Уголовная и административная ответственность за нарушения в сфере налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:41, дипломная работа

Краткое описание

Несмотря на принимаемые меры как по совершенствованию налогового, уголовного и иного законодательства, так и усилению роли правоохранительных органов в выявлении и предупреждении налоговых правонарушений и преступлений, проблемы, связанные со сбором налогов, остаются весьма актуальными. Количество возбуждаемых уголовных дел по налоговым преступлениям и количество обвинительных приговоров в последнее время имеет тенденцию к увеличению. Проблема уклонения от уплаты налогов характерна и для других государств, в том числе имеющих значительный опыт налогообложения и стабильную законодательную базу. По мнению многих специалистов, уровень сбора налогов во многих странах нередко колеблется в пределах 30% - 50%. В настоящее время способы уклонения от уплаты налогов стали более сложными и замаскированными, одними лишь гласными способами налогового контроля выявить или предупредить их становится затруднительным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 6
1.1. Понятие и основные принципы налоговой ответственности 6
1.2. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности 13
1.3. Составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 24
ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ 29
2.1. Административные правонарушения в сфере налогообложения и ответственность за их совершение 29
2.2. Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений 40
2.3. Предупреждение правонарушений законодательства о налогах и сборах 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 58

Вложенные файлы: 1 файл

Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах 2013 дипломная с сайта.docx

— 101.70 Кб (Скачать файл)

Состав налогового правонарушения считается привилегированным, если его определение требует наличие определенных дополнительных признаков доказывающих правонарушение, которые снижают степень социальной опасности деяния в области налогового порядка. Так как соблюдение налоговых правил очень важно для государства, то законодателем крайне редко разграничивается ответственность за данные противоправные деяния в сторону её уменьшения. В статье 126 пункте 3 Налогового Кодекса РФ подробно описывается состав налогового правонарушения, который причислен к привилегированным. В данной статье речь идет о несвоевременной подаче налогоплательщиком документов, значащихся в списке законодательных актов о налогах и сборах.

Вторым условием необходимым для классификации составов является принцип, на котором основывается объективная сторона правонарушения в налоговой области. Составы можно разделить на формальные и материальные, с учетом последствий, которые повлекли за собой правонарушения. За правонарушение, имеющее материальный состав, ответственность наступает только в случае бездействия или действий повлекших за собой негативные последствия. Также для квалификации такого противодействия следует выявить причины, связывающие совершенное правонарушение и отрицательные последствия для общества. В случае отсутствия причинной связи, привлечение к налоговой ответственности исключено. К правонарушениям с материальным составом можно отнести: ведение незаконной предпринимательской деятельности (частный предприниматель, юридическое лицо), то есть без постановки на учет; несвоевременное предоставление налогоплательщиком сведений о банковском счете (его закрытие или открытие); нарушение сроков подачи декларации по налогам в течение ста

восьмидесяти  дней по завершению законного срока о налогах и сборах; частичное пересечение или не перечисление всей суммы налоговых выплат, которые согласно НК РФ должны быть удержаны и перечислены налоговым агентом; не исполнение срока, в течение которого налогоплательщик должен осуществить перечисление налога; игнорирование банком решение налоговых органов по поводу временного прекращения операций по счетам налогового агента или плательщика налога; не выполнение со стороны банка решения о взимании сбора, налога либо пени.

Налоговое правонарушение с формальным составом отличается от выше перечисленных тем, что для его квалификации достаточно одного факта совершения данного деяния, при этом отрицательные последствия не учитываются. Таким образом, к таким налоговым правонарушениям можно причислить: уплата меньшей суммы налога или неуплата вовсе, в результате чего происходит сокращение налоговой базы; уклонение переводчика, специалиста или эксперта в участии налоговых проверок; изначально ложно заключение, данное экспертом и прочие противоправные деяния, отраженные в главах 16 и 18 Налогового Кодекса РФ.

Форма свершения  правонарушения является третьим обязательным условием для квалификации составов налоговых противоправных действий. Принимая во внимание действие или бездействие в области налоговых правонарушений можно выделить те, которые были совершенны по причине:

- действий  плательщика налога, налогового  агента или других лиц:

- бездействие  плательщика налога, агента по  налогу;

- сочетание  действия и бездействия, иными  словами противоправные действия  с так называемой смешанной  объективной стороной. К смешанному  составу налоговых правонарушений  можно отнести неуплату налога (полностью или частично) из-за сокращения налоговой базы или иных видов неверного исчисления налога, который является обязательным с учетом прохождения таможенной зоны РФ; осуществление деятельности с целью получения дохода частным предпринимателем или организацией без учета в налоговом органе.

Четвертое условие  классификации – прямой объект состава  налоговой правонарушений. В этой категории мы можем выделить противоправные действия затрагивающие:

- материальные (фискальные) государственные права,  то есть нарушающие общественные отношения, контролируемые НК РФ, с помощью которых осуществляется уплата и вздымание налогов;

- процессуальные  финансовые государственные права,  то есть нарушающие утвержденные законодательством общественные отношения, с помощью которых плательщики налогов числятся на учете в налоговых органах, осуществление налогового контроля, производство по делам относящиеся к налоговым противодействиям.

Проанализировав статьи 104 и 106 Налогового Кодекса, мы можем сделать заключение о разделении налоговой, административной и прочей ответственности на законодательном уровне, которая наступает вследствие несоблюдения основных правил налоговых отношений. В узком понимании налоговую ответственность можно принимать в форме самостоятельной финансовой ответственности, отделенной и других институтов ответственности входящих в состав других правовых сегментов.

В главе 16 НК РФ отражены установленные формы  правонарушений в налоговой сфере, а также предусмотренные критерии ответственности.

Состав и  основа шестнадцатой главы НК РФ постоянно  дорабатывается, что связано с периодом усовершенствования защитительных правоотношений в области налогообложения.

 

ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И  УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

2.1. Административные правонарушения  в сфере налогообложения и  ответственность за их совершение

Административная  ответственность – это особый вид юридической ответственности за налоговое правонарушение. Главными особенностями использования административных мер влияния на правонарушителя закона о налогах и сборах являются такие меры:

1) если действия  состава противоправного нарушения  не несут большую опасность для общества, в таком случае применяется административная ответственность;

2) если в  противоправных действиях есть  признаки соответствующие составу  административного правонарушения, то такие действия являются  административными правонарушениями;

3) если в действиях содержатся признаки нарушения закона о налогах и сборах и они являются особо опасными для общества, то такие действия квалифицируют как преступления и преследуются уголовно;

4) ответственность,  наступающая за нарушение закона  о налогах и сборах, является следствием противоправных действий или бездействия (таких, которые нарушают нормы налогового законодательства) лиц или должностных лиц. В правовых отношениях, применяя административную ответственность, на одной стороне неизменно выступают налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, государственные внебюджетные фонды, органы таможни, являющиеся публично-правовыми субъектами. За нарушение закона о налогах и сборах, имеющее признаки административного правонарушения, применять санкции могут только органы или должностные лица государства, они уполномочены от имени государства представлять его в налоговых правоотношениях;

5) фискальные  интересы Российской Федерации,  субъектов ее и муниципалитетов, являются в налоговой области родовым объектом административных правонарушений;

6) формальный  признак характеризует объективную  сторону налоговых деликтов, потому  что юридически не определена  зависимость административного штрафа от наступления ущерба для налоговой области. Сам факт совершения налогового правонарушения (признаки определены Кодексом об Административных Правонарушениях РФ и другими положениями норм законодательства) уже наказуем в административном порядке.

 Налоговым правонарушением, в составе которого имеются признаки административного правонарушения, то есть налогового проступка, нужно считать посягание на принятый порядок регулирования в налоговой области, действия или бездействие, совершенные по неосторожности или умышлено, вина которого доказана и которое наказывается мерами административной ответственности, установленными Кодексом об административных правонарушениях, а также законами субъектов Российской Федерации.

Такие черты  как опасность для общества, ущерб, вина, противоправность, наказание согласно административному законодательству, являются главными специфическими чертами правонарушений налогового законодательства, которые содержат признаки административных правонарушений.

Состав административного  проступка покушающегося на налоговые  отношения похож на состав налогового правонарушения и проявляется как  совокупность субъективных и объективных  критериев. Объективные компоненты, входящие в состав налогового правонарушения – это фискальные интересы государства, которое выступает в данном случае, объектом правонарушения; противоправные деяния человека, являющиеся объективной стороной, выражающиеся в определенных действиях или бездействии, в пренебрежении норм законов и права.

Субъективные  компоненты состава правонарушения в налоговой сфере составляют лицо или должностное лицо, являющееся субъектом правонарушения; моральное отношение правонарушителя к тому, что он сделал, то есть нарушил закон о налогах и сборах, умысел или неосторожность, которые выражают, таким образом, вину.

Значение  административной ответственности  за налоговые правонарушения проявляется в ее назначении и задачах. Ответственность за налоговые проступки отличается от административной ответственности как цельного правового института тем, что ее функции альтернативные и ограничительные.

Альтернативная  функция предусматривает публичную  сущность фискальных интересов государства. Государству наносится имущественный вред налоговыми проступками. Поэтому для государства более важно обеспечить и восстановить нормальный режим получения денег в бюджет страны, а также в не бюджетные фонды, чем наказать виновных в правонарушении граждан. По этой причине административная ответственность за налоговые правонарушения не влечет за собой применение к лицам, которые виновны особых карающих методов, таких как психическое или физическое принуждение.

Функция ограничения  ответственности за правонарушения в налоговой сфере проявляется  в формировании с помощью законодательного регулирования условий для того, чтобы ограничить ее вредные последствия. Штрафы – это ограничительные меры, которые применяют к правонарушениям закона о налогах и сборах.

Такие функции  ответственности как превентивная или предупредительная и правозащитная, не свойственны налоговым проступкам.

Физическое  лицо или должностное могут быть субъектами административной ответственности за налоговые правонарушения.

Согласно  общему правилу под административную ответственность попадают граждане Российской Федерации, резиденты, иностранцы, а также лица, не имеющие гражданства. Только совершеннолетний гражданин (достигший 16 лет) может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения. Что касается составов налоговых правонарушений, за которые установлена ответственность КоАП РФ, то субъективный состав усечен. В соответствии с примечанием статьи 15.3 КоАП РФ административная ответственность за правонарушения в налоговой сфере, определенная статьями 15.4-15.9, 15.11 НК не прилагается к лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации юридического лица.

Субъектом такого состава правонарушения в налоговой  сфере выступает коммерческий банк или другая организация кредитной сферы, которая является такой благодаря лицензии ЦБ РФ.

Субъективная  сторона правонарушения банка, установленного статьей 134 НК РФ, определяется виной  в виде неосторожности либо умысла.

Санкции, применяемые  в этом случае относительно определенные, и обусловлены суммой неправомерно перечисленной. Относительно незаконного выполнения банком платежного поручения, вызвавшего невыполнимость взыскания с плательщика размера налога, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации и прочих войсках и военных формированиях РФ.

В качестве лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности  как должностные лица, могут быть руководители и прочие сотрудники других организаций, в том числе лица, реализующие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые совершили административное правонарушение, выполняя организационно-распорядительную или административную и хозяйственную деятельность.

Субъектный  состав налоговых правонарушений отличается от налоговых правонарушений, нарушениями законов о налогах и сборах, в которых есть признаки административных проступков.

Если нарушения  законов о налогах и сборах было незначительным, и имели место  признаки административного правонарушения, лицо виновное в этих правонарушениях  могут освободить от привлечения  к административной ответственности. Судья, таможенный орган, налоговый орган, федеральная налоговая полиция и орган не бюджетного государственного фонда могут выносить решение об освобождении от административного взыскания за налоговое правонарушение.

Административный  штраф, является главным взысканием за правонарушения законов о налогах и сборах, которые имеют признаки административных правонарушений. Административный штраф выражается в денежном взыскании и относительно области налоговых правонарушений проявляется в размере кратном МРОТ или в размере неуплаченных налогов и сборов, которые должны быть уплачены к моменту завершения или предотвращения правонарушения. В случае начисления штрафа за налоговое правонарушение в размере суммы не заплаченных налогов и сборов, этот штраф не превышает троекратный размер недоимки по налогам.

При назначении административного наказания за нарушения законодательства о налогах и сборах учитываются характер совершенного деяния, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Кодекс РФ об административных правонарушениях  содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность:

Информация о работе Уголовная и административная ответственность за нарушения в сфере налогов и сборов