к числу методов налогового контроля следует отнести6:

  • арифметический счет;
  • экономический анализ;
  • проверку на основе показателей контрагентов (встречную проверку);
  • метод экстраполяции (проверка на основе данных об аналогичном налогоплательщике).

Дадашев А.З. и Пайзулаев И.Р. под методами налогового контроля понимают совокупность способов и приемов, используемых налоговыми органами в процессе контрольной деятельности. На их взгляд, все методы, применяемые в налоговом контроле, можно классифицировать на три основные группы7:

  • общенаучные методы исследования объектов налогового контроля (анализ и синтез, аналогия, моделирование, сравнение);
  • специальные методы (инвентаризация имущества, проверка первичных документов, выемка предметов и документов, осмотр помещений и территорий, экспертиза и т.д.);
  • методы получения дополнительной информации у проверяемых лиц (письменный и устный опросы должностных лиц, допрос свидетелей и т.д.).

При проведении налогового контроля уполномоченными органами применяются общенаучные (диалектический подход, принципы исторического, логического и системного анализа и синтеза) и специально-правовые (методы экономического анализа и статистических группировок, метод сравнения, финансово-расчетные методы, визуальный осмотр, выборочная проверка документов) методы.

Методы документального контроля играют основную роль при проведении контрольно-проверочных мероприятий.

Группа методов фактического контроля объединяет в себе методы, связанные с контролем результатов финансово-хозяйственной деятельности и выполнением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом его обязанностей по полному и точному исчислению налогов и сборов и своевременному их перечислению в бюджет. Применение данной группы методов характеризуется тем, что количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы и другими способами аналогичного содержания. Методы фактического контроля требуют специфических знаний отраслевых особенностей деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Расчетно-аналитические методы носят вторичный характер по отношению к документальным и фактическим методам налогового контроля и направлены на комплексное изучение и исследование финансово- хозяйственной деятельности контролируемого объекта в целях выявления налоговых правонарушений и преступлений. Расчетно-аналитические методы требуют высокой квалификации и навыков аналитической работы.

Главная цель информативных методов налогового контроля состоит в получении дополнительной информации в развитие первых трех групп методов.

В соответствии со ст. 88 НК РФ в рамках проведения камеральной налоговой проверки, как основной формы реализации механизма налогового контроля, применяются следующие методы:

  • получение пояснений налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) (п. 3-4 ст. 88 НК РФ) - в случае, если выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) либо противоречия между сведениями, как представленными налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), так и имеющимися у налогового органа;
  • истребование документов, подтверждающих право на налоговые льготы (вычеты) (п. 6 и п. 8 ст. 88 НК РФ) - процедура истребования документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки, определена в ст. 93 НК РФ;
  • истребование документов (информации) у контрагентов и третьих лиц (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ) — процедура истребования документов и информации у контрагентов и третьих лиц, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки, определена в ст. 93.1 НК РФ.

В целом в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган применяет методы документального контроля, определенные Регламентом проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов. Процедура проведения камеральной налоговой проверки позволяет определить правильность оформления налоговой отчетности, выявить в ней арифметические ошибки и осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.

В соответствии с гл. 14 НК РФ в рамках проведения выездной налоговой проверки, как основной формы реализации механизма налогового контроля, применяются следующие методы:

- методы документального  контроля (абз. 1 п. 12 ст. 89 НК РФ) - проверяются документы, связанные с исчислением и уплатой налогов;

- истребование  документов, необходимых для проведения  выездной налоговой проверки (абз. 2 п. 12 ст. 89 НК РФ) - процедура истребования документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, определена в ст. 93 НК РФ.

Методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться отдельно от какой-либо формы налогового контроля. От правильно выбранного сочетания форм и методов реализации механизма налогового контроля зависит результативность контрольной работы налоговых органов.

 

Глава II Налог на прибыль организаций

 

Налог на прибыль организации – это  прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.

Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения. Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога на прибыль разделяются на две группы:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации (ст.246, ст.247 НК РФ).

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр 2014 года в городе Сочи, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением указанных игр. Налог на прибыль не уплачивают также организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес  (ст. 246.1,ст. 346.1, ст. 346.11, ст. 346.26 НК РФ)

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

  • для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;
  • для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Доходы – это выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности. Например, от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и пр. (внереализационные доходы). При налогообложении прибыли все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Некоторые доходы освобождены от налогообложения. Их перечень предусмотрен ст. 251 НК РФ.

Для большинства видов хозяйственной деятельности определен перечень наиболее часто встречаемых дохов, не учитываемых при налогообложении. 

Расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основные средств и пр.), и на внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница,  судебные и арбитражные сборы и пр.). Кроме того, существует закрытый перечень расходов, который нельзя  учитывать по налогообложению прибыли. Это, в частности, начисленные дивиденды,  взносы в уставный капитал, погашение кредитов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком затраты.

Прямые расходы ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Это значит, что прямые расходы учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций  только по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Расходы, установленные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные организацией доходы. Этот перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все поименованные в нем расходы, ни при каких обстоятельствах не могут уменьшать доходы организации.

При расчете налога на прибыль организаций, налогоплательщик должен четко знать, какие доходы и расходы он может признать в этом периоде, а какие нет. Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются двумя различными методами (ст. 271-273 НК РФ).

При ведении налогоплательщиком налогового учета методом начисления дата признания дохода/расхода не зависит от даты фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов. Доходы (расходы) при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся).

При применении налогоплательщиком кассового метода ведения налогового учета доходы/расходы признаются по дате фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов.

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога=Ставка налога*Налоговая база

Расчет налоговой базы должен содержать (cт. 315 НК РФ):

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумма внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итого налоговая база за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу.

Информация о работе Формы, методы и порядок осуществления налогового контроля