Уклонение от налогов: об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:24, реферат

Краткое описание

Основным законом, который устанавливает налоги и сборы в Российской Федерации, является Налоговый кодекс РФ. В нем перечисляются все существующие налоги и сборы. Однако, как подчеркнул Конституционный Суд РФ, «равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как равенство плательщиков - за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения финансовых потенциалов налогоплательщиков.

Вложенные файлы: 1 файл

Уклонение от налогов.docx

— 25.79 Кб (Скачать файл)

Уклонение от налогов: об ответственности  за уклонение от уплаты налогов и сборов

 

А также об ответственности за сокрытие налогоплательщиком денежных средств  либо имущества, необходимых для  взыскания недоимки, об ответственности  за неисполнение налоговым агентом  обязанностей по исчислению, удержанию  или перечислению в соответствующий  бюджет (внебюджетный фонд) налогов  и сборов

Вторник, 06.09.2011 - 00:38

В соответствие со статьей 57 Конституции  РФ каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. В  случае уклонения от уплаты налогов  ответственность устанавливается  Уголовным кодексом РФ.

Основным  законом, который устанавливает  налоги и сборы в Российской Федерации, является Налоговый кодекс РФ. В  нем перечисляются все существующие налоги и сборы. Однако, как подчеркнул Конституционный Суд РФ, «равенство в налоговом праве реализуется  не как уплата налога в одинаковом размере, а как равенство плательщиков - за основу берется фактическая  способность к уплате налога на основе сравнения финансовых потенциалов  налогоплательщиков. Поэтому принцип  равенства не исключает возможность  установления различных правовых условий  для различных категорий субъектов  права, однако такие различия не могут  быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках  соответствующих категорий субъектов[i]».

Типичным  примером установления различных правовых условий для различных категорий  субъектов права – налогоплательщиков (например, в зависимости от организационно-правовой формы) является упрощенная система  налогообложения, предусмотренная  гл. 26.2 НК РФ.

Необходимо  отметить, что российское налоговое  законодательство содержит в себе достаточно много других норм, предоставляющих  различные льготы для налогоплательщиков. Но, как отмечают эксперты, «можно сделать  вывод, что одной из главных проблем  в сфере налогообложения является отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации налоговых  льгот[ii]».

Наличие, в частности, таких возможностей позволяет российским предпринимателям заниматься так называемым налоговым  планированием, пытаясь установить желаемый уровень налогообложения  посредством эффективного использования  законных механизмов налоговой оптимизации  в рамках ряда негативных экономико-политических, гражданско-правовых и социальных явлений.

Однако, совокупность этих явлений вместе с  попытками налогового планирования, по мнению ряда экспертов, создает «предпосылки для совершения налоговых правонарушений и преступлений[iii]», то есть предпосылки совершения уголовного преступления, предусматривающего ответственность за уклонение от налогов.

Вследствие  этого специалисты приходят к  выводу, что «несмотря на кажущуюся  легкость, на практике крайне трудно определить, соответствует закону та или иная деятельность по минимизации налогов  либо не соответствует. Очень часто  возникают ситуации, когда деятельность прямо не противоречит закону, но суд  решает дело в пользу налогового органа[iv]». И очень часто предпринимателю приходится нести ответственность за неуплату налогов.

Особенно  сложно доказать, не имеется никакого уклонения от налогов, что деятельность соответствует закону в тех случаях, когда контрагент по тем или иным причинам становится «недоступным»  для проверяющих органов, а предпринимателя  или организацию обвиняют в неосмотрительности и неосторожности при ведении  предпринимательской деятельности повлекшей уклонение от налогов.

Не  лишним будет напомнить мнение российских специалистов, что «судебная и  правоприменительная практика выработала следующий алгоритм действий, свидетельствующих  о проявлении осмотрительности и  осторожности:

1. Проверка адреса и директора  на сайте ФНС России[v]

2. Изучение черных списков на  сайте регионального УФНС[vi]

3. Получение через Интернет некоторых  сведений из Реестра юридических  лиц[vii]

4. Обращение за выпиской из Реестра  юрлиц в налоговую инспекцию[viii]

5. Обращение за выпиской из Реестра  юрлиц в специализированную организацию[ix]

6. Получение копии интересующих  документов у самого контрагента[x]

7. Запрос в милицию о получении  выписки из реестра дисквалифицированных  лиц[xi] <8>.

Таким образом, проявлением осмотрительности при заключении договорных отношений  с поставщиками является, по мнению суда, получение от них сведений и документов, подтверждающих их фактическую деятельность (Определение ВАС РФ от 1 октября 2007 г. N 11319/07)[xii]».

В результате, как пишут эксперты, «на современном этапе экономического развития российского государства  и общества особую распространенность приобрели такие преступления в  сфере экономической деятельности, как преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов (ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ), среди которых  доля уклонения от уплаты налогов  составляет 78%[xiii]. Анализ судебной практики позволяет констатировать, что большинство преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК РФ, совершается именно посредством осуществления экономически необоснованных расходов, учитываемых недобросовестными налогоплательщиками в качестве показателей, незаконно уменьшающих налогооблагаемую базу[xiv]».

 

 

УК  РФ: уклонение от налогов. Действующий  Уголовный кодекс Российской Федерации  предусматривает четыре состава, связанные  с так называемыми налоговыми преступлениями и предусматривающие  ответственность за уклонение от налогов. К ним относятся: ст. 198 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", ст. 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации", ст. 199.1 УК РФ "Неисполнение обязанностей налогового агента" и ст. 199.2 УК РФ "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов".

О применении судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение  от уплаты налогов и сборов, об ответственности  за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых  для взыскания недоимки, об ответственности  за неисполнение налоговым агентом  обязанностей по исчислению, удержанию  или перечислению в соответствующий  бюджет (внебюджетный фонд) налогов  и сборов см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64.

Общественная  опасность преступлений, предусмотренных  ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов  и (или) сборов с физического лица" и ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов  и (или) сборов с организации" УК РФ, заключается в непоступлении денежных средств в бюджет Российской Федерации. Такой вывод был сделан в абз. 1 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" (далее - Постановление N 64).

Статья  уклонение от налогов. Под уклонением от уплаты налогов следует понимать умышленное деяние, направленное на их неуплату в крупном или особо  крупном размере и повлекшее  непоступление денежных средств в бюджет России (абз. 1 п. 3 Постановления N 64).

Способы совершения преступлений, способы уклонения  от налогов, способы уклоения от уплаты налогов, схемы уклонения от налогов, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, могут быть любыми.

В соответствии с положениями налогового законодательства срок предоставления налоговой декларации и срок уплаты налога могут не совпадать, поэтому  моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 и 199 УК РФ, следует считать  фактическую неуплату налога в срок, установленный налоговым законодательством (абз. 3 п. 3 Постановления N 64).

Таким образом, общественная опасность преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, заключающаяся  исключительно в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ, возникает лишь в момент неуплаты налога в оговоренный законом срок.

Что такое уклонение от уплаты налога?

Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность  за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов как с физических (в  том числе с предпринимателей), так и с юридических лиц.

Под уклонением от уплаты налогов закон  понимает только следующие два случая:

- фирма или гражданин не представили  в инспекцию налоговые декларации  или другие документы, подача  которых в соответствии с законодательством  является обязательной;

- фирма или гражданин включили  в эти документы заведомо ложные  сведения.

Некоторые особенности привлечения к уголовной  ответственности

Привлечение к уголовной ответственности  за уклонение от уплаты налогов имеет  важную особенность, которая состоит  в том, что привлечь к ответственности  виновное лицо можно только в том  случае, если оно действовало умышленно. В соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. N 9-П, если гражданин, предприниматель, руководитель, главный бухгалтер  фирмы допустили недоплату налога по неосторожности, привлечь их к уголовной ответственности нельзя.

В связи с тем, что в налоговом  законодательстве не используется понятие  экономической целесообразности и  не регулируются порядок и условия  ведения финансово-хозяйственной  деятельности (что в принципе невозможно, учитывая незыблемость свободы экономической  деятельности, закрепленной ныне действующим  российским законодательством), при  рассмотрении уголовных дел об уклонении  от уплаты налогов, совершенном посредством  осуществления экономически неоправданных  затрат, судам в каждом случае необходимо обращаться как к существующим подзаконным актам, регламентирующим соответствующие вопросы, так и к арбитражной практике[xv].

Статья  уклонение от уплаты налогов, наказание  за уклонение от налогов.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

(в  ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Уклонение от уплаты налогов  и (или) сборов с физического  лица путем непредставления налоговой  декларации или иных документов, представление которых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах  является обязательным, либо путем  включения в налоговую декларацию  или такие документы заведомо  ложных сведений, совершенное в  крупном размере, -

наказывается  штрафом в размере от ста тысяч  до трехсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом  на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

(в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное в  особо крупном размере, -

наказывается  штрафом в размере от двухсот  тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от восемнадцати месяцев  до трех лет либо лишением свободы  на срок до трех лет.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

Информация о работе Уклонение от налогов: об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов