Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Форма контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий относительно к налоговому контролю, форму можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля».

Вложенные файлы: 1 файл

КТР налоги.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

17. Формы и методы  налогового контроля.

Форма контроля - это способ конкретного выражения и организации  контрольных действий относительно к налоговому контролю, форму можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля».

Метод налогового контроля - это способы осуществления конкретных действий, мероприятий за соблюдением  налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, от правильного выбора и применения которых зависит  эффективность проведения того или  иного контрольного мероприятия.

 В ст. 82 Налогового  Кодекса указываются следующие  формы налогового контроля:

· налоговые проверки;

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

· проверки данных учета  и отчетности;

· осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и  т.д.).

Налоговая проверка - это  процессуальное действие налогового органа по контролю за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Налоговая проверка осуществляются посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Выделяются различные  виды налоговых проверок. В данной работе будет рассмотрена классификация  на основании объема проверяемой  документации и места проведения налоговой проверки, по которой выделяются 2 вида налоговой проверки:

· камеральная налоговая  проверка;

· выездная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа. Сущность камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

· контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

· выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

· взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов  по выявленным нарушениям;

· привлечение виновных лиц  к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;

· подготовка информации для  обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка делится на 3 вида:

· Формальная проверка - проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок, проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.

Пример ошибок, которые  могут быть найдены при проведении формальной проверки: отсутствие каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи, единицы измерения и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов (наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.

· Арифметическая проверка - это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных  показателей. При данной проверке проверяются  суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.

· Нормативная проверка - это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов и т.д.

Таким образом, посредством  исследования каждого отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.

Срок проведения камеральной  налоговой проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, которая может  подаваться как в письменном, так и в электронном виде.

Одной из особенностей камеральной  проверки является её проведение по месту  нахождения налогового органа.

В результате камеральной  налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:

1. Решение о привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

2. решение об отказе  в привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение  налогового правонарушения;

3. решение о проведении  дополнительных мероприятий налогового  контроля, то есть проведения выездных проверок. Выездная налоговая проверка - это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика.

Помимо механизма продления  выездной налоговой проверки законодатель предусмотрел механизм приостановления  проверки. Перечень оснований для  приостановления проверки является закрытым, это:

· истребование документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

    • получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
    • проведение экспертиз;
    • перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

В результате выездной налоговой  проверки могут быть вынесены следующие  решения:

1) решение о привлечении  налогоплательщика к ответственности; 

2) решение об отказе  в привлечении налогоплательщика  к ответственности.

Благодаря учету налогоплательщиков создается единый информационный ресурс всех субъектов предпринимательской деятельности страны. К этому ресурсу можно обращаться для получения сведений о юридических лицах и предпринимателях. Таким образом регистрация и учет налогоплательщиков являются важной формой предварительного налогового контроля.

Все формы налогового контроля находятся в непосредственной взаимосвязи  друг с другом и их выполнение должно четко соответствовать установленному законом порядку, иначе могут  признать недействительными ненормативные  акты контролирующих органов, а иногда и взыскать ущерб, причинённый в  результате неправомерных действий уполномоченных лиц.

Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его форм, объекта и цели, оснований возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.

Существуют различные виды методы налогового контроля:

Выделяют в качестве методов налогового контроля формальную, арифметическую и нормативную проверку, а также встречную проверку и метод взаимного контроля. Так же к методам налогового контроля относят визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочные и сквозные методы проверок.

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

· формальная, логическая и  арифметическая проверка документов;

· сплошное и выборочное наблюдение;

· истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте или  информации о конкретных сделках;

· анализ документов

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

· допрос свидетелей,

· исследование документов,

· получение объяснений (допрос свидетелей),

· осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,

· вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

· сопоставление данных о  расходах физических лиц и их доходах,

· экспертиза и экстраполяция.

Таким образом, мы рассмотрели, что понимается под формой и методом  налогового контроля.

Под формой налогового контроля понимается совершение конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов посредством проведения контрольных процедур - проведение налоговых проверок - выездных и  камеральных.

Из вышесказанного следует  вывод, что форм и методов налогового контроля - это постоянно взаимодействующие  и дополняющие друг друга наиглавнейшие  элементы налогового контроля, от которых, на практике зависит эффективность  функционирования и решения задач  налогового контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12 1993 ( с поправками от 30.12.2008 N - 6ФКЗ) // « Собрание законодательства РФ», 26.01.2009. - N 4. - Ст. 44;

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред.  От 03.11.2010) // «Собрание законодательства  РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.;

3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010. - N 31, ст. 4198;

4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (ред. От 27.07.2010) «О внесении  изменений в часть первую и  часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и в отдельные  законодательные акты Российской  Федерации в связи с осуществлением  мер по совершенствованию налогового  администрирования» // «Собрание законодательства  РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3436;

5. Приказ Федеральной  налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции  системы планирования выездных  налоговых проверок» // Финансовая  газета. 2007. 21 июня. N 25;

6. Приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 13, 26.03.2007

 

 

26. Специальные налоговые  режимы

Патентная система налогообложения

С 1 января 2013 года на территории Ростовской области вводится патентная  система налогообложения, призванная способствовать выводу из тени некоторых  сфер бизнеса и дальнейшему стимулированию развития малого предпринимательства.

При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы от патентной системы  будут полностью зачисляться  в бюджеты городских округов  и муниципальных районов.

Плательщики: индивидуальные предприниматели

Преимущества патентной  системы:

  • не платят НДС, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц (в части доходов и имущества, связанных с видами деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
  • вправе не применять контрольно-кассовую технику;
  • не представляют налоговую отчетность.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля